Звук Ф ФЬ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

План-конспект «Звук [Ф – ФЬ]. Буква Ф»

16. 05. 2022г.

Цель: ознакомление со звуками [Ф – ФЬ] и зрительным образом буквы Ф, дифференциация звуков [Ф – ФЬ].                                                                        Коррекционно-образовательные задачи:

- познакомить со звуками [Ф – ФЬ];                                                                                                                                                                                    - закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат для твердых согласных, зеленый квадрат для мягких согласных;                                                                                                                                                                

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать положительную мотивацию;

- воспитывать инициативность и самостоятельность.

Демонстрационный материал: плакат  «Звуки [Ф – ФЬ]»,  символы звуков [Ф, ФЬ], буква Ф, синий и зелёный грузовики,

Раздаточный материал: карточки с картинками на звуки [Ф,  ФЬ]

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

В группе раздается телефонный звонок, фея страны Звуков пригашает детей к себе в гости.

Логопед. Дети, вы хотите отправиться в страну звуков? (Ответы детей). Тогда, давайте вспомним, какие бывают звуки.

Звуки гласные мы знаем                                                                                              И всегда их называем.                                                                                                               Все они легко поются                                                                                                                                                И как песня звонко льются.

Назовите, какие гласные звуки вы знаете. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки на схеме? (Красным цветом)

Кроме гласных есть другие.                                                                                                        Вы не знаете какие?                                                                                                                Много трудностей в пути                                                                           Предстоит им всем пройти.

И  согласные…согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,                                                                                                    Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 

Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При их произношении встречается преграда в виде губ, языка или зубов, а гласные звуки поются).

Молодцы! Вы готовы к встрече с новыми Звуками? Тогда в путь!

  1. Основная часть.

Логопед (надевает колпак феи страны Звуков). Я очень рада вас видеть в гостях.

Логопед. Давайте рассмотрим и назовём картинки (фотоаппарат, фантик, флаг, фара). Назовите первый звук в этих словах.  Уточняем артикуляцию звука [Ф]:

- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;

- верхние зубки слегка видны;

- горлышко «молчит».

Знакомимся с символом звука: воздух выходит из большого воздушного шара: ФФФФФ....

 Даём характеристику звука  [Ф]: это звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой (горлышко молчит). Каким цветом обозначаем?

Рассматриваем и называем картинки, фиалка, филин, Федя. Выделяем первый звук в этих словах. Уточняем артикуляцию звука [ФЬ] и даём ему характеристику: это звук согласный, мягкий, глухой. Каким цветом обозначаем? Знакомимся с символом звука: воздух выходит из мяча: фь-фь-фь.

Логопед. Подумайте и скажите, чем похожи и чем отличаются звуки [Ф-ФЬ]? ( Дети дают сравнительную характеристику звуков и выделяют их отличия).

Логопед. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные грузовики». В синем грузовике поедут пассажиры (картинки), в названии которых есть твёрдый согласный звук [Ф], а в зелёном грузовике поедут пассажиры (картинки), в названии которых есть мягкий согласный звук  [ФЬ]. (Дети получают по 1 картинки со звуками [Ф-ФЬ] в названии и кладут рядом с соответствующим грузовиком, комментируя свои действия: «В синем грузовике поедет ФОКУСНИК, потому что в его названии есть твёрдый согласный звук [Ф]» и т.д.

Физминутка (Дети проговаривают слова стихотворения и выполняют движения по тексту):

Филин спал в дупле глухом,

Вдруг услышал где-то звон.

Вылез он и посмотрел,

Всю округу оглядел.

Чуть подумал, посидел,

Вдруг вспорхнул и улетел,

В каждый глянул уголок,

Прилетел и спать залёг.

Логопед. У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы что делаем? (видим и пишем). Звуки [Ф] и [ФЬ] обозначаются буквой Ф (показывает букву). Это их домик, в нём они живут.  На что похожа буква Ф? (ответы детей)

Логопед.  Проведите указательным пальцем по букве Ф. (Дети обводят букву Ф указательным пальцем, а затем выкладывают её из верёвочки). Какую букву вы выложили?

Логопед. А сейчас возьмите пазл и соберите из него букву Ф, а затем назовите все предметы, которые на ней изображены. (Дети собирают пазл и выделяют первый звук в названии предметов, давая  характеристику звуку).

 

 

Логопед. Я предлагаю вам поиграть в игру «Подскажи словечко».

Никакой я вам не покус, покажу сейчас всем… (фокус)

Алка-алка-алка на окне стоит… (фиалка)

Тан-тан-тан плещет воду вверх …(фонтан)

Ист-ист-ист гол забьет нам… (футболист)

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок —

Красный, маленький... (флажок).

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри —

Загорелись... (фонари).

          Мама вяжет длинный … (шарф),
          Потому что сын … (жираф).

  1. Подведение итогов.

Логопед. Наша встреча подошла к концу, я очень рада была познакомить вас с новыми звуками. С какими звуками мы сегодня познакомились? Почему они называются согласными? Чем мы обозначаем звуки на письме? В чём отличие звука и буквы? До новых встреч. (Логопед снимает колпачок феи страны Звуков, и все возвращаются в свою группу).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_f_f.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект «Звук [Ф – ФЬ]. Буква Ф»

16. 05. 2022г.

