«Звуки л, л'»
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Логачева Татьяна Геннадиевна

«Звуки л, л'»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл автоматизация звука ль л16.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Звуки л, л'»

Коррекционно-образовательные задачи.

•        Научить детей правильно произносить звуки Л, ЛЬ и давать акустико-артикуляционную характеристику.

•        Знакомство с буквой Л.

•        Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.

•        Мягкие согласные. Обозначение мягкости при помощи гласных.

•        Учить читать и писать слова.

•        Составление схемы предложений.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями Луны, Земли, овощей, фруктов, ягод, зверей и птиц, инопланетян и летающей тарелки

Ход  занятия

1. Оргмомент

Послушайте загадку: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут». Что это? (Луна.) А как называется наша планета? (Земля.)

2.  Выделение звуков л, л' из слов луна, земля. Характеристика звуков. Сравнение их по акустическим и артикуляционным признакам                                                          

 3.  Произношение звуков л, л' в слогах                            

Посмотрите, какая космическая тарелка приземлилась у нас.

Выставляется картинка.                                                                

Кто это? (Инопланетянин.) Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты.)

Инопланетянин обращается к детям на своем языке. Дети повторяют за ним.

«Ла-ля-ля (как бы здороваются); лу-лю-лу (утвердительно, с радостью); лы-ли-ли (с огорчением)». Как тебя зовут? (Лалёк.) Инопланетянин говорит, что хочет узнать о наших предметах. Расскажем ему.

4.  Звуки л, л' в словах и предложениях. Развитие фонематических представлений

Пригласите инопланетянина сесть.

Инопланетянин садится на стол                                              

Это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят. Какие  похожие слова в этом предложении? Объясните Лал        ёку, чем они различаются, а чем похожи.

5.  Анализ слов стол, стул, мебель

«Разбросайте» звуки слова стол. Соберите «разбросанные» звуки с, л, т, у в слово. (Стул).

Обозначение этих слов цветовыми символами.

Каким одним словом можно назвать эти два слова? (Мебель.) Обозначьте звуки этого слова кружочками. Какой последний звук в этом слове? (Звук л'.) А сейчас покажем Лалику одежду.

Выкладываются предметы или их изображения: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник. Выделяются слова со звуком л, затем — со звуком л'.

Поднимаются соответственно цветовые символы звуков л, л'.

А сейчас покажем Лалику фрукты, овощи и ягоды.

Угадывание слов по первому и последнему звуку, по последнему  слогу.

В слове последний слог жан, это овощ. (Баклажан.) В слове первый звук м, последний — а, что это? (Малина.)

Предлагаются три-четыре аналогичных задания.

6.  Физминутка

Покажите, как двигаются разные звери — олень, лиса, волк, белка.

Дети имитируют повадки животных и по движениям определяют животного.

7.  Звуки л, л' в предложениях. Анализ словесного состава предложения с зарисовкой схемы

Какие животные живут в наших лесах? Сначала назовите слова со звуком л'. (Олень, лиса.) Скажите, как называется детеныш оленей. (Олененок.) А сейчас назовите зверей, в названии которых есть звук л. (Волк, белка, лось.) Составьте предложения со словами лось, олень, белка, волк.

Дети составляют предложения, определяют количество слов в нем, выкладывают или рисуют схему предложений.

8.Знакомство с буквой Л.

Нахождение л в кассе букв.

Выкладывание буквы из палочек.

Прописывание в воздухе.

Дописывание недостающего элемента.

9.Печатание буквы в тетрадях.

10. Итог занятия.       С какими звуками познакомились?      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...