Статья "Развитие познавательной активности у детей с дизартрией"
статья по логопедии

Екатерина Петровна Побединская

Развитие познавательной активности у детей с дизартрией

В настоящее время дети с медицинским диагнозом дизартрия все чаще получают статус ОВЗ. Это еще раз доказывает тяжесть данного речевого нарушения, и такие дети требуют особого подхода в логопедической работе.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [4]. При работе над коррекцией данного нарушения требуется учитывать системный и комплексный подходы. Необходимо выстроить коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка, следует обратить внимание на психологическое состояние, его мотивацию к занятиям и коррекции собственной речи.

Как правило, мотивация к коррекции собственной речи у таких детей резко снижена, выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания [1]. Познавательная активность на логопедических занятиях отсутствует, либо незначительна. Заинтересовать такого ребенка – непростая задача, но вполне достижимая.

Необходимо выстроить индивидуальное логопедическое занятие так, чтобы на протяжении всего времени у ребенка не пропадал интерес, а лучше – повышался, чтобы новая информация оставалась в памяти ребенка, а уже известная – закреплялась.

Д. Ушинский отмечал, что новый материал усваивается детьми легче в процессе игры. В зависимости от поставленной педагогом задачи и содержания занятия, для поддержания познавательной активности могут быть использованы:

- Создание ситуации успеха. Для поддержания интереса во время занятия и развития мотивации необходимо поощрять ребенка. Похвала формирует в ребенке уверенность в собственных силах, помогает самоутверждению. Детей с ОВЗ часто жалеют и логопеду необходимо почувствовать ту грань, на которой сходятся жалость и похвала. Нужно помнить, что поощрение должно быть заслуженным, ребенок должен понимать, что его похвалили за старание и упорство, а не из жалости к состоянию его здоровья.

- Наглядные материалы. Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики. Это могут быть предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки, наглядно – методические пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформленные.

- Применение ИКТ. В современном мире ИКТ приобрели огромную популярность, в том числе и среди дошкольников. Детям интересны новые технологии, гаджеты, компьютерные игры. И это находка для учителя-логопеда. В настоящее время существует множество программ и игр, направленных на коррекцию речи.

- На индивидуальных логопедических занятиях можно использовать звукозапись. Сохранить запись речи ребенка в начале занятий, записывать в процессе работы и в конце. Это позволит ребенку слушать свою речь со стороны, слышать собственные ошибки, он будет стремиться их исправлять. После достижения даже небольших успехов в коррекционной работе, можно дать ребенку прослушать его первые записи. Это докажет успех ребенка и усилит его мотивацию. Детям с таким нарушением как дизартрия важно слышать собственные успехи. Так как коррекционная работа с такими детьми трудоёмкая и занимает много времени, необходимо «подкреплять» их мотивацию. Данный приём отлично подходит для работы с детьми – логопатами.

- Соревновательные моменты. На подгрупповых занятиях можно использовать различные игры – соревнования. Цели у этих игр могут быть разные – автоматизация и дифференциация звуков («Разложи картинки», «Кто быстрее доберется?», «Назови правильно»), дыхательные упражнения («Футбол», «Буря в стакане»), развитие мелкой моторики («Кто быстрее соберет?», «Золушка: фасоль и горох»). Соревновательный момент в первую очередь формирует у ребенка мотивацию к выполнению задания. Здесь необходимо помнить, что подобрать соперника нужно равносильного. Также, нужно контролировать процесс игры и незаметно корректировать его при необходимости. Чаще всего детей с ОВЗ ограждают от соперничества и это не всегда правильно. Таким детям нужно чувствовать победу, как над другим ребенком, так и над собой.

- Логоритмика. Логопедическая ритмика - это система физических упражнений, которая призвана ускорить становление двигательных и речевых функций. Речь, музыка и движение – вот три компонента, помогающих речевому развитию [3]. Выполняя уже привычные движения под музыку, и проговаривая при этом знакомые слова или стихотворения, дети проявляют больший интерес к работе [2].

Если использовать на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ эти и другие приёмы, то у них значительно вырастет интерес к выполнению заданий. Все привычные упражнения можно и нужно проделывать в новых формах. Детям с тяжелыми нарушениями речи важно знать, что логопедические занятия им необходимы и что они помогут им говорить правильно. Поэтому, педагогу нужно помнить о мотивации таких детей, формировать её и развивать познавательную активность.

 

 

 

Список литературы.

1.       Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол. фак. пед. высш. Учеб. Заведений. - 3-е изд., перераб. и доп / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – Москва: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

2.       Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

3.       Новиковская, О.В. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников / О.В. Новиковская. – Москва: Корона-Принт, 2005. – 272с.

