"Современные технологии речевого развития детей"
презентация по логопедии

Тарасенкова Юлия Владимировна

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Современный мир и его технические «игрушки» подменяют современному ребёнку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребёнок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_rechevogo_razvitiya_detey_1.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста» Учителя-логопеды МАДОУ д/с №125 Орлова В.С, Тарасенкова Ю.В.

Слайд 2

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»

Слайд 3

Технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Факторы успешного речевого развития Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения - Создание условий для общения с другими детьми - Совместные игры взрослого и ребёнка - Удовлетворение любознательности ребёнка - Правильная речь взрослого - Развитие мелкой моторики рук - Чтение художественной литературы .

Слайд 4

Требования к выбору технологий: ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей; воспитание культуры общения и речи; технология должна носить здоровьесберегающий харак тер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Слайд 5

Т – технология Р – решения И – изобретательских З – задач «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимум затрат достичь максимум эффекта»

Слайд 6

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ: развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; развитие речи, памяти, творческого воображения

Слайд 7

Методы ТРИЗ технологии Метод мозгового штурма. Метод каталога. Метод фокальных объектов. Метод «Системный анализ». Метод морфологического анализа. Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Мышление по аналогии. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Слайд 8

С помощью технологии ТРИЗ можно совершенствовать все стороны речевого развития: Владение речью как средством общения; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи; Знакомство с детской литературой.

Слайд 9

«Системный оператор» Многоэкранная схема талантливого мышления

Слайд 10

Технологию ТРИЗ можно использовать во всех видах деятельности! «Что-то» Если мы рассмотрим что-то. Это что-то для чего-то. Это что-то из чего-то. Это что-то часть чего-то. Чем-то было это что-то. Что-то будет с этим что-то. Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! автор: М. С. Гафитулин .

Слайд 11

ТРИЗ-игры для развития речи « Объяснялки »

Слайд 12

ТРИЗ-игры для развития речи «Исправь ошибку» 2 варианта ответа Внучка маленькая, а бабушка старенькая; Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый; Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая; Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

Слайд 13

Методическая литература Технологию ТРИЗ педагоги могут использовать во всех образовательных областях!

Слайд 14

Технология проектной деятельности – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Технология «Азбука общения» Шипицыной Л.Н.

Слайд 15

Технология «Азбука общения» Шипицыной Л.Н. это психолого-педагогический курс развития навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста (4-7 лет). Девиз программы «Азбука общения» - «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!»

Слайд 16

Технология нацелена: - на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений; - на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям; - на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. По мере решения основных задач в рамках данной технологии осуществляется развитие речи, а также остальных высших психических функций, являющихся базой речи.

Слайд 17

Технология активизирующего обучения речи Автор: Ольга Альфонсасовна Белобрыкина кандидат психологических наук

Слайд 18

Технология активизирующего обучения речи игра общение Игровое общение Лингвистические игры

Слайд 19

Мнемотехника Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи. при заучивании стихотворений; для составления пересказов; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок; для обогащения словарного запаса; для автоматизации звуков; при обучении составу числа; при воспитании культурно-гигиенических навыков; при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Слайд 20

Структура мнемотехники

Слайд 21

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Слайд 22

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов , расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию.

Слайд 23

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется пересказ, рассказ или учится стихотворение, загадка и пр.

Слайд 24

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Слайд 25

Рассказ-описание

Слайд 26

Технология - карты Проппа

Слайд 28

Красная шапочка

Слайд 29

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил: 1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"… 2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник. 3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается. 4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его). 5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.

Слайд 30

Технология « СИНКВЕЙН» Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего : • открываются новые творческие интеллектуальные возможности • способствует обогащению и актуализации словаря • является диагностическим инструментом (коммуникативные качества) • носит характер комплексного воздействия ( развивает речь , память, внимание, мышление) • используется для закрепления изученной темы • является игровым приемом

Слайд 31

Варианты работы с дошкольниками 1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего) . 2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки. 3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить). 4. Можно использовать синквейн : - на занятиях для закрепления изученной лексической темы; 5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование : «кто назовет больше нужных слов» . 6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ) .

Слайд 35

Правила для смелых, идущих к цели педагогов: - Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто. - Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. - Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. - Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди. Благодарим за внимание и желаем Вам смелых творческих достижений! «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а то, что внутри нас заставляет выбирать дорогу» О. Генри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста ( Ушинский)

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...