Конструкт «Игры со звуком [ш]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Данный конструкт предназначен для детей старшей группы. Может быть использован воспитателем, учителем-дефектологом, учителем -логопедом и заботливыми родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_zvukom_sh.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

организации совместной образовательной деятельности

Группа: Старшая группа

Образовательная область: Речевое развитие

Тема: «Игры со звуком [ш]»

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная

Учебно-методический комплект:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3. Занятия по развитию речи детей 3-6 лет/Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. -192 с.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Методы воспитания: беседа, поощрение,

Методы обучения:

Словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием

Наглядные: иллюстрация, демонстрация

Практические: игровая ситуации

Оборудование: иллюстрация «змеи», изображение различных предметов, начинающихся на звук [ш], иллюстрации к артикуляционной гимнастики.

Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к занятию и стремление правильно произносить звук [ш]
  • Дети демонстрируют умение слушать других не перебивая
  • Дети проявляют навык правильного произношения звука [ш] в слогах, словах, предложениях
  • Дети демонстрируют умение определять наличие звука [ш] в словах, предложениях
  • Дети демонстрируют развитие фонематического слуха
  • Дети проявляют умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи: 

Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Воспитывать умение слушать других не перебивая.

Развивающие задачи:

Совершенствовать умение детей точно отвечать на поставленный вопрос

Развивать фонематический слух

Развивать артикуляционной и мелкой моторики

Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников

Обучающие задачи:

Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в слогах, в словах, в предложениях

Учить определять наличие в словах, предложениях звук [ш]

Д: развивать умение говорить внятно, в среднем темпе

А: развивать умение использовать в речи полные, распестрённые, простые предложения

Последовательность деятельности  

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Этап организационно-мотивационный

Задача: организовать детей на предстоящую деятельность. Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

 -Ребята, сегодня у нас с вами не простое занятие!

Сегодня на занятии

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ребята, а вы хотели бы отправиться в гости в страну звуков? А чтобы узнать к какому звуку мы сегодня в гости отправимся, нужно отгадать загадку.

Его произносит змея
И ежик, сердитый немножко,

Спускающий шарик и я, -
Но только не так - понарошку!
(Ш)

Молодцы! Мы отправимся в гости к звуку [ш]. Ребята, а кто знает, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

 Мы не можем звук увидеть,

 И не можем в руки взять.

 Звук мы можем только слышать,

 А еще его сказать.

Дети приветствуют воспитателя

Дети эмоционально реагируют отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение

Дети добровольно присоединяются к деятельности

Готовность к совместной деятельности. 

Дети проявляют интерес к занятию и стремление правильно произносить звук [ш]

2. Основной этап

Задача: побуждать детей на совместную деятельность. Закреплять произношение звука [ш]

2.1 Артикуляционная гимнастика

Задача: тренировка органов речи и постановка правильного произношения звуков

2.3 Включение в игровую деятельность

Задача: Совершенствовать умение детей точно отвечать на поставленный вопрос

Автоматизация звука [ш] в слогах.

Игра «Слова-рифмы»

Задача: Развивать фонематический слух (фонематические процессы)

Физкультминутка

Задача: совершенствовать умение детей двигаться в соответствии с текстом

 

Игра «Самый внимательный»

Задача: Учить определять наличие в словах, предложениях звук [ш]

Игра «Один-много»

Задача: Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в словах. Развивать грамматически правильную диалогическую речь

Пальчиковая гимнастика

Задача: Развитие мелкой моторики дошкольника

Ребята, а для того чтобы нам попасть в волшебную страну звука [ш], нам необходимо размять наш язычок. А как мы можем размять наш язычок?  В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. Вы готовы?

«Маляр»

Станем все мы малярами.

Кисточка- наш язычок.

Мы покрасим в окнах рамы,

А потом весь потолок.

«Часики»

Тик – так, тик – так – 
Ходят часики – вот так! 
Влево тик, 
Вправо так. 
Ходят часики – вот так!

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает, 
Пусть немножко подремает.

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим верхние и нижние, 
ведь они у нас не лишние.

Какие вы молодцы ребята, теперь наши язычки готовы отправиться в гости к этому звуку и познакомится с ним!

Ребята, вот мы и оказались в волшебной стране звука [ш]. Посмотрите, кто нас встретил в этой волшебной стране? Правильно, это змея, сегодня змея нас будет знакомить с этим звуком. Ребята, но у змеи случилась беда, она забыла, как нужно правильно шипеть. А вы знаете как нужно шипеть? Давайте вместе покажем змее! Но шипеть мы будем с вами по-разному. Слушайте внимательно и повторяйте шипелки за мной.