4.       Словарь логопеда (понятийно - терминологический) / Под ред. Селиверстова В.И. Москва: ВЛАДОС, 1997.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей с дизартрией

В настоящее время дети с медицинским диагнозом дизартрия все чаще получают статус ОВЗ. Это еще раз доказывает тяжесть данного речевого нарушения, и такие дети требуют особого подхода в логопедической работе.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [4]. При работе над коррекцией данного нарушения требуется учитывать системный и комплексный подходы. Необходимо выстроить коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка, следует обратить внимание на психологическое состояние, его мотивацию к занятиям и коррекции собственной речи.

Как правило, мотивация к коррекции собственной речи у таких детей резко снижена, выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания [1]. Познавательная активность на логопедических занятиях отсутствует, либо незначительна. Заинтересовать такого ребенка – непростая задача, но вполне достижимая.

Необходимо выстроить индивидуальное логопедическое занятие так, чтобы на протяжении всего времени у ребенка не пропадал интерес, а лучше – повышался, чтобы новая информация оставалась в памяти ребенка, а уже известная – закреплялась.

Д. Ушинский отмечал, что новый материал усваивается детьми легче в процессе игры. В зависимости от поставленной педагогом задачи и содержания занятия, для поддержания познавательной активности могут быть использованы:

- Создание ситуации успеха. Для поддержания интереса во время занятия и развития мотивации необходимо поощрять ребенка. Похвала формирует в ребенке уверенность в собственных силах, помогает самоутверждению. Детей с ОВЗ часто жалеют и логопеду необходимо почувствовать ту грань, на которой сходятся жалость и похвала. Нужно помнить, что поощрение должно быть заслуженным, ребенок должен понимать, что его похвалили за старание и упорство, а не из жалости к состоянию его здоровья.

- Наглядные материалы. Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики. Это могут быть предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки, наглядно – методические пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформленные.

- Применение ИКТ. В современном мире ИКТ приобрели огромную популярность, в том числе и среди дошкольников. Детям интересны новые технологии, гаджеты, компьютерные игры. И это находка для учителя-логопеда. В настоящее время существует множество программ и игр, направленных на коррекцию речи.

- На индивидуальных логопедических занятиях можно использовать звукозапись. Сохранить запись речи ребенка в начале занятий, записывать в процессе работы и в конце. Это позволит ребенку слушать свою речь со стороны, слышать собственные ошибки, он будет стремиться их исправлять. После достижения даже небольших успехов в коррекционной работе, можно дать ребенку прослушать его первые записи. Это докажет успех ребенка и усилит его мотивацию. Детям с таким нарушением как дизартрия важно слышать собственные успехи. Так как коррекционная работа с такими детьми трудоёмкая и занимает много времени, необходимо «подкреплять» их мотивацию. Данный приём отлично подходит для работы с детьми – логопатами.

- Соревновательные моменты. На подгрупповых занятиях можно использовать различные игры – соревнования. Цели у этих игр могут быть разные – автоматизация и дифференциация звуков («Разложи картинки», «Кто быстрее доберется?», «Назови правильно»), дыхательные упражнения («Футбол», «Буря в стакане»), развитие мелкой моторики («Кто быстрее соберет?», «Золушка: фасоль и горох»). Соревновательный момент в первую очередь формирует у ребенка мотивацию к выполнению задания. Здесь необходимо помнить, что подобрать соперника нужно равносильного. Также, нужно контролировать процесс игры и незаметно корректировать его при необходимости. Чаще всего детей с ОВЗ ограждают от соперничества и это не всегда правильно. Таким детям нужно чувствовать победу, как над другим ребенком, так и над собой.

- Логоритмика. Логопедическая ритмика - это система физических упражнений, которая призвана ускорить становление двигательных и речевых функций. Речь, музыка и движение – вот три компонента, помогающих речевому развитию [3]. Выполняя уже привычные движения под музыку, и проговаривая при этом знакомые слова или стихотворения, дети проявляют больший интерес к работе [2].

Если использовать на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ эти и другие приёмы, то у них значительно вырастет интерес к выполнению заданий. Все привычные упражнения можно и нужно проделывать в новых формах. Детям с тяжелыми нарушениями речи важно знать, что логопедические занятия им необходимы и что они помогут им говорить правильно. Поэтому, педагогу нужно помнить о мотивации таких детей, формировать её и развивать познавательную активность.

 


 

Список литературы.

1.       Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол. фак. пед. высш. Учеб. Заведений. - 3-е изд., перераб. и доп / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – Москва: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

2.       Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

3.       Новиковская, О.В. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников / О.В. Новиковская. – Москва: Корона-Принт, 2005. – 272с.

4.       Словарь логопеда (понятийно - терминологический) / Под ред. Селиверстова В.И. Москва: ВЛАДОС, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов « Дети с ЗПР в ДОУ. Развитие познавательной активности у детей с ЗПР».

в представленном материале обощен различный психолого-педагогический материал по вопросу особенностей развития детей с ЗПР, рассмотрены различные классификации ЗПР, психолого-педагогическая характерис...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

"Использование познавательно-исследовательской технологии для развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Именно экспериментирован...