КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЕЗДКА В ЦИРК»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Татьяна Алексеевна Замыслова

Закрепление знаний, полученных в течение года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание  № 2.1 «Организация НОД»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ПОЕЗДКА  В ЦИРК»

  (Дети 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)

 Выполнила:

Замыслова Татьяна Алексеевна

Учитель-логопед

 МАДОУ д/с «Ромашка»  г. Советский

Пояснительная записка

           В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие дошкольников вынесено в отдельную образовательную область, что свидетельствует о значимости направления в дошкольном детстве.  Речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной речи, развитие связной речи. Красивая, правильная речь – залог успешного обучения в школе.      

           Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

            Занятие разработано для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.  Включает в себя ряд игровых заданий направленных на развитие словообразования, логики, конструктивного праксиса, подготовке к обучению грамоте. В ходе занятия используются приемы: демонстрация действий, постановка проблемной ситуации,  вопросы.  В занятии используются инновационные технологии: демонстрация презентации, элементы песочной терапии.

       Мультимедийная форма выражения учебной информации - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях, наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования.     Педагог  превращает  презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

           Основными особенностями детей речевой группы являются отсутствие усидчивости, внимания, быстрая утомляемость. Так же они нуждаются в развитии познавательных процессов, активизации операций мыслительной деятельности.  Внимание детей с нарушениями речи удерживается, если деятельность связана с заинтересованностью, увлеченностью  дошкольников. Это позволяет сделать вывод о том, что воспитанники нуждаются в создании особых условий для успешного усвоения программного материала.  Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что таковыми условиями являются   игры  в процессе НОД, связанные с одним  сюжетом.

          Данный вид совместной детской деятельности направлен на  позитивную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья,  на развитие грамматически правильной речи, автоматизацию поставленных звуков, подготовку обучению грамоте.

Интеграция  образовательных  областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»  является важной частью всестороннего развития и воспитания ребенка.

     Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать  работу с детьми интересно, разнообразно, так, чтобы все, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

Формы и методы НОД

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций.)

 практический (самостоятельное выполнение заданий).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с логопедом.

Прогнозируемые результаты

– научатся следовать устным инструкциям;

– развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;   конструктивного праксиса.

– овладеют навыками культуры поведения;

- способствует  развитию мелкой моторики обоих рук, так как во время выполнения заданий задействованы  левая и правая рука, что активизирует работу, как левого, так и правого полушария головного мозга.

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности:

1.Вводно-организационный   этап: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

Организация детей: дети и воспитатель стоят в полукруге.

Содержание:  Ребята, сегодня с мы с вами поедем в цирк.

2.Мотивационно-побудительный этап предстоящей деятельности:

создание проблемной ситуации.

Организация детей: дети и воспитатель стоят в полукруге.

Содержание:  На чём можно поехать в цирк? А на каком  транспорте мы поедем, вы узнаете, когда сложите картинку.

3.Информационно-аналитический этап:  поиск путей  решения, создавшейся проблемной ситуации

Организация детей: дети сидят за  столами.

Содержание: дети собирают из частей картинки  автобусов (у всех разные виды).

4.Практический этап: реализация намеченного плана действий, практическое решение проблемной ситуации.

Организация детей: Вместе с детьми отправляемся в цирк.

Основная часть.

Тема: «Поездка в цирк» с ИКТ

(образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Физическое» и «Социально – коммуникативное развитие»)

Вид деятельности: итоговая. 

Тип: интегрированная, индивидуально - подгрупповая.

Количество детей: 6

Цель: Закрепление знаний, полученных в течение года.

Задачи:

 Коррекционно – образовательные:

- Активизировать словарь по теме «Цирк».

  •  Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование  слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом, сложных слов при помощи слияния двух основ,  образование существительных  при помощи суффиксов –щик, -ист).

Коррекционно – развивающие:

  •  Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
  •  Развивать мелкую моторику, конструктивный праксис.

 Коррекционно – воспитательные:

  •  Воспитывать  желание правильно и красиво говорить.

Методы и приёмы:

  1. Словесные: беседа, игровые упражнения, игра «Заварим чай»
  2. Наглядные: презентация.
  3. Практические: артикуляционная гимнастика, составление схем предложений, определение места звука в словах, выкладывание звуковых схем, цифры «5», «4».

4. Игровые: Дидактическая игра «Собери картинку»

Словарная работа: закреплять названия: музыкальных инструментов,

                                  профессий людей, играющих на них: саксофон -      

                                  саксофонист, балалайка – балалаечник.

