ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ). ПОДБОРКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
занимательные факты по логопедии (подготовительная группа)

Для правильной речи, а впоследствии письма и учебы очень важно, чтобы ребенок хорошо различал звуки. Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В 4 года, максимум в 5–6 лет он должен быть полностью сформирован.

Если не решить проблему в дошкольном возрасте, из нее выльется множество новых, куда более серьезных. Ребенок будет испытывать сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом будет даваться слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно напишет окончания и многое другое.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ)

Логопедическая работа по дифференциации фонем

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в не усвоении букв,

в заменах фонетически близких звуков при чтении. Формирование дифференциации

звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный,

зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются

характером нарушения дифференцировок. Использование кинестезии при дифференциации

звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию

кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению

различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения

звуков речи. Умение различать положение губ отрабатывается первоначально на звуках [И] -

[У], поскольку различие в положении губ при произнесении этих звуков значительно.

Упражнения могут быть следующими:

 Произнести звук [И] перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом

находятся губы. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос:

Скажи, при произнесении звука [И] губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?

 Произнести звук [У] перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом

находятся губы.

 Произнести звуки [И][У] слитно. Определить, одинаково ли положение губ при

произнесении этих звуков.

 После самостоятельного произнесения звука [И] определить, в каком положении

находились губы (не глядя в зеркало).

 Произнести звук [У], определить положение губ при его произнесении (не глядя в

зеркало).

 Произнести последовательно звуки [И] - [У] и ответить, при произнесении какого

звука губы растянуты.

 Произнести звуки [И] - [У] и определить, при произнесении какого звука губы

вытянуты вперед.

 Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.

 Определить первый и последний звук по беззвучной артикуляции рядов [И][У],

[У][И].

Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении

гласных звуков [И]-[А], [У]-[0], согласных [М] (губы сомкнуты) и [Л] (губы раскрыты) и

др.

Дифференциация звуков Си Ш в слогах

Дифференциация этих звуков в слогах также проводится в плане слухового и

произносительного сопоставления.

Упражнения для произносительной дифференциации:

1. Повторение слогов со звуками С и Ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными

гласными. (СУ - ШУ, ШУ-СУ, СУ - ША, ШУ-СА, СА - ШИ, ША-СЫ. САШ-ШАС, СОШ-

ШОС, СУШ-ШУС, ШОС-СУШ, ШИС-СОШ и т.д.)

2. Чтение слогов, запись слогов под диктовку.

Для слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:

 Поднять букву С или Ш после произнесения слогов со звуками [С] и [Ш]:

СА, ША, СО, ШУ, ШИ, СЫ, ШИ, ШЕ.

 Придумать слоги со звуками [С] и [Ш].

 Преобразовать слоги, заменяя звук [С] звуком [Ш] и наоборот. СА - ША, ШО - СО. УШ - УС и

т.д.

 Диктанты слогов со звуками [С] и [Ш].

Дифференциация звуков [С] и [III] в словах

Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова.

Используются различные задания по формированию фонематического анализа:

установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука,

определение последовательности, количества и места звука в слове.

Рекомендуются следующие задания:

1. Определить, какой звук - [С] или [Ш] - в слове. Логопед называет слова, в которых

звуки [С] и [Ш] находи в начале, затем - в середине слова и, наконец, в конце слова.

Например, слон, сумка, шар, шуба, скатерть, крыса, колбаса, лошадь, насос, пылесос,

карандаш, малыш.

2. Определить место звуков [С] и [Ш] в словах (начала, середина, конец). Вначале

уточняется, какой звук в слове ([С] или [Ш]), затем определяется его место в нем.

Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, санки, косы, мышь, лес, овес,

миска, машина, крыша.

3. Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в начале слова.

4. Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в середине слова.

5. Подобрать слова со звуком [С] или [Ш]в конце слова.

6. Разложить картинки со звуками [С] и [Ш] под соответствующими буквами.

7. Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со

звуком [Ш].

