Открытое индивидуальное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по формированию связной речи на тему «Зима».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ирклиевская Оксана Юрьевна

Занятие, с ребенком с ОВЗ  старшего дошкольного возраста, по формированию связной речи на тему:  «Зима» с  использованием технологии   пластилинографии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_temu_zima.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

Открытое

индивидуальное занятие

 с ребенком старшего дошкольного возраста

по формированию связной речи

на тему «Зима».

Подготовила:

Учитель-логопед

Ирклиевская О.Ю.

г.Пыть-Ях

2021

Тема: «ЗИМА».

Цель:  

Формирование навыков связной речи у детей.

Задачи:

Расширять и активизировать словарь по теме «Зима» за счет слов-признаков, слов действий.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Учить образовывать глаголы совершенного вида приставочным способом.

Учить детей составлять описательные рассказы о времени года зима

используя план-схему.

Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Развивать у детей мелкую моторику через технику пластилинография.

Развивать творческую активность.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, просодическую сторону речи, координацию речи с движением.

Ход занятия

(Перед входом в кабинет логопед и ребенок находят конверт и лепешки пластилина)

Логопед: Женя посмотри, что мы нашли возле двери, как ты думаешь, что это?

Женя: Это письмо.

Логопед: Женя, хочешь узнать от кого оно? Давай я помогу тебе и прочту его.

Письмо «Здравствуй Женя! Я отправил к вам в детский сад Снеговичка, чтобы ты рассказал ему о Зиме. С уважением, Дед Мороз»

Логопед: Письмо есть, а Снеговичка нет. Странно, а как ты думаешь, где Снеговичок?

Женя: Он наверно растаял.

Логопед: Я думаю ты прав. Из чего сделан снеговик?

Женя: Из снега.

Логопед: Правильно, а зайдя к нам в детский сад, ему стало жарко, и он растаял. И вот что мы нашли возле двери, растаявшего Снеговичка. И как нам теперь выполнить просьбу Деда Мороза?

Женя: Нужно помочь Снеговичку.

Логопед: Конечно, мы будем про зиму рассказывать, задания выполнять и поможем ему снова стать Снеговичком.

Логопед: Женя, а что ты знаешь о зиме, какая она?

 «Подбери слова – признаки» (картинки)

Зима (какая?) - …(холодная, белая, красивая, снежная).

Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый,  искристый, серебристый).

Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).

Мороз (какой?) - …(холодный, сильный, трескучий).

Горка (какая?) - …(снежная, ледяная). 

Снежинки (какие?) – красивые, резные, маленькие

Логопед: Предлагаю тебе сделать картину «За окном снежок кружился»

Ребенку предлагается макет окна и белый пластилин. Нужно под речевое сопровождение сделать снежинки за окном. У меня есть макет окна, я буду читать стихотворение, а ты украшать окно снежинками.

(От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность)

За окном снежок кружился 

Тихо падает, ложится

Сыплет белый, снежный пух,                    

Устилает все вокруг.    

Пух на шапках                                            

Пух на шубках,                                

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух!                                  

Кто щекочет —  пух!                                 

Логопед: Очень красиво получилось, ты молодец. Женя, ты рассказал о зиме и как-то в кабинете стало прохладно, посмотри наш снежок стал тверже, как ты думаешь, что мы со снега можем сделать.

Женя: скатать ком

Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок –
Он превратился в толстый ком. (скатать ком из пластилина)

Логопед: Что у нас получилось

Женя: Мы сделали первый ком Снеговичка.

Логопед: продолжаем помогать нашему Снеговичку.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Давай подуем на наш снежок. «Дует ветер» Пропевание на одном выдохе: «Фа-фа-фа-фа-фа»

 «Рады снегу». Выполняем как упражнение «Забор».

«Окно» «Мост» «Лопата», «Парус», «Молоток», «Лошадка», «Дятел».

