Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Нагорная Ксения Олеговна

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях с ребёнком  старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР III уровень, заикание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomat_r.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Нагорная Ксения

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях с ребёнком  старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР III уровень, заикание

Цель: автоматизировать звук [Р]

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  1. Уточнять артикуляторно-акустическую характеристику звука [Р];
  2. Развивать умения отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать плавность речевого выдоха;
  2. развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание;
  4. Развивать слуховое и зрительное восприятие и память;
  5. Развивать фонетический слух и фонематическое восприятие;
  6. Развитие общей  и мелкой моторики;
  7. Развитие словесно-логического мышления;
  8. Воспитание четкой, правильной речи.

Коррекционно-воспитательные

  1. Воспитывать волевые качества личности (самоконтроль, усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);
  2. Воспитывать активность и познавательный интерес;
  3. формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.

Содержание занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Приветствие под метроном.

«Формула речи»

Внимательно слушай, другим не мешай, запомни вопрос, на него отвечай.

  1. Введение в тему занятия

Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем ребятам отыскать этот звук.

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?

Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

Дыхательная гимнастика «намотай клубочек»: ребёнок произносит на выдохе звук [А] и наматывает верёвочку на палец.

Давай расскажем какой звук [Р]

А теперь давай сделаем гимнастику для язычка

Упражнение «чистим зубы».

Маляр.

Вкусное варенье.

Грибок.

Качели.

Лошадка.

Индюк

Звук Р

Звук [Р] – согласный, твёрдый, непарный. На письме обозначаем синим цветом.

  1. Изучение нового материала
  1. Произношение изолированного звука

Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Раз, два, повернись снова в Андрюшу превратись.

 

Ребёнок выполняет инструкцию

2. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

Подними руку, когда услышишь звук [Р]

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [Р]

  1. Автоматизация звука в слогах. Игра «Повторялки» (с пальчиками)

Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

 

РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА

РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО

РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ

РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

Ребенок повторяет слоги, сопровождаю движениями рук

4. Автоматизация звука в словах. Игра «Один – много» (с мячом)

А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

Рак – раки тигр -… рог -…

Рысь -… крот -… корова -…

Рыба -… краб -… ворона -…

Ребёнок изменяет слова из единственного числа во множественное

5. Физминутка

Игра «Голова, живот, ноги».

 Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

 Ребёнок выполняет упражнение

6.  Автоматизация звука в предложении. Игра «Изменяй предложения

Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

 

Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Ребёнок изменяется предложения

7. Автоматизация звука в тексте

Повтори двустишия о животных.

«Ловко и красиво ввысь «Как громаден носорог,

Прыгает по веткам рысь». Впереди огромный рог».

«Хоть высокий жираф, «Вот прыжок у кенгуру -

Но склоняется до трав». Десять метров он в длину».

Ребёнок повторяет предложения

8. Игра «Отгадай слово»

А сейчас я буду называть слова, в которых Звукоед съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь дети смогут поехать в зоопарк и прочесть названия всех животных.

Ребенок выполняет задание

4. Итог занятия

Оценка деятельности, рефлексия

Что сегодня ты изучал? Что сегодня было трудно? Что запомнилось?

Ребёнок отвечает на вопросы логопеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях».

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы , включающее в себя упражнения, задания и игры, будет интересным не только педагогам, но ,в первую очередь детям....

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях

Данный материал будет полезен родителям, педагогам...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами «День рождения Раи»

Индивидуальное интерактивное логопедическое занятие с анимационными и звуковыми эффектами по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами...