«Звук и буква Ш»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми  старше-подготовительной группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_sh.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

с детьми  старше-подготовительной группы компенсирующей   направленности

Тема: «Звук и буква Ш»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Развитие фонетико-фонематических представлений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навык произношения звука Ш и знакомство буквой Ш;

- познакомить с графическим обозначением звука Ш;

- продолжать формирование умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематические процессы; навыки звукового анализа и синтеза слов

-развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;

- развивать общую и тонкую моторики;

- координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Предварительная работа:

- проведение занятий по обучению грамоте по плану;

- речевые игры.

Оборудование. Предметные картинки со звуком Ш, разрезная картинка, конверт с письмом,  мольберт, магнитная доска, контейнеры с фишками и счетными палочками, звуковой паровозик, звуковочка Ш, «звуковые поля», листы с вечерним заданием, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет, логопед организует приветствие детей.

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня замечательный солнечный день, давайте поздороваемся с солнышком и с друг другом.

Здравствуй, солнце золотое,  - руки над головой, рисуем круг в воздухе

Здравствуй, небо голубое,    - машем руками над головой

Здравствуй, вольный ветерок, - машем ладонями перед лицом

Здравствуй маленький цветок, - показать ладошками цветок

Здравствуй, утро,  - правую руку вперед

Здравствуй, день, - левую руку вперед

Нам здороваться не лень. – дети берутся за руки.

  1. Введение в тему.

Логопед: - Ребята, посмотрите, что я нашла. Это письмо. Хотите узнать, что в нем написано?

У меня стряслась беда

Помогите, детвора

В детский сад ворвался ветер

Все разрушил, разбросал

Звук в словах заколдовал.

- Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь. А какой звук попал в беду догадайтесь сами.

- Посмотрите, ветер все разбросал, раздул.

-Что это? (разрезная картинка). Из картинок нужно что-то сложить (одна большая картинка, дети собирают на мольберте)

- Вы молодцы, картинку сложили, запомните какие предметы на ней нарисованы

Детей приглашают сесть за парты.

Логопед: - Давайте вспомним, что было нарисовано на собранной картине.

Дети называют предметы, изображенные на собранной разрезной картинке (шапка, душ, кошка, шарф, каша, гуашь, уши, шина, шляпа, шишка, лягушка, шарик). Логопед вывешивает картинки со звуком Ш на доску.

Логопед: - Какой один и тот же звук вы слышите во всех словах? (Звук Ш).

Логопед: -Вы догадались, какой звук попал в беду? (Звук Ш попал в беду). Давайте его произнесем красиво и правильно.

Выставляется схема язык – зубы - губы – говорит логопед, дети выполняют

- язык «чашечкой»

- зубы «заборчиком»

- губы «рупором», идет теплая воздушная струя (тактильный контроль)

- Ш – зубы смыкаются и воздух выходит не свободно (есть преграда), значит звук какой? (согласный), он всегда твердый и еще он какой? Давайте закроем уши и произнесем звук Ш (проверяем ладошкой или закрываем ушки, дети говорят, что звук глухой).

Логопед:- Молодцы, звук Ш- Согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой (на доске вывешивается звуковочка без колокольчика Ш)

  1. Игра «Внимательные уши».  Развитие фонематического восприятия.

Логопед: - Давайте поиграем в игру «Внимательные уши» и поймаем звук Ш

Инструкция: Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ш среди других звуков, среди слогов, слов.

Для игры предлагается следующий материал: звуки: ш, с, ш, з, д, ж, ш, с, т, ш; слоги: ша, му, шо, су, за, ши, зо; слова: собака, мишка, миска, шишка. Дети слушают и хлопают в ладоши, услышав звук [ш].

  1. Игра «Где спрятался звук?» Определение места звука в слове

Логопед: - Ребята, вы молодцы, звук Ш услышали во всех словах. А вы знаете, что звуки могут прятаться в словах. Где они прячутся? (в начале, середине, в конце слов). У нас есть звуковой поезд с вагончиками.  Давайте найдем звук Ш в наших словах и посадим в нужный  вагончик.

Дети по одному выходят к доске, логопед дает предметную картинку со звуком Ш, ребенок определяет место звука в слове и кладет картинку в нужный вагончик.

  1. Игра «День – ночь». Развитие зрительного восприятия, памяти

Логопед: - Давайте поиграем в игру и убедимся, что у вас внимательные глазки.

Логопед говорит слово «день», дети запоминают расположение картинок на доске, затем логопед говорит слово «ночь» и дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку, добавляет или меняет местами  картинки. Затем опять говорит слово «день», дети открывают глаза и отвечают на вопросы:  Чего нет? Что изменилось?

  1. Физминутка «Кошка». Координация речи с движением

Логопед: - Давайте поиграем в игру «Кошка». Выходите ко мне.

Выполним упражнения про кошку:

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз. (руки на поясе, шагать на месте.)

Посмотрела кошка вверх. (голову подняли вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (голову вниз.)

Вот налево повернулась. (поворот головы влево.)

Вот направо повернулась (поворот головы  направо)

Проводила взглядом мух. (взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (дети выполняют движения по тексту и приседают.)

  1. Игра «Измени слово». Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Измени слово». Измените слово так, чтобы в нем появился звук «ш»:

Слова для игры: Солнце – солнышко, хлеб – хлебушек, орехи – орешки, муравей – муравьишка, воробей – воробушек, корова – коровушка, горох – горошек, рыба – рыбешка, петух - петушок, мальчик – мальчишка, камни- камешки, картофель- картошка, баран- барашек, окно - окошко

Дети садятся на свои места.

8. Игра «Слово рассыпалось». Звуковой анализ слова

Логопед: - Ребята, оказывается ветер рассыпал не только картинку, но и слово, давайте попробуем собрать его по звукам.

Логопед произносит звуки, а дети сливают звуки в целое слово.

Логопед: - Ш    У    М. Какое слово получилось? (шум). Правильно.

- Сколько звуков в слове ШУМ? (три звука)

- Назовите первый звук, второй, третий.

- Возьмите звуковые поля и выложите слово ШУМ.

Дети проводят звуковой анализ слова ШУМ.

Логопед: - Сколько звуков в слове ШУМ? Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных звуков?. Поделите слово шум по слогам.

Дети говорят, что слово не делится на слоги.

Логопед: - Почему слово ШУМ не делится на слоги? (Дети вспоминают правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов).

  1. Знакомство с буквой Ш

Логопед:-  Ребята, вы помните, что звуки обозначаются буквами. Звук Ш обозначается буквой Ш. Посмотрите на нее (логопед выставляет картинку с буквой Ш)

- На что похожа буква Ш (на забор, вилку, ковш экскаватора….)

- Из каких элементов состоит буква Ш (из палочек), сколько нужно взять палочек, чтоб получилась буква Ш (четыре).

- Давайте выложим букву из палочек.

Дети выкладывают из счетных палочек букву Ш.

  1. Итог занятия

Логопед: - Вы молодцы, справились со всеми заданиями и спасли звук Ш.

Вот спасибо, помогли

От беды меня спасли

Я вам очень благодарен

Вы, ребята, молодцы!

Логопед: - с каким звуком мы сегодня познакомились?

- какое задание для вас показалось трудным?

- с каким заданием было легко справиться?

- теперь вы знаете, как звучит звук Ш и пишется буква Ш и сможете выполнить вечером задание самостоятельно, а потом проверить друг у друга.

Логопед раздает листы с вечерним заданием (Раскрасить картинки, в названии которых есть звук Ш) и прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....