Логопед: Ты молодец. Теперь мы сможем скатать еще один ком Снеговичка.

Давай, дружок, смелей, дружок
Кати второй снежок –
Он превратился в толстый ком. (скатать ком из пластилина)

Логопед: Что у нас получилось

Женя: Мы сделали второй ком, поменьше

Логопед: Женя нам хватит 2 кома, чтобы у нас  получился Снеговичок?

Женя: Нет, нужно 3

Логопед: продолжаем помогать нашему Снеговичку

 «Рассказ о зиме»

 - Женя, а теперь давайте расскажем о зиме. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, вставайте рядом со своим стульчиком:

Пришла зима.          

(Обвести широким жестом всю картину)

Стало холодно.        

(Обхватить себя руками и поежиться)

Ударили морозы.    

(Стукнуть кулаком одной руки по ладони второй)

Реки покрылись льдом.  

(Руки перед грудью, горизонтальным движением развести их в разные стороны.)

Пошел снег. Он падал белыми пушистыми хлопьями:  

(Руки согнуть в локтях и поднять вверх, а затем зигзагообразными движениями не спеша опустить их вниз)

на землю ...,    

(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в разные стороны)

на дома …,          

(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под углом друг к другу)

на деревья …,      

(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)

на людей.            

(Положить руки себе на голову).

Логопед: «Назови ласково»

Снежинки улетели, а я приглашаю тебя поиграть в игру («Назови

ласково»)

- Комочек маленький поймай и словечко приласкай!

Снег – снежок

Мороз –

Зима –

Сосулька –

Горка –

Ветер –

Снежинка –

Логопед: Теперь мы можем слепить 3 ком. Что у нас получилось

Женя: Мы сделали третий ком, самый маленький

Логопед: Теперь мы можем собрать нашего гостя. 

Мы слепили снежный ком                  

Шляпу сделали на нем                      

Нос приделали и вмиг                       

Получился снеговик                        

Логопед: Кто у нас получился? (снеговик)

Правильно.

Логопед: а давай покатаем нашего Снеговичка на санках. 

-Давайте покатаем его с нашей горки.

Снеговик ехал, ехал и к горке (что сделал?) – подъехал.

На горку (что сделал?) – въехал.

С горки (что сделал?) – съехал.

Вокруг горки (что сделал?) – объехал.

И к нам (что сделал?) – приехал.

Логопед: Женя, мы Снеговичка на санках покатали, а теперь давай ты расскажешь ему, что такое зима, опираясь на картинный план.

(Описательный рассказ по схеме).

Итог

Логопед: Женя, у тебя все получилось, ты молодец,просьбу Деда Мороза мы выполнили, рассказали Снеговичку о зиме. Женя, тебе понравилось занятие? (ответ ребенка)

Снеговичку тоже понравилось как мы играли.

А наше занятие подошло к концу.

Что тебе понравилось больше всего? (ответ ребенка)

Самоанализ

к открытому индивидуальному занятию

 с ребенком старшего дошкольного возраста

по формированию связной речи на тему  «Зима».

Вашему вниманию было представлено индивидуальное занятие по формированию связной речи на тему  «Зима» с ребенком комбинированной группы старшего дошкольного возраста.

      Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно.

На занятии была поставлена следующая цель: формирование навыков связной речи у ребенка старшего дошкольного возраста.

И решались следующие задачи:

Коррекционно - образовательные:

- Расширять и активизировать словарь по теме «Зима» за счет слов-признаков, слов действий. 

- Учить детей составлять описательные рассказы о времени года зима

используя план-схему.

- Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

- Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- Учить образовывать глаголы совершенного вида приставочным способом.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру.

- Совершенствовать грамматический строй речи.

- Развивать у детей мелкую моторику через технику пластилинография.

- Развивать память, мышление, воображение.

- Развивать творческую активность.

