Конспект индивидуального занятия в средней группе по формированию звуковой культуры речи.
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Борисова Наталья Борисовна

Конспект индивидуального занятия в средней группе будет полезен учителям-логопедам при подборе материала на дифференциацию гласных звуков У - И, а также закрепление материала по темам "Одежда", "Обувь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie_priklyuchenie_yazychka.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 91 компенсирующего вида»

                   Конспект индивидуальной образовательной деятельности

Занятие - путешествие: «Приключения язычка».

(образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

Средняя группа

Учитель - логопед:

 Борисова Н.Б.

Ноябрь, 2022г.

Г. Ухта, пгт Шудаяг

2022 г.

Ф.И.О. педагогических работников

Борисова Наталья Борисовна

Место работы

МДОУ «Детский сад № 91»

Используемая общеобразовательная программа дошкольного образования

ООП МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида» с учётом компенсирующей «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, компенсирующей программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»  Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина.

Возрастная группа

Средняя группа

Область адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Тема ООД

Осенние приключения

Интеграция образовательных областей

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Целеполагание

Цель: Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).

Задачи:

  I . Коррекционно – образовательные:

1. Формирование умения правильно произносить и различать звуки «У – И» изолированно, в звукосочетаниях, словах; узнавать звуки «У – И» по беззвучной артикуляции, символу;

2. Активизировать и обогащать словарь по лексическим темам: «Одежда» - «Обувь».

3. Развитие умения правильно употреблять предлог «В» в речи.

     II. Коррекционно – развивающие:

  1. Продолжать развивать речевое дыхание, артикуляционной моторики, слухового внимания.
  2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга через биологически активные точки кистей рук при помощи Су – джок терапии.

                  III  Коррекционно – воспитательные:

Воспитание положительного отношения к занятиям.

Предварительная работа с детьми

Дидактическое обеспечение организованной образовательной деятельности

Доска, зеркало, символы звуков «У – И», предметные картинки паровозика, Ослика, Язычка, предметные картинки на звук «У» и на звук «И»(индюк, утка, улитка, ива, ушки, игрушки); ёжик, салют, предметные картинки одежды(рубашка, шуба, штаны, куртка), ноутбук, презентация «Что лишнее?» «Посмотри и расскажи».

Методы и приёмы

Практические: игровые упражнения, практические задания, дидактические игры.

Наглядные: предметные картинки.

Словесные: напоминание, беседа, образец ответа педагогом, игровые упражнения, словесные и дидактические игры.

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная, практическая.

Этапы работы

Вводная часть

Определение целей, которые ставит педагог перед детьми на данном этапе организованной образовательной деятельности:

-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности детей в ходе организованной образовательной деятельности

І. Организационный этап.

Логопед с ребёнком входят в кабинет, на доске картинка Язычка и «карта». Логопед обращает внимание ребёнка на доску:

- Кристина, как ты думаешь, кто это?

ІІ. Мотивационно-ориентировочный этап.

 - Язычку очень хочется отправиться в путешествие, но он переживает, что на пути могут встретиться задания, с которыми он не справиться. Что делать?

- Поможешь язычку?

Основная часть

-изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной, групповой деятельности детей;

-постановка целей самостоятельной работы для детей;

-определение возможных действий педагога в случае, если ему  или детям не удаётся достичь поставленных целей;

-описание методов организации совместной деятельности педагога с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей детей;

-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей детей.

ІII. Практический этап.

Логопед предлагает ребёнку передвинуть картинку язычка до первой остановки – «зеркало». Что бы это значило? Где у нас в кабинете зеркало? Для чего оно нужно? Давай покажем язычку, как ты умеешь выполнять зарядку для язычка.

Выполнение артикуляционных упражнений совместно с ребёнком перед зеркалом.

- Какая ты, молодец! И язычку понравилось. Ну что идём дальше?

- На пути язычка картинка «рука»? Что бы это значило? Смотри, Кристина, кто это? – Ослик и Паровозик, а вокруг раскиданы картинки и символы звуков. 

- Почему они грустные? (Поссорились – картинки не поделили).

