Использование дидактической игрушки "Лого-лягушка" в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Пырлик Татьяна Валерьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ «ЛОГО-ЛЯГУШКА» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пырлик Т.В., учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР – детский сад №31»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ

«ЛОГО-ЛЯГУШКА» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Одним из основных условий готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени влияет на способность ребенка усваивать новые знания, умения и навыки. Формирование правильного произношения у детей – очень сложный процесс, во время которого ребёнку предстоит научиться воспринимать обращенную к нему речь, управлять своими органами артикуляции, а также осуществлять контроль над собственной речью. Усвоение программного материала и результаты коррекционной работы зависят от правильного выбора методов обучения. При этом необходимо помнить о возрастных особенностях детей, о форме ведущей деятельности. Известные психологи П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие отмечают в своих трудах, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Правильный подбор наглядности в значительной степени предопределяет успех всего коррекционно-развивающего процесса. Это помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной. Чтобы процесс речевой коррекции был оптимально эффективным, ребенка нужно заинтересовать. Учитывая склонность детей к наглядным формам мышления и игре, на логопедических занятиях, в работе с детьми  необходимо использовать все методы и приёмы, чтобы удержать интерес ребёнка на протяжении большого количества занятий.

Для привлечения интереса ребёнка во время проведения логопедических занятий можно изготовить дидактическую игрушку «Лого-Лягушка», связанную крючком из шерстяных ниток, которую можно надеть на руку. Данное дидактическое пособие  создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре. «Лого-лягушка» используется на индивидуальных и фронтальных занятиях и является занимательным персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Голова «Лого-лягушки» связана таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. Таким образом, в работу включаются тактильный, зрительный, слуховой анализаторы в сочетании с проговариванием, что способствует формированию навыка самоконтроля за положением органов артикуляции.

Назначение пособия:

1. Использование пособия «Лого-лягушка» в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребенок может надеть её на руку, другой рукой открыть, закрыть рот «Лого-лягушки», потрогать дёсны, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя перед зеркалом).

2. Во время проведения артикуляционной гимнастики «Лого-лягушка» «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке «Лого-лягушки».  Например, с помощью лягушки можно показать такие артикуляционные упражнения, как «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Часики», «Качели». Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой. С её помощью ребенок может, как самостоятельно воссоздать правильное положение органов артикуляции, так и проконтролировать выполнение артикуляционных упражнений. Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять игрушкой. Работая с «Лого-лягушкой», говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков, ребенок с помощью логопеда моделирует и прикрепляет игрушке язык, придавая ему необходимый артикуляционный уклад. Например: при постановке звука [Ш], приподнимаем края языка к верхним зубам, моделируя форму «Чашечки». Можно изготовить разной ширины языки (узкий и широкий) и при необходимости использовать для разных упражнений. Упражнение «Змейка»: прикрепляем Лого-лягушке узкий язык, для упражнения «Лопаточка» – широкий язык.

 Особенности логопедической игрушки позволяют логопеду широко пользоваться ей на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного игрового представления, логопед делает «Лого-лягушку» участником занятия. С ее помощью в игровой форме он обучает детей вначале артикуляционной гимнастике, затем речевой технике, незаметно исправляет запинки в речи, если они есть. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят такую игрушку.

Лого-лягушка помогает решить несколько задач:

  1. Легко выучить органы артикуляции и их положение;
  2. Быстро усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении звуков;
  3. Выработать умение управлять своим языком;
  4. Самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений;
  5. Развивать память, внимание, мелкую моторику, самоконтроль и мотивировать в достижении конечного результата.

Логопед с помощью «Лого-лягушки»  может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что тоже способствует воспитанию свободы речевого общения.  В результате систематического использования «Лого-лягушки» на логопедических занятиях у детей повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей  дошкольного возраста.

Таким образом, «Лого-лягушку» можно назвать логопедической, дидактической, развивающей и многофункциональной игрушкой для детей и педагогов. Игрушка помогает достигнуть различных целей, таких как формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи, развитие общей моторики, развитие коммуникативных навыков, развитие психических процессов.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  2. Васильева О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. –

СПб. : Детство-пресс, 2003. – 144 с.

  1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр.– СПб.: КАРО, 2004.–176 с.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  3. Педагогические требования к игрушкам / С. Л. Новоселова и др. – М.,

1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

«Использование дидактического синквейна в работе учителя-логопеда»

Актуальность и целесообразность использования синквейна : - открываются новые творческие интеллектуальные возможности; - способствует обогащению и актуализации словаря; - является диагностическим...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Мастер-класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда»

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.    Такой подход лег...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...