Cпецифика направлений логопедической работы при устранении различных нарушений речи
учебно-методический материал по логопедии

Кругова Ольга Дмитриевна

В документе в виде развернутой таблицы представлено подробное описание всех видов речевых нарушений с рассмотрением форм нарушений, механизмов их возникновения, выраженной симптоматикой. Также даны рекомендации по необходимой логопедической работе для коррекции и устранения симптоматики и самого речевого нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cпецифика направлений логопедической работы при устранении различных нарушений речи

Речевое нарушение

Виды (формы)

Механизм возникновения

Симптоматика

Направления логопедической работы

Дислалия

Функцио-нальная:

- Акустико-фонематичес-кая

- Артикуля-торно-фонема-тическая

- Артикуля-торно-фонети-ческая

 

Органичес-кая (механичес-кая)

- несформированность фонематического слуха

- несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков

- неверное усвоение артикуляционной позиции

- отклонения в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба)

- нарушения  воспроизведения одного или нескольких звуков (замены, смешения, искажения)

- нарушения воспроизведения группы звуков амены, смешения, искажения)

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематичес-кого восприятия

2. Установка речевого дыхания

3. Развития подвижности органов периферического речевого аппарата (арти-куляционной моторики)

4. Формирование произно-сительных умений и навыков (постановка, автоматизация, диффе-ренциация звуков)        

Дизартрия

 Корковая

Псевдобуль-барная

Бульбарная

Экстрапира-мидная (подкорко-вая)

Мозжечковая

группа моторных расст-ройств речи разного пато-генеза, связанных с очаго-вым поражением коры го-ловного мозга

- двустороннее поражение двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола

- симптомокомплекс рече-двигательных расстройств,        расстройств,

развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферичес-ких отделов VII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов, имеет место периферичес-кий парез речевой муску-латуры        имеепериферический парез речевой мускулатуры

- поражения экстрапира-мидных ядер мозга и их связей с др.стурктурами мозга

- поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, поражение лобно мозжечковых путей

 - неплавная нечле-нораздельная речь; неверная и неточная артикуляция звуков; замены звуков

- голос слабый, сиплый, хриплый; речь гнусавая; артикуляция всех звуковупрощена и сдвинута назад; речь монотонная, нару-шена плавность; из-бирательные расст-ройства артикуля-ции, связанные с ло-кализацией паралича

- голос слабый; все звуки оглушены; темб речи по типу открытой гнусавос-ти; артикуляция согласных упроще-на; артикуляция гласных приближе-на к нейтральному гласному звуку; речь замедленна

- расстройства раз-нообразны и часто непостоянны; нару-шения просодики; иногда голос в про-цессе речи затухает; иногда артикуляция  гласных нарушена больше чем согласных

- выраженная асинх-ронность дыхания, фонации и артику-ляции; речь медлен-ная, толчкообразная, к концу фразы зату-хает; открытая гну-савость; страдает произношение пе-реднеязычных, губ-ных и взрывных

 - медикаментозная терапия, формирование артикуляционных укладов звуков, отработка артикуляции

- расслабляющий массаж, дыхательные упражнения, лечение положением, массаж паретичных мышечных групп, активизация голосовых связок, преодоление саливации, работа над произношением

- тонизирующий массаж и логопедич.гимнастика из положения лежа, заторма-живание содружествен-ных движений, трениров-ка групп мышц, участвую-щих в образовании отра-батываемых звуков, рабо-та над развитием дыха-тельных мышц

- приемы массажа (расс-лабляющего или тонизи-рующего - в зависимости от клинического проявле-ния), работа над просоди-ческими компонентами речи, обучение правильно-му речевому дыханию, постановка звуков (боль-шая сложность в их авто-матизации)

- формирование правильного дыхания, работа над голосом, развитие тембра голоса, работа по развитию интонации

Ринолалия

Функцио-нальная:

- Открытая

- Закрытая

Органичес-кая:

-Открытая:

