Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста.
статья по логопедии

                    

Так, по мнению ученых, занимающихся вопросами развития детей в раннем периоде, мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия у ребенка. То есть не должно быть абсолютной тишины, но и не стоит впадать в крайности – ведь известны случаи, когда родители бесконечно «крутят» музыку в присутствии малыша.

Головной мозг получает информацию о звуках в виде импульсов, которые «запускают» мыслительные процессы. Но не все звуки одинаково полезны. Если провести дифференциацию характера звуковых стимулов, то на первом месте по положительному влиянию на развитие головного мозга выйдут голос матери, отца и родственников ребенка. И только после них – классическая музыка и мелодичные песни (последние — желательно в «живом» исполнении матери).

Для полноценного получения звуковой информации и пользы от этого процесса организм ребенка должен быть уже правильно развит. Для этого следует озадачиться развитием СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ у ребенка. Причем этим надо начать заниматься задолго до рождения малыша.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важным шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. И вот уже в 3-4 месяца малютка поворачивает голову на ваш голос, звук погремушки или иного предмета, который находится вдали от ребенка и расположен от уха малыша в разных направлениях и на разных расстояниях. Когда малыш находит источник звука, он начинает улыбаться и радоваться, здесь проявляется так называемый «комплекс оживления». Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка. Погремите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и потянется к нему руками, пытаясь взять.

Одна из рекомендаций по развитию слухового восприятия у ребенка, а также по раннему развитию речи, – как можно больше с ним разговаривать (но не 24 часа в сутки, как это делают некоторые мамы, поняв эту рекомендацию буквально!).

Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, он смотрит, как общаются взрослые, у него постепенно происходит понимание, как соединяются звуки. В этом Вам помогут игры. Для игры можно использовать какой-либо звучащий предмет: музыкальный молоточек, банки, наполненные рисом, пшеном, гречкой, фасолью, часы… Дайте малышу возможность послушать, какой звук издает каждый предмет.

Игра для детей более старшего возраста может быть усложнена – пусть ребенок отвернется и угадывает, какой из звуков слышно сейчас. Гуляя на улице также обращайте внимание на разные звуки: сигнал автомобиля, пение птиц, скрип снега под ногами, шум ветра.

Английские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, барабан, ксилофон, мини-рояль помогают развивать слуховое восприятие у ребенка и музыкальный вкус. Сыграйте малютке пару простейших мелодий, а также дайте возможность нажать ребенку пальчиком на звучащую клавишу, погреметь маракасом, побить в барабан.

Как оценить правильность развития слухового восприятия ребенка?

Основные опорные симптомы:

  • 1,5-3 месяца – оживляется, когда слышит голоса родных, и замолкает, если плачет;
  • 2-3-4 месяца – в ответ на общение с ним начинает отвечать (гуление и лепет);
  • 4-6-12 месяцев – поворачивает голову в сторону источника звука, отыскивая его на разных направлениях и расстояниях, интонирует, может «петь»;
  • 1,5 года – словарный запас содержит около 15 слов, копирует голоса животных, откликается на обращение к нему;
  • 2 года – словарный запас расширяется до 150 слов, не видя источника, определяет, что издает звук;
  • 3 года – начинает говорить сложными предложениями, может отличить похожие мелодии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное восприятие детей раннего возраста, является базовым в дальнейшем развитии детей и развивать его лучше через ведущий вид деятельности. В данной разработке я предлагаю авторские игры по развит...

Конспект занятия по активизации речевого восприятия у детей раннего возраста "Рассказывание сказки"

Материал конспекта позволяет решить задачу дифференцированного восприятия вопросов"кто?" и "что?"; вызывает желание не только вслушиваться в речь взрослого, но и активно подговаривать знакомую сказку,...

Развитие восприятия у детей раннего возраста в процессе сенсорного воспитания

Содержание Введение..................................................................................................................3Глава 1. Теоретические основы развития у детей раннего ...

Развитие музыкально- ритмического восприятия у детей раннего возраста

Статья раскрывает значимость  и необходимость развития музыкально- ритмического восприятия в раннем возрасте....

Развитие эстетического восприятия у детей раннего возраста, средствами избразительной деятельности.

Закреплять умение правильно держать приспособления для рисования, закрепление цвета, учить детей рисовать....

Развитие эстетического восприятия у детей раннего возраста, средствами избразительной деятельности.

Развивать речь детей, расширять и обогащать словарный запас. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, учить различать цвет (желтый). Прививать аккуратность при рисовании.Развивать у де...