Индивидуальная работа: следить за звукопроизношением поставленных

                                           звуков: Лева – «Р», Антон – «Р», Ярослав – «Р»,

                                          Артём – «Ш».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:    компьютер, презентация,

Раздаточный:  разрезные  картинки с нарисованными  автобусами,  полоски для выкладывания схем предложений, цифры 1,2,3,  ракушки, мозаика, семена, поддоны с песком, карточки для определения места звука в слове, фишки для звукового анализа слов, полоски для нахождения звука в словах.

Предварительная работа: беседы о цирке, рассматривание иллюстраций,  

                                             составление схем предложений, работа с

                                             деформированным текстом.

Ход НОД.

Организационный этап  (5 мин).

                                                                               СЛАЙД 1    

  1. Логопед.  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в цирк. Нас ждет  

                     интересное  представление. 

                     (На экране картинка с изображением цирка)

  1. Артикуляционная гимнастика.            СЛАЙД 2

Логопед. Но прежде,  чем мы отправимся в цирк, нужно сделать    

                артикуляционную гимнастику, чтобы ваш язычок говорил красиво и    

                правильно,  так как  придётся много говорить, помогать артистам)    (на слайде  постепенно появляются картинки с артикуляционными упражнениями: качели, маляр, парус,  барабан)

         (Дети выполняют артикуляционную гимнастику)

Логопед. На чём можно ехать в цирк?

Дети.      На машине, на такси.

Логопед. Соберите  картинку, и   узнаете, на чём мы поедем в цирк. (дети              

                 складывают из частей картинки разных автобусов.)

Логопед. Так на чём мы поедем?

Дети.      Мы поедем на автобусе.             

                                                                      СЛАЙД 3

  1. Характеристика звуков.

Логопед. Пока мы едем на автобусе,  скажите,  какие бывают  звуки?

Ответы детей. (Гласные и согласные, Согласные  – твёрдые и мягкие,    

                 звонкие   и глухие).

Логопед. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети.      ( ответы детей)

Логопед. Назовите гласные звуки (согласные).

 Основной  этап   (20 мин.)

                                                                                СЛАЙД  4

Логопед. Вот мы и в цирке. (На экране - картинка с изображением арены  

               цирка)   Как вы думаете, какие артисты работают в цирке?   

Дети:     Клоуны, жонглёры, фокусники...

  1. Деление слов на слоги                                  СЛАЙД  5                           

Логопед. Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.

 Они знают цифры: покажут им цифру, и собачки лают столько же раз. Они хотят увидеть,   знаете ли вы цифры. А задание такое. Я называю слово, вы делите его на слоги и поднимаете ту цифру,  сколько слогов  в слове.  А собачки смотрят, правильно ли  выполнено задание.  (Ручка, карандаш,  книга, учебник, мел)

Логопед. Молодцы!  Ручка, карандаш, книга, учебник – это что?

Дети:  Это школьные принадлежности.

  1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Логопед. На арене выступает  клоун.                   СЛАЙД  6

                Он пытается показать фокус: большие предметы превратить в  

                маленькие. Поможем ему?  

Дети.      Да.

Логопед. Будьте внимательны.                             СЛАЙД  7

               (Большое ведро, а маленькое ... ведёрко,  торт - тортик, помидор - помидорчик, картина - картиночка, карандаш - карандашик, рубашка-рубашечка. (Рядом с большим предметом появляется маленький.)

  1. Работа с деформированным предложением.

                                                                                 СЛАЙД  8

Логопед. Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? 

Дети.      Клоун смешит детей в цирке.

Логопед. Вот и вас  он тоже хочет рассмешить.

                Послушайте, правильно ли он говорит,  и исправьте, если нужно,    

                ошибки.

- Нора роет крота.  (Крот роет нору).

- Грядка растёт на репе.  (Репа растет на грядке).

  • Ириски едят Иришку.  (Иришка ест ириску).

Логопед. Хорошо. С заданием справились.

  1. Составление схем предложений.

                                                                                      СЛАЙД 9

Логопед.  Давай посмотрим, что же ещё приготовил для нас клоун.  Какие –то    

                 палочки.  Как вы  думаете, что можно из них сделать?

Дети .      Можно составить схему предложения.

Логопед. Хорошо,  выложите  схему предложения:  Репа растёт на грядке.              

                 (Дети выкладывают схемы на столе)

Логопед.  Какое первое (второе,….) слово в предложении?