приобретен-ная

врожденная

- Закрытая

 

- недостаточный подъем  мягкого нёба при фонации при вялой артикуляции

- мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке

- перфорация твердого и мягкого нёба, рубцовые из-менения, парезы и параличи мягкого нёба

- врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба

- непроходимость носовой полости (дефекты носа, зева, носоглотки)

- наличие изменен-ного назализован-ного тембра голоса

- при открытых формах ВСЕ звуки произносятся с носовым оттенком. Более выраженное нарушение произношения гласных звуков. Большое количество замен звуков

- при закрытых формах понижен-ный физиологичес-кий носовой резо-нанс: голос имеет глуховатый оттенок. Назальные звуки звучат как ротовые б, б', д, д` - исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-нена-зальный, что влияет на разборчивость речи. Гласные звуки приобретают неес-тественный оттенок из-за  заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях

1. Формирование правиль-ного речевого дыхания

2. Активизация деятель-ности артикуляционного аппарата

3. Формирование артику-ляции звуков

4. Устранение назального оттенка голоса

5. Дифференциация зву-ков с целью предупреж-дения нарушения звуко-вого анализа

6. Нормализация просоди-ческой стороны речи

7. Автоматизация приоб-ретенных навыков в сво-бодном речевом общении

Алалия

 Моторная

Сенсорная

- несформированность язы-ковых операций процесса порождения речевых выска-зываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций

        

        

- нарушения работы рече-слухового анализатора, что возникает при преимущест-венном поражении височ-ной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражи-телей, поступающих в кору головного мозга, в резуль-тате чего не формируется связь между звуковым об-разом и обозначаемым им предметом. Ребенок слы-шит, но не понимает обра-щенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспри-нимающем механизме речи

- нарушение овладе-ния знаковой фор-мой языка, т.е. пра-вилами сочетания и использования зна-ков в процессе по-рождения речи: не формируются опе-рации программиро-вания, отбора, ком-бинирования,  син-теза языкового мате-риала в процессе по-рождения высказы-вания

- нарушены все ас-пекты лексико-грам-матического струк-турирования: выбор слов и порядок их расположения, грам-матическое марки-рование и звуковое оформление выска-зывания

                        не формируется        фонематическое        восприятие,        не

- не формируется фонематическое восприятие, не диф-ференцируются фо-немы и не восприни-мается слово цели-ком, отмечаются не-сформированность акустико гностичес-ких процессов, по-нижение способнос-ти к восприятию речевых звуков.

Дети спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринима-емые из окружаю-щего, без специаль-ного обучения, повторение их нестойкое - дети не могут образовывать связи между пред-метом и его назва-нием, у них не фор-мируется предмет-ная соотнесенность слышимых и произ-носимых ими слов. Пассивный словарь неустойчив и замет-но отстает от активного.

- в целом речь мо-жет быть охаракте-ризована как повы-шенная речевая ак-тивность на фоне пониженного вни-мания к речи окру-жающих и отсутст-вия контроля за своей речью

 1 этап: воспитание рече-вой активности, формиро-вание пассивного и актив-ного словаря, доступного пониманию и воспроиз-ведению, работа над диа-логом, небольшим прос-тым рассказом, нерас-пространенными        затем        распространенными

предложениями, форми-руются психофизиологи-ческие предпосылки рече-вой деятельности и перво-начальные навыки в ситу-ации общения

2 этап: формирование фразовой речи на фоне ус-ложнения словаря и струк-туры фразы, работа над распространением пред-ложений, их грамматичес-ким оформлением, над ди-алогом и рассказом описа-тельного характера,  фор-мирование высказывания как основной единицы ре-чевого действия

3 этап: формирование связной речи - особо сложной коммуникатив-ной деятельности, комму-никативных умений, авто-матизация грамматичес-ких структур

На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности

1. пробуждение интереса к звукам окружающей жиз-ни, к речевым звукам, раз-витие потребности, жела-ния и возможности подра-жать им, дифференциация неречевых и речевых звуков

