Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме «Лето, ах Лето!
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мельникова Нина Сергеевна

Формировать умение составлять составлять связный рассказ о лете. Формировать представление детей о лете и типичных летних явлений в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме «Лето, ах Лето!

Подготовительная к школе группа

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о лете с помощью мнемосхем.

Задачи:

1. Образовательные задачи: 

формировать представления детей о лете и типичных летних явлениях в природе;

закреплять знания детей о лете и использовать их в составлении рассказов.

закреплять и расширять словарь детей по теме «Лето»;

стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

2.Развивающие задачи:

продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

развивать умение детей в умении рассказывать о временах года (лето) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;

развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;

обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки. 

3. Воспитательные задачи: 

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть с взрослыми и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе;

формировать умение работать в коллективе;

создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

Лето, солнце, цветы;

Летние месяцы: июнь, июль, август;

Приметы лето: становится жарко, день длиннее ночи, деревья покрыты густой кроной, цветут  цветы;

ручеек, сосулька, птицы.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: ноутбук, телевизор, аудиозапись «Времена года. Лето» П.И. Чайковский, мяч, указка лучик, цветок «Цветик-семицветик».

Демонстрационный материал: мнемосхемы, цветочная поляна, цветок «Цветик-семицветик».

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Лето», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о лете; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты: 

воспитанники имеют расширенное преставление о лете, как времени года;

у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;

дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;

расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход НОД

I. Организационный момент. Психогимнастика “Улыбка”

 Воспитатель:  - Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы      будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.

Воспитатель: Солнце печет, липа цветет,

                         Рожь поспевает, Когда это бывает?

Дети: Летом!

II. Введение в тему занятия:

 Воспитатель: - Ой, что это за звук?  К нам пришло  видео сообщение. Хотите узнать, кто гам его прислал?      Да!

Давайте  внимательно посмотрим и  послушаем.

 «Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок Кузя. Мы никогда не видели лето и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?» Ваш друг Пингвинёнок.

Проблемная ситуация. Ребята,  вы хотите помочь друзьям? ДА!

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?

Ответы детей.

- Правильно, мы можем поговорить про лето, рассказать о ней, послушать песни про лето.

Воспитатель:- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

- Молодцы, правильно! Воспитатель показывает на глобусе где Антарктида.

- А как вы думаете, почему пингвины не знают что такое лето? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, там в Антарктиде лето не бывает).

Ну что расскажем Кузе, о прекрасном времени года Лето.

1.Игра с мячом: «Назови приметы весны» ( дети называют приметы вреени года Лето)

- Что же такое « Лето»? (Это время года).

- После, какого времени года приходит лето?

- Какие приметы лета вы знаете?

2.  Пальчиковая гимнастика: Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем летом мы играть:

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

Землянику собирать.

Воспитатель: Ребята посмотрите у меня в руках волшебный цветок, но летний ветерок подул, и лепестки разлетелись, Хотите поиграть с лепесточками.  

Дети: Да.

Игра « Мы лепесточки увидали» (зрительная гимнастика)

 Мы лепесточки увидали

И с лепесточки играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал.

Глазки закрываем,

Глазки  отдыхают.

3.  Игра «Сложи цветочек»

Давайте составим цветочек в соответствии с цифрами и расскажем об основных летних изменениях в природе. (Дети, выкладывая цветочек, считают количество лепесточков, называют цвета, проводится порядковый счет, потом дети описывают летние явления с помощью мнемосхемы)

К примеру:

Летом жарко светит солнце.

Летом день длиннее ночи…..

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о лете!

4.Зрительная гимнастика «Вот какое лето» по  телевизору.

Воспитатель:  Ребята смотрите, Лето  приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

- Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.
 Если он уже вошел – значит, день уже пришел.
(Солнечный луч)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот один лучик нам подарила лето, хотите поиграть с лучиком, и я хочу с вами поиграть.

5. Игра «Волшебный лучик».

Воспитатель  объясняет: тот, до кого дотронется волшебный лучик, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике .

Я буду дотрагиваться, и называть слово, а вы повторяйте это же слово, но уже со словом «Летний», «летняя», «летнее»,

например: день — летний день, погода —летняя погода, солнце, настроение, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, солнце, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

6. Воспитатель: - Ребята у меня есть картинки. А сейчас с вами будем составлять предложения про лето, (Дети по картинке называют предложения и картинку прикрепляют на магнитную доску).

Лето.

Солнце жарко греет, припекает.

Дети купаются в речке.

Летом загорают, ходят на рыбалку.

Носят летнюю, легкую одежду.

После дождика на небе появляется радуга.

Летом много цветов и насекомых.

Поспевают овощи, фрукты, ягоды.

- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

4. Составление рассказа о лете с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, А хотите составить по данной таблице рассказ.

 Составление рассказа  по мнемотаблице  «Лето»  (2-3 рассказа)

 и отправим ему, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о лете своим друзьям в Антарктиде.

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Установка на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД с использованием мнемотехники на тему: "Пересказ рассказа А. Седугина "Как булочка сметану караулила"" в старшей группе.

Конспект НОД с использованием мнемотехники на тему: " Пересказ рассказа А. Седугина "Как булочка сметану караулила"" в старшей группе....

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»

Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект НОД c использованием мнемотехники на тему "Зима"

Конспект НОД с использованием мнемотехники для детей второй младшей группы...

Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме «Весна»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умен...

Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме «Весна»

Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпи...