Звук Зь
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Темник Анастасия Игоревна

автоматизация звука изолированно, в слогах, в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z.docx101.47 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [ЗЬ]

Песенка маленького комарика зь-зь-зь

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/15/1321994-2018-11-05-depositphotos_81588598-stock-illustration-funny-mosquito-cartoon-for-you.jpg.jpg?itok=hqC8279d

 

Основные направления автоматизации

1. Прямые слоги и слоговые ряды:  ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЕ

зя-зё-зю-зи                  зю-зи-зя-зё

зё-зю-зи-зя                  зи-зя-зё-зю

 

2. Слова с прямыми слогами:

Зина                магазин          зевать             зябь                        зяблик*

вазелин*          зима               бензин            газета                     зябнуть

нельзя*           газель*           зимний           бузина                    музей

Кузя                зелень*           козёл*             зимовать                низина

подземный      хозяин            земля*            озёра*                    зимовье

Тузик              везёт               хозяйка          земляника*            зёрна*

зимы               дивизия          позёмка          козявка                  землянка*

резина*           зимник           возить             изюм                      возят

зелёный*         корзина*

 

3. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных:

ЗНЯ, ЗНЕ, ЗНЮ, ЗНИ                    АЗНЬ, ОЗНЬ, УЗНЬ, ИЗНЬ

зня - знё - зню - зни                 азнь - ознь - узнь - ызнь

знё - зню - зни - зня                 ознь - узнь - ызнь - азнь

зню - зни - зня - знё                 узнь - ызнь - азнь - ознь

зни- зня - знё - зню                  ызнь - азнь - ознь - узнь

 

(то же с мягкими согласными Б', В Г, Д, М, Л)

 

4.  Слова со стечением согласных:

Змея, звено, звенеть, звезда, звякать, здесь, везде, взять, лезвие*, звездопад, звездолёт*, гвозди, гвоздика, возня, болезни*, возьми, Кузьма.

 

5. Фразы с отработанными словами:

Зина запускает змея.

Тузик зябнет зимой.

Зимой зябнет нос.

Озимые зимуют под снегом.

Кузьма везёт гвозди.

Зина, возьми букет гвоздик.

Медведи спят зимой.

 

6.  Чистоговорки, потешки и скороговорки:

Зябнет нос, идет зима.                                Забавной обезьяне

В зимней сказке сад, дома.                         Зина и Зоя дали бананы,

Все поземкой занесет:                                 Зеленые бананы -

Землю, степи и завод.*                               Забавной обезьяне.*

 

В зеленом, зеленом, зеленом лесу               Зя-зя-зя - Кузя осенью озяб,

Зеленый листок земляники несу.                     Зе-зе-зе - Кузя едет на козе,

Зеленая ветка под елью не спит,                      Зи-зи-зи - Кузя, обезьян вези,

Зеленая музыка где-то звенит,                          Зе-зе-зе - Кузя обезьян везет.
Зелененький зайка в зеленой листве

Поет он зеленую песенку мне.*

 

7. Небольшие адаптированные тексты для заучивания:

Зима

Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними - собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом - Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.

 

ГАЗЕТА

Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.*

 

8. Лексико-грамматические упражнения.

 

а) Подбор родственных слов:

- зима - зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка...

- земля - землянка, земляной, земляника, земельный...*

- змея - змей, змейка, змеиный, змеевик...

 

б) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:

зима - зимний (день)                          музей - музейный (экспонат)

земля - земляная (жаба)*                   газета - газетный (киоск)

змея - змеиный (яд)                            бензин - бензиновый (бак)

звезда - звездный (путь)                     болезнь - болезненный (вид)*

озимь - озимые (поля)*                       магазин - магазинная (цена)

 

в) Образование имен, и родит, падежа множественного числа существительных

зима - зимы - много зим

музей - музеи - много музеев

земля - земли - много земель*

газета - газеты - много газет

змея - змеи - много змей

магазин - магазины - много магазинов

звезда - звезды - много звезд

фантазия - фантазии - много фантазий

обезьяна - обезьяны - много обезьян

гимназия - гимназии - много гимназий

 

г) Составление предложений из данных слов:

Обезьяны, зимой, зябнуть -

Хлеба, зимовать, озимые, снег, под* -

Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить, в* -

Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить -

Лимузин, обезьяна, зеленый, в, ездить* -

Лиза, музей, пойти, суббота, в, в* -

Зина, зябнуть, у, зимой, нос -

Небо, светить, в, звёзды -

Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать -

Кузя, Зина, везти, санки, на –

9. Письменная речь.

а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:

амиз -    йезум -  мюзи -   изев -

яемз -    ялмез* - аниЗ -    бязо –

идзовг - йомиз - газгиз - тинез –

тизов -   ковез -   низнеб - йинмиз -

 

б) Перестановка слогов, чтение полученных слов:

зин-ма-га -    зе-га-та -              нит-зе-ка –

зи-бу-на -      ин-зя-хо -      та-во-зе –

ва-лин-зе* -  зяй-хо-ка -    ва-зе-ка –

лян-ка-зем* -       гвоз-ка-ди -  ка-зём-по -

 

в) Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на 3'):

                                  ЯЩПГАЗЕТАХИ

                                  НТУМУЗЕЙСАФ

                                  БВОЫДЁЗЕМЛЯ*

                                  РЮЛГВОЗДЬСЦ

                                  ЖБЕНЗИНХЧПК

 

                                 ОШИЛЗИМАХТР

                                 ПГАЗЕЛЬГСЛМ

                                 ОРСШУЛИЗЮМФ

                                АЛЗМЕЯЖУНПХ

                                СКУКОЗЛИКРМ*

 

г) Чтение слогов ЗЯ. ЗИ. ЗЕ. Придумывание слов с этими слогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...