Организация индивидуально - коррекционного процесса в работе логопеда.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Панова Наталья Владимировна

В группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями развития (нарушением речи, задержкой психического развития) основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школьному обучению. Основную часть рабочего времени логопеда занимают индивидуальные занятия с детьми, которые решают коррекционные речевые  и иные задачи нарушений психического и (или)физического развития, индивидуальные для каждого ребёнка. В данной статье представлены требования к структуре индивидуальных занятий, их календарно - тематическое планирование.В последующих статьях будет представлен обобщённый вариант индивидуальной коррекционной работы логопеда с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_individualnyh_zanyatiy_v_rabote_logopeda.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

   Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования для успешной реализации образовательной программы предполагает создание психолого – педагогических условий для получения детьми образования в соответствии с их возрастными, психологическими возможностями  и индивидуальными особенностями. Для этого в образовательном процессе используются разнообразные формы и методы работы.

В группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями развития (нарушением речи, задержкой психического развития) основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школьному обучению. Адаптированная основная общеобразовательная программа предполагает решение коррекционно – развивающих задач в форме фронтальных, подгрупповых (в подвижных микрогруппах) и индивидуальных занятий.

Основную часть рабочего времени логопеда занимают индивидуальные занятия с детьми, которые решают коррекционные речевые  и иные задачи нарушений психофизического развития, индивидуальные для каждого воспитанника. Индивидуальные занятия помогают сформировать навыки совместной продуктивной и речевой деятельности  детей с особенностями установления контакта, иными нарушениями в развитии.  Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова.

Для  повышения речевой активности на индивидуальных занятиях логопед подбирает лексико – грамматические игры и игры на развитие высших психических функций  со словарным материалом, насыщенным автоматизируемым звуком. В структуру индивидуального занятия входят игры и упражнения по обучению элементам грамоты, профилактики нарушений письма и чтения.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед определяет тему и цели занятия, продумывает  этапы занятия, их связь друг с другом, планирует постепенное усложнение речевого материала занятия, осуществляет дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей. Логопед на занятиях должен формулировать  инструкции кратко и четко,  использовать разнообразный и красочный наглядный материал, создать положительный эмоциональный фон занятия.

 В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его концентрацию на теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации,  в играх. Подбор  и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Примерное тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности С(к)Р группы VII вида

         Период

 СЕНТЯБРЬ   

I неделя

                                            МОНИТОРИНГ

II неделя

                                               МОНИТОРИНГ

III неделя

МОНИТОРИНГ (первый период обучения)

Ранняя осень. Деревья,  кустарники (второй период обучения)

IV неделя

МОНИТОРИНГ (первый период обучения)

Урожай (второй период обучения)

ОКТЯББРЬ

I неделя

Золотая осень. От зерна до булочки.

II неделя

Профессии.

III неделя

Я и моё тело. Я и моё настроение.

IV неделя

Посуда. Продукты питания.

НОЯБРЬ

I неделя

Поздняя осень.

II неделя

Дикие животные.

III неделя

Дикие животные готовятся к зиме.

IV неделя

Домашние животные.

ДЕКАБРЬ

I неделя

Зима.

II неделя

Зимующие птицы.

III неделя

Зимующие птицы.

IV неделя

Новый год. Зимние игры и забавы.

ЯНВАРЬ

I неделя

II неделя

КАНИКУЛЫ

МОНИТОРИНГ

III неделя

Середина зимы.  ( первый период обучения)

Начало года. Календарь.  ( второй период обучения)

IV неделя

Материалы для изготовления предметов. Свойства предметов.

ФЕВРАЛЬ

I неделя

Одежда.

II неделя

Обувь. Головные уборы.

III неделя

Родина. Защитники Отечества.

IV неделя

Домашние птицы.

МАРТ

I неделя

Весна. Женский день.

II неделя

Мой дом. Моя семья.

III неделя

Мебель. Электробытовые приборы.

IV неделя

Родной город. Родина.

АПРРЕЛЬ

I неделя

Середина весны. Прилёт птиц.

II неделя

Планета Земля. Космос.

III неделя

Рыбы.

IV неделя

Транспорт. Правила дорожного движения.

МАЙ

I неделя

Весна цветёт. Весенние работы в саду и огороде.

II неделя

День Победы.

III неделя

Цветы. Насекомые.

МОНИТОРИНГ.

IV неделя

МОНИТОРИНГ.

До свидания, детский сад. Лето.

В последующих статьях будет представлен обобщённый вариант индивидуальной коррекционной работы логопеда с детьми, который включает:

статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения для тренировки губ; упражнение для тренировки нижней челюсти; упражнения для тренировки языка;

 пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов;

упражнения по развитию речевого дыхания;

 упражнения по развитию мимической выразительности;

упражнения по формированию просодики (темп, ритм, модальность голоса);

воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи;

упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия;

 исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка;

 коррекция нарушения слоговой структуры слова;

 формирование лексико-грамматических представлений;

обучение элементам грамоты;

развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления;

 профилактика нарушений чтения и письма.

Речевой и практический материал для индивидуальных занятий представлен в картотеках.

     

 Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной коррекционно - речевой работы с ребенком в ДОУ и дома

Практическое занятие для воспитателей. Совершенствание  и углубление знаний по речевому развитию детей.Дальнейшее практическое использование навыков в индивидуальной работе с ребенком...

Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)

Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой  показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического с...

Организация индивидуальной коррекционной работы учителя – логопеда.

С учетом современных подходов и требований к организации коррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление  планов индивидуальной коррекционной работы. Коррекционная ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

Презентация " Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ЗПР"

В данной презентации представлен материал следующего содержания:1. Определение категории детей с ЗПР.2. Цели, задачи коррекционной работы.3. Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ.4. Основное содержание ИО...