Ш-ш-ш-ш-ш

Ша-ша-ша

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Шо-шо-шо

Аш-аш-аш

Ош-ош-ош

Уш-уш-уш

Иш-иш-иш

Педагог просит повторить шипелки несколько раз

Какие вы молодцы, помогли змее, а теперь давайте произнесем долгий звук [ш], как будто ветер шумит. Давайте закроем глазки и произнесем этот звук еще раз. Ребята, посмотри ветер перенес нам листок со стихотворением, послушайте его. Все ли в нем верно?  В этом стихотворении, слова в которых есть звук [ш] поменялись местами. Вы поможете правильно составить предложения? Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

С другом мы играли в чашки … (в шашки).

Пили чай из белой шашки … (чашки).

Вылезла из норки шишка … (мышка).

На нее упала мышка … (шишка).

Под кустом сидели шишки … (мышки).

На сосне висели мышки … (шишки).

В воздухе летала кошка … (мошка).

Молоко лакала мошка … (кошка).

Все слова вернули на свои места, молодцы ребята. А теперь пришло время нам немного отдохнуть. Вставайте со стульчиков.

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку, наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так (надуть щёки и кулачками нажать на них).

Ребята, а какие вы слова знаете начинающиеся на звук [ш]?

А можете нам со змей их сказать, а то мы их немного подзабыли. Только слова называйте по очереди.

Как много слов змея узнала благодаря вам.

Змея предлагает вам поиграть в ее любимую игру. Вы хотите поиграть со змеёй.

Игра называется «Один-много». Я буду называть вам один предмет, а вы много.

 Шар - шаров, кошка – кошек, мишка - мишек, мышка – мышек, шляпа- шляп, шкаф-шкафов, шорты-шорт.

Ребята, нам пора возвращаться в группу и прощаться с нашей новой знакомой. Давайте закроем глаза и снова произнесем долгий звук [ш], чтоб ветер унес нас домой.

Ребята, а хотели бы вы выучить потешку , где в словах живет звук [ш]

«Оладушки»

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки -загибаем поочередно пальцы на обеих руках

Один Машеньке, один Мишенке,

один Пашенке, один Дашеньке, один Наташеньке.

Дети вступают в диалог с воспитателем, высказывают свое мнение, выдвигают предположения.

Выполняют артикуляционную гимнастику в соответствии с текстом

Вступают в диалог с воспитателем, знакомятся с жителем «страны звука [ш]». Правильно произносят шипелки.

Дети подбирают слова в

соответствии с текстом стихотворения

Дети выполняют движение в соответствии с текстом стихотворения

Дети придумывают и называют слова в которых присутствует звук [ш]

Дети называют слова в множественном числе

Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.

 Повторяют стихотворения, для пальчиковой гимнастики, за воспитателем. Дети совместно с воспитателем разучивают потешку.

Дети демонстрируют готовность к совместной деятельности.

Дети проявляют навык правильного произношения звука [ш].

Дети демонстрируют умение точно отвечать на поставленные вопросы

Демонстрируют умение произносить звук [ш] в слогах

У детей развит фонематический слух

Дети эмоционально зарядились

Дети демонстрируют умение определять наличие в словах звука [ш]

Дети демонстрируют умение правильно произносить звук [ш] в словах

Дети демонстрируют развитие мелкой моторики рук

7.Подведение итога

Задача: учить детей анализировать свою деятельность

Ребята, в какой стране мы сегодня с вами побывали? Какой звук мы тренировались произносить? Кто нас встретил в этой стране? В какие игры мы сегодня играли вместе со змеёй, а какие задания выполняли?

Какая игра вам больше понравилась?

Какое у вас настроение после занятия?

Дети высказывают свое мнение.

Дети проявляют активность и инициативность в беседе

8.Открыторсть

 Ребята, вы сегодня все больше молодцы. Наша новая знакомая, перед уходом, попросила подарить вам небольшие подарки

Ребята, что это?

Правильно, это раскраски со змеёй.

Когда у вас будет свободное время, вы можете сесть и раскрасить и.  

Дети отвечают на вопросы высказывая свое мнение

Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")

Игра «Карусель звуков»  моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем.  В процессе моделирования игры дети  выделяют звук из слов...

Развитие речи. Конструкт НОД "Игры со звуком [ш]»

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш] Воспитывать умение слушать других не перебивая. Развивающие задачи:Совершенствоват...

Конструкт логопедического занятия звук [ч] и буква "Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия "Звук и буква Э"

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе...

Конструкт логопедического занятия "Звук А"

Технологическая карта совместной деятельности с детьми, имеющими фонентико-фонематическое недоразвитие речи....