- Развивать общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, просодическую сторону речи, координацию речи с движением

- Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

-. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

- Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. В ходе ООД прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Речевой материал соответствует целям и теме занятия, которое построено логично и последовательно. Цель доведена до ребенка (рассказать о зиме), была понятна и соответствовала содержанию занятия.

Для реализации каждой задачи были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали ребенка к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. В ходе образовательной деятельности использовались наглядные, словесные, практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, практических навыков и умений. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. Помимо традиционных технологий обучения мной были использованы  нетрадиционные технологии .Это пластилинография, биоэнергопластика и здоровьесберегающие технологии .

Все моменты занятия логичны и последовательны. Ребенок был довольно активный, чувствовал себя комфортно, охотно принимал участие в играх.

Занятие строила как увлекательную игровую деятельность. Помочь растаявшему Снеговичку, ребенок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон, повысила речевую активность ребенка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким- то одним видом деятельности.

         Сюрпризный момент: находка письма и деталей растаявшего Снеговичка,  помог вызвать желание работать на  этапе введения в тему занятия.
        На протяжении основной части решались одни из главных речевых задач. Чтобы привлечь ребенка к речевой деятельности и наиболее успешно достичь поставленной цели, на протяжении всей части занятия создавала проблемно-поисковые ситуации (Какая?, Какой?, Как помочь? Что сделать?), в которых ребенок, смог найти правильные ответы на поставленные вопросы. На этом этапе практического применения полученных знаний и умений активизировался и обогащался словарь ребенка по данной тематике, ребенок упражнялся в совершенствовании грамматического строя речи, закреплял умение в образовании глаголов совершенного вида (объехал, приехал и т.д.) и правильном  их использовании. При выполнении практических заданий с использованием  пластилинографии (создание картины «За окном» и вылепливание Снеговичка) у ребенка были включены различные группы мышц, происходила  и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания была создана естественную для ребёнка ситуацию, в которой у него была возможность говорить, делая что-то. Ребенок свободно рассказывал о том, в чём он участвовал, о том, что он создаёт своими руками.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была использована артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.  Использование биоэнергопластики в сочетании с артикуляционными упражнениями поддерживал положительный эмоциональный настрой ребенка, помог длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике,  повысить мотивацию ребенка на занятии, повышая при этом его эффективность артикуляционной гимнастики.

Использование, разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.

На заключительном этапе были обобщены знания о зиме. Ребенок составлял рассказ о времени года «Зима», используя схему рассказа. Ребенок старался выполнить инструкцию, пользовался схемой, формировал навык самоконтроля при оценке своих рассказов.

Анализируя деятельность ребенка, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность на протяжении всего времени. Ребенок был заинтересован, внимателен, чувствовал себя комфортно. Ребенок сам находили ответ на предлагаемые вопросы, делал соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации ОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.

Предложенные игры подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи, двигательных способностей детей.

На мой взгляд, занятие получилось занимательным и динамичным. С поставленными речевыми задачами ребенок успешно справился.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

Конспект Совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР-ОНР по теме «Зимующие птицы»

Предлагаемый конспект совместной деятельности с дошкольниками старшего возраста с ТНР-ОНР с использованием интерактивного устройства mimio....

Групповое коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звуки [Л], [Л\']». Лексическая тема: «Жители леса зимой».

Тема: «Звуки [Л], [Л᾽]».Лексическая тема: «Жители леса зимой».Цель: дифференциация звуков [Л], [Л᾽].Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (то есть, помимо коррекционной, указан...

Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию по теме: "Зимующие птицы"

Занятие разработана для детей старшего дошкольного возраста. Содержит много разнообразных видов деятельности для детей: интересные загадки, описательные рассказы о зимующих птицах, сбор пазлов, с през...

Презентация к логопедическому занятию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по лексической теме : «Зима. Зимующие птицы»

Тема: «Зима. Зимующие птицы»Коррекционно-образовательные задачи: Обобщение представлений о зиме и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Сов...