8. Работа со словами - квазиомонимами. Предлагается определить значение слов

крыша, крыса, а затем сравнить звучание этих слов и сказать, в чем их различие.

9. Игра Часы. Детям предлагаются часы (с циферблатом) двух цветов, например,

зеленого и синего. Логопед называет слова. Дети определяют, какой звук в слове,

выбирая часы определенного цвета (зеленые для звука [С], синие - для звука [Ш]). Далее

дети определяют место данного звука в слове (первый, второй, третий т.д.) и ставят

стрелку на определенную цифру.

10. Графический диктант. Логопед называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети

записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую

какой по счету этот звук в слове. Например, косынка С3 -вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8,

колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.

11. Составить графические схемы слов. Отметить на схеме синим цветом кружок,

соответствующий звуку [Ш], зеленым - кружок, соответствующий звуку [С]. Примерные

слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каштан, костюм, крыса, крыша, кошка,

ромашка, капуста.

12. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками [С] и [Ш].

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) Детям раздаются карточки и буквы С и Ш. Логопед называет слово. Дети должны

найти на карточке соответствующую картинку, определить, какой звук слышится в

названном слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.

б) Детям раздаются карточки лото и бумажные полоски, разделенные каждая на три

части. На двух полосках буквы С и Ш написаны соответственно в первой части полосок,

на двух других - в средней, на остальных - в конце. Логопед называет слово, ученики

определяют, какой звук в слове ([С] или [Ш]), его место в нем (начало, середина, конец) и

закрывают картинку соответствующей полоской.

13. Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.

14. Диктанты слов со звуками [С] и [Ш].

15. Составление слов со звуками [С] и [Ш] из букв разрезной азбуки.

16. Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука [С] или [Ш].

В небо дыра, в землю дыра,

А посредине - огонь да вода. (Самовар)

Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)

Стоит Антошка на четырех ножках. На Антошке - суп да ложки. (Стол)

Живу во дворе, пою на заре,

На голове гребешок, я - горластый ... (Петушок)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кош (Мыши)

На лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Трещит, а не кузнечик; летит, а не птица, везёт, а не лошадь. (Самолет)

Сижу верхом - не знаю на ком,

Знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)

Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)

г. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях.

Рекомендуются следующие упражнения:

1. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуком [С] или

[Ш]. Назвать в предложении слова со звуками [С] и [Ш]; определить, какой это звук и его

место в слове.

2. Повторить предложения со словами, включающими звуки [С] и [Ш]. Назвать слова со

звуками [С] и [Ш].

В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи

длинные косы. Света надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал

большое стадо. Бабушка подарила Саше солдатика. Дедушка принес большого сома.

3. Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками [С] и [Ш].

Примерные картинки: куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. В начале предлагается

определить, какой звук - [С] или [Ш] - в названии картинок.

4. Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно

дополнить словами - квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.

Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в (кассу).

Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску)

В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса)

Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).

Можно использовать картинки на слова - квазиомонимы. Картинки предлагаются

парами.

5. Придумать предложения на слова - квазиомонимы. Определить, в каких словах

есть звук [С] или [Ш], назвать место данного звука (перед каким звуком, после какого

звука слышится данный звук в слове).

6. Вставить пропущенные буквы С и Ш.

В шкафу ви.ит ко.тюм. Под ногами …ур…ат …ухие ли…тъя. В ...аду по…пели яблоки и гру…и. На

поле выро...ли маки. Гало.и .тоят в углу. По…уда …тоит в шкафу. Мы купили …ыр, …ливки и

ма…ло.

7. Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками [С] и

[Ш] в два столбика.

Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на кушетке. Миша срывает

груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в

школу шишки.

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в связной речи

Рекомендуются следующие задания:

1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих

звуки [С] и [Ш].

2. Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов, включающих

звуки [С] и [Ш].

3. Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.

В саду.

В на…ем …аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви…ят боль…ие гру...и. Деду…ка хоро.о

ухаживает за ...адом.