Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения на тему: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии

Автоматизация звука «Ш» в речи ребенка в слогах, словах и предложениях. Развитие фонематического слуха. Развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики, внимания. Обогащение и расширение словарного запаса. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Развитие внимание, памяти мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_avtomatizatsii_zvuka_sh.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №27 «Улыбка»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА

Конспект подгруппового занятия

по коррекции звукопроизношения на тему: 

«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»

     

  Подготовила:

учитель-логопед

МДОУ №27 «Улыбка»

Чернова Ю. В.

Май

2019-2020 уч. год

Цели

Автоматизация звука «Ш» в речи детей. Укрепление мышц языка и вырабатывание подъёма языка вверх.

Задачи

Коррекционные

  1. Автоматизировать звук «Ш» в речи ребенка в слогах, словах и предложениях.
  2. Развивать фонематический слух.
  3.  Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание.
  4.  Обогащать и расширять словарный запас.
  5.   Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
  6.   Развивать интонационную выразительность речи.
  7. Развивать внимание, память, мышление.

Образовательные

  1. Закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях.
  2. Закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.
  3.  Развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру.
  4. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
  5.  Формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад.
  6. Развивать умение производить анализ артикуляции звука.
  7. Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  8. Закрепить правильное произношение звука в слогах, словах, предложениях.
  9. Развивать внимание и память.

Воспитательные

  1. Воспитывать любовь к животным.
  2. Воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

 Оборудование

  1. Картинки с изображением Маши из мультфильма «Маша и медведь».
  2.  Картинки с изображение леса, лесной тропинки, лесного домика.
  3. Презентация «Артикуляционная гимнастика для звука «Ш».
  4. Конверты с индивидуальными заданиями с графическим изображением змейки и дорожки.
  5. Индивидуальные простые карандаши.
  6. Интерактивная игра: «Картинки для Маши».
  7. Проектор, экран, ноутбук.
  8. Набор картинок со схемами и синими фишками для обозначения места звука в слове (кошка, лошадь, шапка, душ).
  9. Мольберт.
  10.  Картинки для игры «Забавные предложения».
  11. Аудиозапись для динамической паузы «Зайцы делают зарядку» из мультфильма «Маша и медведь».
  12.  Индивидуальные зеркала.

  1. Организационный момент

Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Затем встают в полукруг лицом к логопеду.

- Давайте вспомним наш девиз.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

И конечно, не спешим!

Дети садятся на мягкие модули.

  1. Ознакомление с темой занятия.

- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости.

(На экране появляется изображение Маши из мультфильма «Маша и медведь»)

- Наскучило Маше гостить у медведя. Решила она вернуться к маме. Но она забыла дорогу домой. Давайте проводим Машу домой к маме. А чтобы было веселее, по пути будем выполнять разные задания.

- Но сначала настроимся на путешествие.

Массаж лица

- Представьте, как мы идём по лесной тропинке и солнышко ласкает нам лицо.

(Поглаживающие движения по массажным линиям лица)

- Вдруг солнышко скрылось, набежала небольшая тучка, и прошёл тёплый весенний дождик.

(лёгкие постукивающие движения подушечками пальцев по массажным линиям лица).

-Дождик закончился, водичка с листочков скатывается на землю.

(Поглаживающие движения).

-Итак, мы отправляемся в путь.

Дети садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика

- Маша предлагает нам поиграть с пальчиками.

Братцы, братцы, где вы были?

Вместе по воду ходили.

Для чего нужна водица?

Чтоб цветочку дать напиться.

Ладони прижимают друг к другу.

Ладони держат рядом, шевеля указательными и средними пальцами, имитируя шаги.

Складывают ладони ковшиком.

Сводят ладони вместе. Пальцы разводят в сторону, имитируя распускающийся цветок.

Артикуляционная гимнастика

 - А теперь давайте научим Машу выполнять артикуляционную гимнастику.

(на экране появляются иллюстрации к каждому упражнению из комплекса артикуляционной гимнастики.)

  1. «Заборчик»/ «Дудочка»
  2. «Вкусное варенье»
  3. «Качели»
  4. «Чашечка»
  5. «Лошадка»
  6. «Грибок»

3.Автоматизация изолированного звука Ш

На экране появляется изображение змейки, ползущей по дорожке.

- Посмотрите, кто встретился нам на пути. Это змея.

Игра «Песенка змеи»

-Мы с Машей приготовили для вас игру. На ваших столах конверты. Откройте их.

(У каждого ребёнка карточка с изображением змейки и дорожки).

- Змея ползет по дорожке и шипит! Давайте пошипим, как она. Теперь ведите пальчиком по дорожке и шипите.

(Каждый ребёнок ведёт пальчиком по дорожке на своей карточке и шипит, подражая змее).

- А теперь ведите карандашиком и не забывайте шипеть, как змея.

(дети выполняют задание, продолжая шипеть и одновременно ведя простым карандашом линию по дорожке на карточке).

Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш

- Ребята, какой звук мы сейчас произнесли? (Звук Ш)

-  Правильно. Давайте расскажем Маше, как мы произносим звук [Ш].

- Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).

- А теперь попробуем дать характеристику звуку Ш.

- Этот звук гласный или согласный? (Согласный)

- Почему вы так думаете? (При произнесении этого звука во рту есть преграда – язык и зубы).

