Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш механическим способом"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Горбенко Дария Дмитриевна

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 4-5 лет (старшая группа) ТНР ОНР 3 ур.р.р. "Постановка звука Ш механическим способом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_postanovka_zvuka_sh.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука[Ш].

Логопедическое заключение: ТНР, ОНР III ур.р.р.

Тема: Постановка звука [Ш].

Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  • Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Устранение дефектного произношения звука Ш;
  • Развитие грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание интереса к занятиям;
  • Воспитание самостоятельности.

Оборудование:

  • Предметные картинки
  • Зеркало
  • Мыльные пузыри
  • Зондозаменитель

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: здравствуй! Сегодня к нам в гости пришла девочка Маша (показ картинки). Ты знаешь её? (да)

Логопед: Маша подготовила для тебя чистоговорку, а ты послушай и скажи, какой звук чаще слышится в чистоговорке: «Шапка, да шубка — вот и наш Мишутка?» (ш).

2. Постановка цели занятия

Логопед: правильно, сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].

3. Анализ артикуляции и характеристика звука

Логопед: давай я расскажу тебе о том, какое положение принимает язык и губы во время произнесения звука [Ш]: кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.

Звук [Ш] согласный, глухой, твердый.

4. Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри» на развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизацию губных мышц

Логопед: посмотри, что тебе Маша принесла? Давай попробуем надуть большой-большой мыльный пузырь!

5. Артикуляционная гимнастика

Логопед: а теперь давай сядем к зеркалу, послушаем рассказ и выполним упражнения, я тебе буду их показывать, а ты смотри внимательно и повторяй:

Логопед: Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила медведя Мишу. Миша обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Мишу грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

6. Постановка звука [ш] на базе звука [с] механическим способом

Логопед: когда Маша пошла в лес, она встретила змею. Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

Использование зондозаменителя: установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно зондозаменителем (шпателем) поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондозаменителем (шпателем).

7. Изолированное произношение звука [Ш], игра «как шипит змея»

Логопед: А теперь мы с тобой поиграем. Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею).

8. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

9. Закрепление изолированного звука

Логопед: Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш». Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

10. Итоги занятия:

Логопед: сегодня ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?

Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его.

Ты такая молодец! У тебя так хорошо получилось! Держи подарок, который тебе принесла Маша (мыльные пузыри).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет

индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят".  Тема недели "Домашние животные"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»

Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1.      Развитие правильной чёткой воздушной струи д...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".

Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"....