МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ДОУ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ СЬ-Щ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Пономарева Ангелина Алексеевна
Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет.В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа: Дифференциация изолированных звуков. Дифференциация звуков в словах. Дифференциация звуков во фразовой речи. Если ребёнок умеет читать (писать), работаем над различением звуков в письменной речи.Цель составления данной методической разработки оказать методическую помощь логопедам- практикам в ДОУ. В данной разработке рассматривается процесс дифференциации звуков, как один из важнейших этапов процесса формирования правильного произношения у детей. Данный этап должен проходить эффективно, необходимо сформировать у детей навыки правильного произношения изолированного звука, автоматировать его и тогда, мы можем приступить к данному процессу. Одни из сложных для восприятия детей и таких похожих по своему звучанию звуки СЬ-Щ. Порой детям у которых низкий уровень фонематического восприятия данные звуки вызывают трудности в дифференциации. Проблемы возникающие на данном этапе в дальнейшем могут вызвать трудности в овладении звуковым анализом и синтезем.В данной разработке приводится пример речевого материала для отработки автоматизации и дифференциации данных звуков. Речевой материал состоит из 5 заданий. В которых ребенок произносит сначала слоги, дифференцирует звуки в словах и предложениях, образует глаголы от данных существительных и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Петроградского района

 г.Санкт-Петербурга

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по дифференциации звуков [СЬ] - [Щ] в речи

                                                                          Выполнила:

                                                                          учитель-логопед

                                                                         Пономарева Ангелина Алексеевна

Санкт-Петербург

2022 год


Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по дифференциации звуков [Щ] - [СЬ] в речи

Цель составления данной методической рекомендации оказать методическую помощь логопедам-практикам.

Дифференциация звуков – это различение звуков схожих по каким-то признакам. В логопедической практике случается так, что ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Это случается в том случае, если у ребенка проявляется низкий уровень фонематического восприятия и все это выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также могут возникать трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Для того, чтобы формирование произносительных навыков проходило более эффективно, необходимо в первую очередь сформировать у детей навык правильного произношения изолированного звука, затем закрепить слуховой и кинестетический образ звука и автоматизировать закрепленный звук в речевом материале. И один из важнейших этапов- этап дифференциации звуков. Приступать к данному этапу можно только после того, как звуки [СЬ] - [Щ] будут поставлены и автоматизированы.

Речевой материал по дифференциации звуков [СЬ] - [Щ]

1. Произнесение слогов

СЕ-ЩЕ    АЩА-АСЯ     СЯЩ    ЩИСЬ

2. Записать 2 предложения. Мама записывает, а ребёнок составляет.

СЕЛИ, ЩЕЛИ

3. Дифференцировать звуки сь-щ в словах. Устно. Запишите, как слышит звуки, ошибается ли, поднимая буквы.

ЩЕГОЛ, ПОСЁЛОК, СИНИЙ, ЦАВЕЛЬ, ПИЩИТ, ЩЁТКА, ПРИСЕЛ, ОСЕННИЙ. ПРОЩЕНИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕЩИ, ВЕСЕННИЙ, ПИЩА, ПИСЬМА, ПЕЩЕРА, ТЕСЬМА, ЩУКА, ЯСЕНЬ, СИПЛЫЙ, ЩУПЛЫЙ

4. Ребёнок пишет сам. Вставить пропущенные буквы Сь или Щ подчеркивая их цветными карандашами, кроме красного.

-яду

тре-ит

-ётка

товари-и

та-ил-я (очень сложно -помогите ребёнку)

5. Образовать глаголы от данных существительных. Записывает  глаголы мама, ребёнок говорит(блеск —- блещет).

Писк, плеск, треск, блеск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "

Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" (  занятие № 1 "Реки"  для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР  - ОНР П уровня речевого развития.) ЦЕЛЬ:  коррекция ...

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....

Конспект занятия НОД учителя-логопеда Тема «Автоматизация и дифференциация звуков [Ж] – [З] в словах, фразах».

Конспект НОД учителя-логопеда для детей подготовительной группы муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО....

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".

Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в созда...