- Вспомни, как гудит Паровозик (УУУУ),

- Как Ослик кричит? (ИИИИИ).

- Чтобы нам помочь героям, надо найти символы этих звуков (ребёнок выбирает из предложенных). Логопед выставляет символ звука «У» - маленький кружок – под Паровозиком, прямоугольник – под Осликом.

- Кристина, язычок просит помощи, он один не сможет Ослика и Паровозика подружить. Поможем?

 Логопед кладёт перед ребёнком картинки и называет их, выделяя первые звуки, ребёнок берёт картинку и ставит её под нужным символом (ИИИНдюк, УУУУшки, ИИИИгрушки, УУУУУлитка, УУУтка, ИИИИИва ).

- Умница! Посмотри, какой весёлый стал Ослик! И паровозик с Осликом весело поют свои песенки.

Д/игра «Запомни- повтори». Ребёнок повторяет за взрослым слоговые дорожки:

ИИУ,  УУИ,  ИИУУ, ИУУИ.

Д/игра «Прочитай, не ошибись». Логопед выставляет на доску символы звуков, ребёнок их «читает» в разной последовательности.

- Ты, большая молодец! А теперь язычок предлагает тебе немножко поиграть и колючий мячик покатать.

Упражнение с мячом Су – джок «Одежда - обувь».

- По ладошке ёжика катаю и 5 названий одежды называю.

Ребёнок катает Су-джок по ладошке, а потом прокатывая каждый пальчик называет предмет одежды: (юбка – раз, кофта – два, пальто – три, штаны – четыре, куртка – пять)! По второй ладошке катаем и предметы обуви называем.

- Отдохнули, пойдём дальше с Язычком? Хорошо. Посмотри-ка, Кристина, какая странная картинка у нас на пути…

- Ой-ё-ё-ёЙ- кричит Язычок- захотел надеть, красивую рубашку, достал коробку, в которой лежала одежда и уронил её!

На доске зашумлённая картинка с предметами одежды.

Д/игра «Помоги разобрать одежду».

- Какую одежду ты видишь? (Ребёнок называет предметы одежды и обводит пальчиком его). Далее логопед убирает картинку и просит ребёнка назвать одежду, которую он запомнил. Ребёнок называет, а логопед выставляет названные предметы одежды.

- Что  нужно делать, чтобы одежда всегда была чистой, красивой?

- А чтобы всегда быстро находить свою одежду, люди убирают её куда? (в шкаф, в комод).

- Давай поможем язычку разложить свою одежду по местам.

(На доске схема с предлогом «В». Ребёнок по образцу логопеда составляет предложения: Шубу повесим В шкаф. Рубашку положим В камод. Штаны уберём В сундук. и т.п.)

- Кристина,  а вы с ребятами где свою одежду оставляете? В шкафчиках, в раздевалке.

- А хочешь посмотреть, как ребята в другом детском саду одеваются в раздевалке.

- Смотри-ка на пути нашего путешествия – компьютер. Язычок предлагает тебе поиграть в игру: «Посмотри и расскажи.»

Использование ИКТ

Д/игра «Что дети надели?»

Д/игра «Что лишнее?»

- Вот и закончилось наше путешествие с Язычком. Осталась последняя остановка – Салют!

- Ты большая, молодец! Посмотри, какой сюрприз приготовил тебе язычок (логопед дарит ребёнку наклейку).

Заключительная часть

-подведение итогов организованной образовательной деятельности (организация рефлексии);

-описание положительных действий детей;

-определение перспективы использования полученных качеств.

V.Рефлексивно-оценочный этап.

- Кристина, тебе понравилось наше путешествие? Что ты можешь рассказать ребятам в группе? Какое задание было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...

Конспект занятия в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки С и СЬ»

Тема: «Звуковая культура речи: звуки С и СЬ» Цель: упражнять в правильном произнесении звука С и СЬ, как в изолированной позиции, так и в звукосочетаниях, словах, фразах. Задачи: •Образовательные:...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"

Конспект занятие по развитию речи в средней группе  на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"...