Конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР в старшей группе по лексической теме "Дикие животные".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Уточнять и систематизировать знания детей о диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dikie_zhivotnye.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР в старшей группе по лексической теме «Дикие животные»

«Теремок на новый лад»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Согласование числительных с существительным
  • Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Закрепить умение составлять описательный мини - рассказ о животных, опираясь на схему.
  • Закреплять умение отвечать полным ответом.

Коррекционно - развивающие:

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию просодической стороны речи.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.
  • Автоматизация поставленных звуков.
  • Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, координации речи с движением.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Здоровьесберегающие:

  • гимнастика для глаз.
  • Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование и демонстрационный материал: 

Письмо, фланелеграф, картинки с изображением диких животных и их частей тела, иллюстрации – жилище животных, театр на фланелеграфе – теремок, план – схема.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки Теремок”
  • Отгадывание загадок о животных.
  • Рассматривание иллюстраций животных.
  • Беседа о бережном отношении к животным.

Методы и приёмы:

Лексические упражнения, наглядность, вопросы, сюрпризный момент.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, на пороге нашей группы лежал загадочный конверт, но только от кого я не знаю, потому что оно не подписано. Давайте посмотрим, что в нём лежит, может тогда узнаем от кого оно. Ой, а тут письмо, а оно не простое, с загадками. Давайте отгадаем их.

Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки (мышь)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный (волк)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (заяц)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней (лиса)

Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (лягушка)

Дети отгадывают загадки и берут персонажей театра.

Сообщение темы занятия:

Воспитатель: О ком эти загадки?

Дети: О диких животных.

Воспитатель: Ну, вот теперь мы знаем от кого это письмо. Из какой сказки эти герои?

Дети: Эта сказка - теремок.

Воспитатель: Правильно ребята. Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Закроем глазки и скажем волшебные слова: «раз – два – три – вокруг себя три раза обернись и в сказке окажись».

На фланелеграф вывешивается теремок.

Воспитатель: а сейчас садитесь на стульчики, и внимательно слушайте сказку. В нашей сказке даже теремок умеет разговаривать, он вам будет давать задания, с которыми я думаю, вы обязательно справитесь. Ну что ж начинаем.

Воспитатель- рассказчик: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

Ребенок: Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

Воспитатель (от имени теремка): Пущу, если ребята скажут, как называется жилище волка, лисы, белки, медведя, зайца.

На доске висят картинки животные и их жилища. Дети показывают, где живут животные.

Дети: Волк живёт в логове. Лиса живёт в норе. Белка живёт в дупле. Медведь живёт в берлоге. Заяц под кустом.

Воспитатель - рассказчик: Вошла мышка и стала там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала:

Ребенок: Кваква-ква, кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Воспитатель (от имени теремка): Пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 2 и 5.

Дети: 2 мышонка и 5 мышат; 2 волчонка и 5 волчат; 2 лисёнка и 5 лисят; 2 зайчонка и 5 зайчат; 2 бельчонка и 5 бельчат; 2 медвежонка и 5 медвежат.

Воспитатель- рассказчик: Вошла лягушка и стала там жить. Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает:

Ребенок: Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Воспитатель (от имени теремка): Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково.

Дети: Мышь - мышка, заяц - зайчик, ёж - ёжик, белка - белочка, волк - волчок, лиса - лисичка, медведь - мишка, кабан – кабанчик.

Воспитатель- рассказчик: Вошёл зайчик и стал там жить.

Пока зайчик располагается в теремке, мы ребята давайте отдохнём.

Физминутка:

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Воспитатель - рассказчик: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает:

Ребенок: Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.

Воспитатель (от имени теремка): Пущу, если вы назовете, чьи это части тела?

Дидактическая игра «Чьё это?»

Дети: Это заячья мордочка. Это лисий хвост. Это медвежья морда. Это волчий хвост. Это лисья морда. Это заячий хвост. Это медвежий хвост. Это волчья морда.

Воспитатель: Вошла лисичка и стала там жить. Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает:

Ребенок: Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Воспитатель: Пущу, если вы вместе образуете сложные слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она, какая? – тонколапая,

У зайца уши длинные, то он какой? – длинноухий,

У белки рыжий хвост, то она, какая? – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост, то он какой? – короткохвостый.

У ежа острый нос, то он какой? – остроносый,

У зайца косые глаза, то он какой? – косоглазый,

У лося длинные ноги, то он какой? – длинноногий.

Воспитатель- рассказчик: Вошел волк и стал там жить.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем глазками, голову не поворачиваем, работают только глаза. Посмотрите на наш теремок. Он расположен посередине. От теремка переводим взгляд к мышке, от мышки к лисичке и т.д. Молодцы, а сейчас продолжим нашу сказку.

Воспитатель - рассказчик: Шёл мимо медведь. Увидел теремок и прорычал:

Ребенок: Кто в тереме живет? Пустите меня к себе.

Воспитатель (от имени теремка): Пущу, если ребята смогут закончить предложение.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель: Начало предложения у меня есть, нужно закончить предложение, называя противоположное по смыслу слово.

Заяц зимой белый, а летом …

У зайца хвост короткий, а уши …

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а лиса в …

Заяц пушистый, а еж…

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель - рассказчик: Вошёл медведь в теремок и стали все звери вместе жить и не тужить.

Воспитатель: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать?

Дети: Медведю, лисе и т.д.

Воспитатель: Давайте расскажем о медведе, лисе и т.д поподробнее по схеме - цепочкой.

Дети: Это медведь и т.д.

Воспитатель: Ребята, вот наша сказка и закончилась. Нам пора возвращаться в группу. А сейчас встанем в круг и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, вокруг себя три раза обернись и снова в группе окажись».

Итог занятия:

О каких животных мы сегодня говорили? Какую сказку мы с вами рассказали? Какие задания нам задавал теремок? Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше? При выполнении какого задания теремка вы испытали трудности? Вы все молодцы, замечательно занимались!

Ребята, звери из теремка приготовили для вас картинки - раскраски (раздать детям раскраски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Весёлый двор»

Конспект НОД  по развитию связной речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Весёлый двор»...

Конспект НОД  по развитию связной речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Весёлый двор»  

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие р...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы  по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ....

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «В поисках клада»

Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление, развивать доброту и взаимопомощь....