2. формирование психофи-зиологической основы ре-чи, ведущих основных ви-дов деятельности, разви-тие произвольного внима-ния, зрительных и акусти-ческих установок и диф-ференцировок

3. работа по направленно-му формированию рече-вой деятельности - разви-тие потребности общения, его мотивационной осно-вы. Ребенка учат фиксиро-вать внимание на речи, расширяют и уточняют фонематическое восприя-тие. Начинается работа не с речевых звуков, а с раз-личения шумов, звуков неречевого характера. После дифференциации некоторого количества уже речевых звуков пере-ходят к различению сло-гов в связи с конкретным предметом или действием и простых слов со строгой предметной соотнесен-ностью. Слова и предло-жения закрепляются через их употребление ребенком в ходе создания соответст-вующих ситуаций общения.

4. работа по овладению грамотой, чтение и письмо оказываются нарушенны-ми. Грамоте начинают обучать детей по возмож-ности раньше. Отмечают большую легкость овладе-ния письменной речью и понимания ее ребенком по сравнению с речью уст-ной, а также преобладание зрительного восприятия речи в таких случаях над слуховым.

Основной акцент на про-тяжении всей работы де-лается на воспитании у ребенка сознательного анализа и синтеза речи.

Афазия

Акустико-гностическаясенсорная

Акустико-мнестическая (оптическая)

Амнестико-семантичес-кая

Афферентная кинестети-ческая моторная

Эфферентная моторная

Динамичес-кая

- локальные поражения головного мозга из-за на-рушения мозгового крово-обращения (ишемия, геморрогия), травм,

опухолей, инфекционных заболеваний головного мозга

- поражение височных отделов коры головного мозга

- поражение средних и задних отделов височной доли

- поражение теменно-заты-лочной области доминант-ного по речи полушария

- поражение вторичных зон постцентральных и нижне-теменных отделов коры головного мозга, располо-женных сзади от централь-ной (Роландовой) борозды

- поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии

- поражении заднелобных отделов левого доминант-ного по речи полушария, т.е. отделов третьего функ-ционального блока - блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности

 

- нарушение пони-мания речи при восприятии ее на слух, подмена точ-ного восприятия слова догадками. Различные слова звучат одинаково: с трудом улавливает-ся на слух корневая, т.е. лексико-семан-тическая часть сло-ва, в результате чего обнаруживается по-теря его предметной отнесенности. Расстраивается слу-ховой контроль за своей речью, многоречивость, "речевая окрошка"

 - трудности удержа-ния на слух смысло-вой стороны речи, заключающиеся в ослаблении и обед-нении зрительных представлений         о предмете, трудности подбора слов, необ-ходимых для орга-низации высказыва-ния. Обильные вер-бальные парафазии, редкие литеральные замены, слияния двух слов в одно

- амнестические трудности при поис-ках нужного слова или произвольном назывании предме-та: больные при трудностях нахож-дения лексической парадигмы обраща-ются к описанию функций и качеств этого предмета син-тагматическими средствами, т.е. не заменяют одно сло-во другим (вербаль-ные парафразии), а заменяют слово це-лой фразой; затруд-няются и в понима-нии сложных син-таксических конст-рукций, выражаю-щих причинно- следственные, вре-менные и прост-ранственные отно-шения, деепричаст-ные и причастные обороты. Утрачива-ется понимание ме-тафор, пословиц, по-говорок, крылатых слов, не обнаружи-вается в них переносный смысл

- выраженная апрак-сия артикуляцион-ного аппарата может привести к полному отсутствию спон-танной речи. Попыт-ки произвольного повторения звуков приводят к хаотич-ным движениям губ и языка, к литераль-ным (звуковым) за-менам. В речи лег-кие артикуляцион-ные призвуки, напо-минающие дизарт-рию или легкий иностранный ак-цент, выражающий-ся в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких и отсутствии мягких согласных, в редких литеральных параф-разиях. Трудности в понимании глаголов с приставками, зна-чений личных мес-тоимений, употреб-ляемых в косвенных падежах

