Профилактика нарушений письменной речи
статья по логопедии

Профилактика нарушений письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_narusheniy_pismennoy_rechi.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письменной речи

       Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы растет, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Такие ошибки свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой  ДИСГРАФИИ (стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма).

Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие.

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь.  

Устная речь состоит из следующих компонентов:

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Лексика и грамматика

Пространственно – временные представления.

 

В отличии от устной речи процесс письма формируется осознанно в возрасте 6-7 лет.

Итак, процесс письма состоит из ряда компонентов:

Речевой анализатор (отвечает за устную речь: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика)

Зрительный анализатор (работа зрительного анализатора является необходимым условием в развитии зрительного гнозиса – это узнавание, выделение буквы из ряда других, а также ее написание)

Двигательный анализатор (отвечает за развитие мелкой моторики, а мелкая моторика в свою очередь влияет на развитие речевого анализатора, те есть чем лучше работают пальцы, тем активнее работает язык)  

Важным условием для совершения акта письма необходима сформированность представлений (пространственных и временных – красная строка, обзац ..)

Внимание и память (психические процессы, которые тоже участвуют в акте письме).

Итак, мы с вами возвращаемся к устной речи и рассмотрим каждый компонент поподробнее.

Дефекты звукопроизношения:

  • пропуск звука (- ыба)
  • замены одного звука на другой (сыска – шишка, лобот – робот)

Недостаточная сформированность фонематических процессов:

  • не дифференцирует звуки по тв. и мягк. (лук-люк, мел-мель, галка-галька, мышка-миска).
  • не дифференцирует звуки по звонкости-глухости (п-б, д-т, к-г, ф-в, с-з, ш-ж

бочка-почка, баня-паня, тачка- дачка, дочка- точка, уточка-удочка,горка-корка

  • не дифференцирует фонемы разных групп (свистящ-шипящ: с-ш, з-ж, ч-ц, ч-щ

чаша-чаща, крыша-крыса, кочка-кошка.

  • фонематическое восприятие предусматривает сформированность звуко-слогового анализа и синтеза: кол-во звуков и слогов в слове

                                     место звука в слове

                                     последовательность звуков в слове

   недостатки языкового анализа выражаются на письме в пропуске букв слогов, вставке лишней буквы, слога. 

      пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ-ДОЖДИ, ДЕКИ-ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ-    СОСТАВЛЯЮТ);

       пропуски гласных (ДЕВЧКИ-ДЕВОЧКИ, ПОШЛ-ПОШЛИ, ТЧКА-ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ-РАСКАЧИВАЕТ);

 перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ-КАПЕЛЬКИ, КУЛКА-КУКЛА);

добавление букв (ВЕСНАЯ-ВЕСНА);

пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД-ВЕЛОСИПЕД).

Более грубые нарушения письма обусловлены недостатками в развитии лексики (т.е. словарь ребенка), грамматики (управление и согласование) и связной речи.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений ведет к появлению оптической дисграфии, т.е. не дописывание элементов букв  и-ш, ш-щ, л-м, х-ж, и-у; добавление лишних элементов   ш-и, ш-щ; неправильное расположение элементов букв в пространстве  в-д, б-д, с-э ;

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.

   Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

    В целом, в профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

    Полноценная комплексная система профилактической и коррекционной работы - это важная задача воспитательно-образовательного процесса, которую очень сложно решить без включения родителей ребенка в этот процесс, поэтому они должны занимать активную позицию и расцениваться, как полноправные партнеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Статья. Развитие зрительно-двигательной координации как профилактика нарушения письменной речи

Статья раскрывает цели и задачи работы в данном направлении. С статье отражены задачи и формы работы по всем возрастным группам на весь учебный год. работа полезна как для детей логопедических групп, ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по профилактике нарушений письменной речи.

Полный конспект подгруппового занятия по профилактике дисграфии . Лексическая тема "Скоро в школу"- выпускное занятие....

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...