Акватерапия на логопедических занятиях
статья по логопедии

Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акватерапия

Использование на логопедических занятиях нетрадионных методов

Акватерапия в лого-коррекционной работе

Проблема развития ребенка, имеющих различные речевые отклонения, требует пристального внимания и терпения. Подбирая направления работы с такими детьми, хочется разнообразить занятие, а главное заинтересовать ребёнка, чтобы общение с логопедом были в радость и несли положительный результат в работе.  

Работая с детьми, имеющих проблемы в речевой и эмоционально – волевой  сфере, я стала применять в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию. Мы знаем, что вода в жизни человека играет огромную роль. Вода начало всех начал. Используя на занятиях игры с водой, дети получают положительный эмоциональный комфорт, удовольствие и спокойствие, что очень хорошо влияет на их сознание, и соответственно они с удовольствием посещают занятия с логопедом.

         Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

         Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

1. Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:

• игры в объемном пространстве (аквариум);

• игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий сосуд и т. п.);

• игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к стенке аквариума для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

• игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать и при адаптации детей к детскому саду.

Игры   можно брать следующие:

«Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;

«Вылови игрушку»  - ситечком выловить из воды;

«Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;

«Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

«Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

«Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;

«Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.

«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают

Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, а также и в свободное время. Очень рекомендуем проводить такие занятия с детьми дома вместе.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.  

Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся нами в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.

Какова же цель акватерапии: 

-способствовать развитию речи;

-способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию;

-развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;

-стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка;

Дети с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще. Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой.

На занятиях проводится мини инструктаж :

– нельзя намеренно выливать воду на пол;

– нельзя брызгаться водой;

– после игры, необходимо вытереть руки насухо.

Игры с водой:

«Найди заданный звук в слове» 

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.

«Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии) 

Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

 «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте) 

Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

«Собери бусы» (развитие мелкой моторики) 

Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки. Ход игры:

собери в воде бусы.

«Выложи букву»

 Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

«Выложи слово» 

Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.

Ход игры:

выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

«Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

«Расширяем словарный запас» 

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

«Рыбка» (ориентировка в пространстве) 

Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки, заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки.

Ход игры:

просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д.

«Жемчужины» 

Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки,непромокаемые фартуки.

Ход игры:

Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

«Марблс» Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков.

«Рыбацкие сети» (математика, счет) 

Оборудование: ёмкость с водой, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры:

Поймай в сеть больше рыбок. Молодец.

А давай теперь их посчитаем.

«Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина) 

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки.

Ход игры:

поймай в сеть побольше рыбок. Молодец.

 А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас.(счет рыбок).

Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

«Пальчиковые игры» 

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

проводим пальчиковые игры в воде.

«Ракушки» (существительное с числительным) 

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.

«Губка» (развиваем тактильные ощущения) 

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань и выжми губку

«Непроливайки» 

Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя.

Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

«Кораблик» (развиваем  речевое дыхание) 

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры:

давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

«Моем посуду» 

Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

 наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.

«Дед Мазай и зайцы» 

Оборудование: ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки.

Ход игры:

помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Акваигры для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте

«Цветные жемчужины»

Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения.

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.

«Собери жемчуг»

Цель: Формирование фонематического анализа.

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.

«Рыбка»

Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове.

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Логопед называет звук местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).

«Достань игрушку»

Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове.

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

«Сколько слогов?»

Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры:

На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)

«Вылови букву»

Цель: закрепление зрительного образа буквы.

Ход игры:

В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

1. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.  

2. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.  

3. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.

«Угадай букву»

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

Ход игры:

 На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

«Составь букву, слово, слог»

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово). Переносите знакомые игры в воду, адаптируя пособия, и вы увидите, что обучение через игры с водой позволяет ребенку получить психоэмоциональную разгрузку, и усвоить необходимые знания умения и навыки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Фрагмент логопедического занятия с использованием метода акватерапии. Тема :«Морское путешествие».

Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с использованием метода акватерапии....

Акватерапия. Коррекционно-развивающее занятие с ребятами коррекционной группы.

Акватерапия. Коррекционно-развивающее занятие с ребятами коррекционной группы....

Нетрадиционные методики развития речи на логопедических занятиях Акватерапия-Гидротерапия

Нетрадиционные методики развития речи на логопедических занятиях Акватерапя-Гидротерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности...

Метод акватерапии в логопедической работе учителЯ-логопеда

Акватерапия — это метод коррекции различных нарушений в развитии детей, при котором применяется вода.Цель акватерапии: повышение эффективности логопедической работы, развитие мотивации к ре...