Практикум для родителей «Применение игровых приёмов коррекции речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Куляк Светлана Сергеевна

У каждого логопеда-практика существуют свои универсальные игровые приемы, оптимальные варианты применения различных игровых средств на определенном этапе работы над звуком, позволяющие заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по исправлению звукопроизношения.

Разнообразить приёмы домашних занятий можно речевыми играми, которые не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Применение игровых приёмов коррекции речи у детей дошкольного возраста»

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня тема нашей встречи – это применение игровых приёмов коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Наша речь складывается из нескольких компонентов:

  1. Звукопроизношение.
  2. Фонематическое восприятие.
  3. Словарный запас.
  4. Грамматический строй речи.
  5. Связная речь.

Одним из важнейших направлений работы логопеда с детьми как с лёгкими , так и с тяжелыми нарушениями речи является формирование фонетической стороны речи. Если окружающие, в том числе и сверстники не замечают бедность словарного запаса и особенности грамматического строя речи, то неправильное произношение – как на ладони. Как правило, и у вас родители наибольшее беспокойство вызывает звукопроизношение детей, как наиболее заметный дефект.

Когда же следует обратиться к специалистам? В логопедии существуют определённые нормы развития произношения:

  • До  3-х лет формируются гласные звуки и звуки раннего генеза
  • С 3 до 4 – свистящие С, З, Ц.
  • С 4 до 5 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
  • С 4,5 до 6 – сонорные Л и Р.

Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка нового сложного навыка. Он проходит  в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап
  2. Этап постановки звука
  3. Этап автоматизации звука
  4. Этап дифференциации звука.

И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях.

Отработка происходит:

  • Изолированно
  • В слогах,
  • В словах,
  • В предложениях,
  • В потешках, чистоговорках и стихах
  • В связной речи.

Эта работа усложняется и тем, что занятия по автоматизации звуков, зачастую, трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным, логопеду и родителям необходимо превратить работу над звуком в увлекательную игру. Именно в игре, игровых упражнениях легче и доступнее проходит процесс постановки и автоматизации звуков.

У каждого логопеда-практика существуют свои универсальные игровые приемы, оптимальные варианты применения различных игровых средств на определенном этапе работы над звуком, позволяющие заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по исправлению звукопроизношения.

Разнообразить приёмы домашних занятий можно речевыми играми, которые не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и словах.

Для речи в целом и произношения отдельных звуков важным является длительный выдох, поэтому, в начале, необходимы дыхательные упражнения.  

1. Мы развиваем  выдох и формируем  речевое дыхание

Можно задувать свечи, надувать шарики, выдувать мыльные пузыри, дуть на листочки, бабочек, помпончики, султанчики, вертушки.

Показательна игра «Покачай игрушку». Ребенок ложится на пол, а взрослый кладёт ему игрушку на живот. Затем просим ребёнка покачать игрушку: вдох – животик поднимается вверх, выдох – животик опускается вниз.

2. Следующим обязательным элементом является артикуляционная гимнастика.

Она должна выполняться ежедневно и перед зеркалом. Для  её выполнения можно использовать разнообразные картинки и объединять серии упражнений в сказки и рассказы.

Давайте попробуем выполнить несколько упражнений и на их основе придумать сказку.

3. Для автоматизации изолированного звука можно применять разнообразные дорожки и лабиринты. Ребёнок проводит пальчиком по дорожке произнося автоматизируемый звук.

4. Игру “Внимательные ушки” можно выполнять в двух вариантах.

В первом варианте ребёнок ловит заданный звук, хлопая в ладоши при его произнесении взрослым среди ряда других звуков.

Во втором варианте ребенок произносит звук, слог или слово, взрослый при этом поощряет: “Как хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для правого уха.

Для ребят старшего дошкольного возраста можно использовать игру “Ворота”

Ребенок руками перед грудью изображает закрытые ворота. Во двор можно пускать слоги или слова с заданным звуком. По окончании игры детям можно предложить вспомнить слова, которые они пропустили “во двор”.

5. “Пирамидка”

Ребенок разбирает и собирает пирамиду, называя при снятии и нанизывании каждого колечка звук слог и слово.

6. “У кого длиннее нитка?”

Взрослый и ребенок как можно дольше произносят звук, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.

7.“Кто больше собрал?”

За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и взрослый берут по одной части картинки, мозаики  (фишке).

8. “Повтори для Кати”, “Научи игрушку”

Ребенок произносит звук, слог или слово, а кукла его поощряет: “Какой ты молодец, как хорошо у тебя получилось! А можешь еще раз так сказать?” Можно выставить сразу несколько игрушек.

Взрослый  берет любую игрушку и просит ребенка научить произносить звук, слог или слово.

9. “Пальчиковые игры”

«Пальчики здороваются». Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца, произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук, слог или слово.

“Цветочек” Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

“Маленькие ножки бежали по дорожке”. Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг звук, слог или слово.

10. “Лесенка”

Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук, слог или слово.

11. “Игры с мячом”

Взрослый предлагает ребенку прокатить мяч по полу. Пока катится мяч, ребенок должен тянуть звук.  Назови много. Посчитаем.

12. “Ромашка”

Взрослый рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ромашку. В ее центре пишет нужную согласную букву, а на лепестках – гласные. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного лепестка к другому, прочитывая по ходу часовой стрелки прямые слоги, против часовой стрелки – обратные 

13. “Волшебная палочка”

  • Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько взрослый ударил палочкой.
  • Назвать предмет спрятанный палочкой.
  • Назвать ласково.
  • Перекрасить в другой цвет.
  • Увидеть много.

14. “Прищепочки” Ребёнок прицепляет прищепки на основу называя звук, слог, слово или предложение.

 

15. Дойди до финиша. Угадай-ка. Взрослый описывает предмет, а ребёнок называет его. Потом можно поменяться ролями. Прохлопай (протопай) слово.

Предложенные игры просты в использовании и доступны для Вас уважаемые родители. Они помогают легче преодолеть “кабинетную речь”, сокращают время работы над звуком и повышают мотивацию, так как превращают скучные занятия в увлекательные. Ребенок прекращает игру с желанием продолжить ее завтра.

Уважаемые родители, играйте с детьми!
Помните:
сотрудничество педагогов и родителей - залог успеха ребёнка!

Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение своевременной коррекции речи у детей дошкольного возраста/

Консультация для родителей и педагогов о значении своевременной коррекции речи....

Современные игровые технологии коррекции и развития детей дошкольного возраста.   

Игровая  технология – это специальный набор форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.  ...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

использование игровых приёмов в обучении счёту детей дошкольного возраста

Известно, что ребёнок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего мира, интерес к математики у него проявляетс давольно рано......

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...

Методическая разработка "Особенности применения игровой педагогики в обучении плаванию детей дошкольного возраста"

Повышения эффективности обучения плаванию посредством игры, обеспечение всестороннего развития личности ребенка, используя игры различной направленности...