                       (Дети называют слова)

  1. Образование сложных слов.

                                                                           СЛАЙД  10

Логопед. Молодцы. Давай рассмотрим клоуна.  Какого цвета у него      

                 волосы?

Дети.      У него рыжие волосы.

Логопед. Если у него рыжие волосы, то, как можно назвать его одним

                словом?

Дети.      Рыжеволосый.

Логопед. У него голубые глаза.  Назовём его….

Дети.      Голубоглазый.

Логопед. Замечательно. Представление продолжается.

6)  Образование существительных, обозначающие названия   профессий.

                                           СЛАЙД  11

Логопед. Во время представления громко играет цирковой оркестр.

Логопед. Назовите музыкальные инструменты. Молодцы!  Как

                назовём   человека,   который играет на пианино (балалайке,  

                саксофоне)?

                Отвечайте,  пожалуйста, полным ответом, (балалаечник,

                саксофонист)

7). Динамическая пауза.

Логопед. Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем?

Ребёнок. Мы будем гармонистами.

(Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

8)   Нахождение места звука в словах.

Логопед. А представление   продолжается. На арену выходит  

                 дрессированный тигрёнок.                  СЛАЙД 12

  Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для    

  него служит картинка.  Если звук [ Р] в начале слова, тигр встанет    

  на первую тумбу, если в середине - на вторую, а если в конце слова  

  - на третью  тумбу.

  (Логопед называет слова: ромашки, комар, рыба, баран, забор,  

  корова)

(Ребёнок определяет место звука в слове и помещает тигра на нужную тумбу).

Ребёнок. Тигр запрыгнул на первую тумбу, потому что звук «Р»

                 находится в  начале слова.

9)  Составление слов и звуковой анализ.

Логопед. Представление заканчивается.

               Артисты прощаются со зрителями.       СЛАЙД   13

                Нам тоже пора возвращаться   

               Пока мы едем  в д/с, составьте слова, в которых буквы  

               поменялись местами. И теперь мы с вами не можем понять,  

               что нам сказали артисты цирка.          

                                                                                СЛАЙД 14 

                                  ЫВ  МОДЛОЦЫ

Дети.      ВЫ МОЛОДЦЫ

Логопед. Правильно. Сделайте звуковую схему слова МОЛОДЦЫ.

Логопед. Расскажите, какой первый звук…..

Дети.     Первый звук «М» - согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом и

                т.д.

Логопед. Сколько звуков в слове "молодцы"?

Дети.      В слове 7 звуков

Логопед. Сколько гласных  (согласных) звуков?

Дети.      Гласных звуков 3, согласных 4.

10)  Образование относительных прилагательных.

Логопед. Вот мы и в д/ с.  Давайте устроим чайную паузу. Дидактическая  

                игра «Какой чай?»

                Заварили чай? Понюхайте его и скажите, какой у вас чай  

                (грушевый….).

Заключительный этап. (5 мин)

Логопед. Что вам понравилось в цирке?

Логопед. Умницы, со всеми заданиями вы справились замечательно.

Логопед.  А  как вы оцените свою работу на занятии, мы сейчас увидим. Если  

                 вы отвечали  правильно на все вопросы  и выполнили все задания  

                 правильно, то выкладываете цифру  5 на песке, который находится  

                в поддонах на столе (из маленьких камней,  ракушек, семян,    

                мозаики), если были ошибки - 4.

                 (Спросить  детей, почему они себя так оценили).

Нормативно-правовые документы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (вступил в силу 1 января 2014).

Учебно-методические материалы

1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

2.  Н. В. Нищева, Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей направленности ДОО для детей С ТНР (ОНР)  с 3 до 7 лет.  ДЕТСТВО-ПРЕСС Санкт-Петербург, 2015 г.

3.  Н. В. Нищева, Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет ДЕТСТВО-ПРЕСС Санкт-Петербург, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме "Перелётные птицы".

Конспект итоговой коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительного возраста с диагнозом заикание по теме "Перелётные птицы" в период самостоятельной речи....

"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...

Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, с диагнозом: ТНР (ОНР)

Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, с диагнозом: ТНР ОНР   Тема: «Специальный транспорт»   учитель-логопед Маслакова ...

Конспект итоговой коррекционно – развивающей деятельности в подготовительной к школе группе «Буквоешки» по теме: «Поездка в цирк»

Цель: Закрепить знания, полученные в течение года. Задачи: Коррекционно – образовательные задачи:- Активизировать словарь по теме «Цирк».-   Совершенствовать лекс...