- Ш – твёрдый или мягкий звук? (Звук Ш всегда твёрдый)

- Это звонкий или глухой звук? (Глухой)

- Как вы это узнали? (При произнесении Ш наше горлышко не «поёт»).

- Каким цветом обозначаем звук Ш? (Звук Ш обозначается синим цветом).

4.Автоматизация звука Ш в слогах

Игра «Театр»

 На экране – изображение грустной Маши.

- Ребята, что-то Маша загрустила. Давайте её развеселим: покажем ей нашу игру «Театр». Мы – актёры «Весельчаков», «Грустяшкин», «Боякин», «Злюкин».

- Ксюша, скажи, как «Весельчаков»: ша-ша-ша, ша-ша-ша…

- Костя, скажи, как «Грустяшкин»: шу-шу-шу, шу-шу-шу…

- Кирилл, скажи, как «Боякин»: шо-шо-шо, шо-шо-шо…

- Кристина, скажи как «Злюкин»: ши-ши-ши, ши-ши-ши…

Изображение на экране сменяется на улыбающуюся Машу.

- Смотрите, к Маше вернулось хорошее настроение, значит, ей понравилось наше представление!

5. Динамическая пауза

На экране – изображение тропинки с нотками.

- Предлагаю немного отдохнуть.

(Дети выполняют движения под музыку «Зайцы делают зарядку» из мультфильма «Маша и медведь»)

  1. Автоматизация звука Ш в словах

Игра «Где звук?»

На экране – изображение Маши со знаком вопроса.

- Мы встретились с ещё одним заданием.  Будем отгадывать загадки  и определять место звука Ш в словах-отгадках. Вы будете по очереди выходить к мольберту и прикреплять синий квадратик в нужное окошко.

(По мере отгадывания загадок, на экране появляются картинки-отгадки. Под каждой картинкой схема для обозначения места звука в слове. Дети по очереди выходят, определяют место звука Ш в словах и вставляют синюю фишку в нужное окошко).

1.Хоть и бархатные лапки,

   Но зовут меня царапкой.

   Мышек ловко я ловлю,

   Молоко из блюдца пью.

          (Кошка).

2.Кто я – догадайтесь сами.

    Я везу зимою сани,

    Что легко скользят по снегу.

    Летом я везу телегу.

       (Лошадь).

3.Если я на голове,

   Голова всегда в тепле.

        (Шапка)

4.Вот какой забавный случай!

  Поселилась в ванной туча.

  Дождик льется с потолка

  Мне на спину и бока.

  До чего ж приятно это!

  Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж.

   Что ребята это?...

             (Душ)

Игра «Картинки для Маши»

- Сколько у нас картинок! А у Маши – ни одной. Ей нравятся картинки, в названии которых есть звук Ш. Посмотрите на экран.

(На экране – набор картинок со звуком Ш в названии и без него).

- Эти картинки волшебные. Выберите только те, в названии которых есть звук Ш. Если картинка будет названа правильно, она тут же окажется на Машиной полке. Если вы назовёте картинку, в названии которой звука Ш нет, она будет мигать и не попадёт на полку.

- Молодцы! Замечательно справились с заданием! Идём дальше.

  1. Автоматизация звука Ш в предложениях.

Игра «Забавные предложения»

На экране – дорожка медведь из мультфильма. Держит в руках книгу.

- Ребята, на нашем пути встретился мишка. У него в руках книга. Вот только все предложения в этой книжке перепутаны. И никак мишка не может разобраться, что к чему. Он просит нас о помощи. Думаю, прежде чем двигаться дальше, нужно помочь медведю.

- Давайте послушаем, как эти предложения звучат и, если найдём ошибки, попробуем их исправить.

- Если мы будем называть предложение правильно, картинка-иллюстрация к нему будет появляться на экране.

Письмо пишет дедушку. (Дедушка пишет письмо.)

Наша мышка поймала кошку. (Наша кошка поймала мышку.)

Одеяло шьёт бабушку. (Бабушка шьёт одеяло.)

На шубу вешают вешалку. (На вешалку вешают шубу.)

Камыши сидят в лягушках. (Лягушки сидят в камышах.)

На ландышах растёт поляна. (На поляне растут ландыши.)

Каша ест вкусного Мишу. (Миша ест вкусную кашу.)

Ромашка сидит на шмеле. (Шмель сидит на ромашке.)

- Молодцы! Справились с заданием. Мишка говорит нам спасибо.

- Мы продолжаем наш путь. Но посмотрите, что это появилось перед нами!

(На экране – домик Маши и мама).

- Ребята, вместе с Машей мы сумели добраться до домика, где живёт её мама. А вот и она сама, встречает Машеньку.

  1. Итог занятия

- Ребята, Маша очень довольна. Мы помогли ей найти дорогу домой, справились со всеми препятствиями, которые встретились на нашем пути. А теперь и нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико – грамматических категорий».

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня для детей 5-7 лет  на  тему: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...

Тема: Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Зима».

Тема:   Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях.Лексическая тема: «Зима».  с приложением....

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения на тему: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

Автоматизировать звук [Л] в речи ребенка в слогах, словах и предложениях; развивать фонематический слух; развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание; обогащать и расширять словар...

Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях и коротких фразах".

Предлагаемый план-конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях и коротких фразах".рассчитан на подгруппу детей обучающихся вподготовител...