Цель: ознакомление со звуками [Ф – ФЬ] и зрительным образом буквы Ф, дифференциация звуков [Ф – ФЬ].                                                                        Коррекционно-образовательные задачи:

- познакомить со звуками [Ф – ФЬ];                                                                                                                                                                                    - закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат для твердых согласных, зеленый квадрат для мягких согласных;                                                                                                                                                               

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать положительную мотивацию;

- воспитывать инициативность и самостоятельность.

Демонстрационный материал: плакат  «Звуки [Ф – ФЬ]»,  символы звуков [Ф, ФЬ], буква Ф, синий и зелёный грузовики,

Раздаточный материал: карточки с картинками на звуки [Ф,  ФЬ]

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

В группе раздается телефонный звонок, фея страны Звуков пригашает детей к себе в гости.

Логопед. Дети, вы хотите отправиться в страну звуков? (Ответы детей). Тогда, давайте вспомним, какие бывают звуки. 

Звуки гласные мы знаем                                                                                              И всегда их называем.                                                                                                               Все они легко поются                                                                                                                                                И как песня звонко льются.

Назовите, какие гласные звуки вы знаете. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки на схеме? (Красным цветом)

Кроме гласных есть другие.                                                                                                        Вы не знаете какие?                                                                                                                Много трудностей в пути                                                                           Предстоит им всем пройти.

И  согласные…согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,                                                                                                    Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При их произношении встречается преграда в виде губ, языка или зубов, а гласные звуки поются).

Молодцы! Вы готовы к встрече с новыми Звуками? Тогда в путь!

  1. Основная часть.

Логопед (надевает колпак феи страны Звуков). Я очень рада вас видеть в гостях.

Логопед. Давайте рассмотрим и назовём картинки (фотоаппарат, фантик, флаг, фара). Назовите первый звук в этих словах.  Уточняем артикуляцию звука [Ф]:

- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;

- верхние зубки слегка видны;

- горлышко «молчит».

Знакомимся с символом звука: воздух выходит из большого воздушного шара: ФФФФФ....

 Даём характеристику звука  [Ф]: это звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой (горлышко молчит). Каким цветом обозначаем?

Рассматриваем и называем картинки, фиалка, филин, Федя. Выделяем первый звук в этих словах. Уточняем артикуляцию звука [ФЬ] и даём ему характеристику: это звук согласный, мягкий, глухой. Каким цветом обозначаем? Знакомимся с символом звука: воздух выходит из мяча: фь-фь-фь.

Логопед. Подумайте и скажите, чем похожи и чем отличаются звуки [Ф-ФЬ]? ( Дети дают сравнительную характеристику звуков и выделяют их отличия).

Логопед. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные грузовики». В синем грузовике поедут пассажиры (картинки), в названии которых есть твёрдый согласный звук [Ф], а в зелёном грузовике поедут пассажиры (картинки), в названии которых есть мягкий согласный звук  [ФЬ]. (Дети получают по 1 картинки со звуками [Ф-ФЬ] в названии и кладут рядом с соответствующим грузовиком, комментируя свои действия: «В синем грузовике поедет ФОКУСНИК, потому что в его названии есть твёрдый согласный звук [Ф]» и т.д.

Физминутка (Дети проговаривают слова стихотворения и выполняют движения по тексту):

Филин спал в дупле глухом,

Вдруг услышал где-то звон.

Вылез он и посмотрел,

Всю округу оглядел.

Чуть подумал, посидел,

Вдруг вспорхнул и улетел,

В каждый глянул уголок,

Прилетел и спать залёг.

Логопед. У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы что делаем? (видим и пишем). Звуки [Ф] и [ФЬ] обозначаются буквой Ф (показывает букву). Это их домик, в нём они живут.  На что похожа буква Ф? (ответы детей)

Логопед.  Проведите указательным пальцем по букве Ф. (Дети обводят букву Ф указательным пальцем, а затем выкладывают её из верёвочки). Какую букву вы выложили?

Логопед. А сейчас возьмите пазл и соберите из него букву Ф, а затем назовите все предметы, которые на ней изображены. (Дети собирают пазл и выделяют первый звук в названии предметов, давая  характеристику звуку).

Логопед. Я предлагаю вам поиграть в игру «Подскажи словечко».

Никакой я вам не покус, покажу сейчас всем… (фокус)

Алка-алка-алка на окне стоит… (фиалка)

Тан-тан-тан плещет воду вверх …(фонтан)

Ист-ист-ист гол забьет нам… (футболист)

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок —

Красный, маленький... (флажок).

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри —

Загорелись... (фонари).

          Мама вяжет длинный … (шарф),
          Потому что сын … (жираф).

  1. Подведение итогов.

Логопед. Наша встреча подошла к концу, я очень рада была познакомить вас с новыми звуками. С какими звуками мы сегодня познакомились? Почему они называются согласными? Чем мы обозначаем звуки на письме? В чём отличие звука и буквы? До новых встреч. (Логопед снимает колпачок феи страны Звуков, и все возвращаются в свою группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...