- апраксия артикуля-ционного аппарата проявляется в утрате способности повто-рить серию звуков или слогов. Больной персеверирует звуки из предыдущего звукового или сло-гового ряда, не ис-пытывая трудностей в самом акте звуко-произношения. Кон-таминации - перено-сы слога предыду-щего слова: «стож-ка» (стол, ложка). Выраженный эксп-рессивный аграмма-тизм типа "теле-графного стиля" вследствие наруше-ния предикативной функции внутрен-ней речи: пропуски глаголов, трудности в  употреблении предлогов, флексии существительных. На слух не различа-ются грамматически правильно постро-енные высказывания и неправильные. Плохо понимается  переносный смысл метафор, пословиц, отмечается наруш-ение понимания многозначности слов

- трудность, иногда полная невозмож-ность активного раз-вертывания выска-зывания. Правильно произносятся от-дельные звуки, пов-торяются без арти-куляторных труд-ностей слова и короткие предложе-ния. При грубой выраженности расстройства рече-вая и общая аспон-танность, безыници-ативность, выражен-ная эхолалия, иног-да эхопраксия - механически повто-ряются за собесед-ником слова, вопро-сы и движения.

Псевдоамнестичес-кие трудности при назывании предме-тов и особенно при вспоминании фами-лий или имен знако-мых людей, назва-ний городов, улиц и т.п. Нарушение чувства языка, за-труднения в понима-нии сложных фраз, особенно инверти-рованных, требую-щих для своего по-нимания переста-новки элементов предложения

1. Отработка артикуляторных дифференцировок.

2. Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубок — комок, удочка — уточка).

3. Отработка произношения слов разной слоговой структуры.

4. Активизация лексического запаса и преодоление имеющегося аграмматизма.

5. Формирование связной речи и воспитание навыков связного рассказывания.

6. Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

7. Устранение нарушений чтения и письма.

Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка.

С первых же занятий параллельно с развитием фонематического слуха следует проводить работу по формированию у детей навыков звукового анализа. Необходимо научить детей выделять названный звук в словах, где он находится в разных позициях.

Работа по развитию произносительных навыков отличается большим своеобразием. Начинать ее рекомендуется с отработки сохранных звуков, поскольку главная задача — оживить утраченную способность речедвигательного анализатора.

Следующий этап — восстановление отсутствующих звуков. При этом внимание ребенка фиксируют не только на акустической характеристике звука, но и на артикуляторной, а также графической (если ребенок школьного возраста). Большую пользу приносят упражнения в сопряженном (совместном с логопедом) и отраженном (вслед за логопедом) повторении автоматизированных речевых рядов. В дальнейшем эти ряды необходимо преобразовывать в слова и короткие предложения.

Если ребенок до появления афазии обучался в школе, в процессе восстановительной работы необходимо использовать сохранные навыки письменной речи. Поэтому цикл занятий рекомендуется проводить в письменной форме (ребенок записывает числовые ряды, слова и предложения в тетради).

В процессе восстановления письменной речи проводятся звуко-буквенный анализ состава слов, а также различные варианты упражнений типа: вставить в слове пропущенную букву; дополнить подпись под картинкой; закончить начатое слово; ответить (письменно) на вопрос и т. п.

На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.

Заикание

 

- ошибки нервных процес-сов в коре головного мозга, нарушения коркового под-коркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции)

- результат зафиксирован-ного рефлекса неправиль-ной речи, первоначально возникшей вследствие рече-вых затруднений разного генеза

- сложное, преимуществен-но функциональное расст-ройство речи, появившееся вследствие общего и рече-вого дизонтогенеза и дис-гармоничного развития личности

- органические изменения центральной нервной системы

 судороги в процес-се речевого акта длительностью от 0,2 секунд до 12,6 секунд ( 90 секунд):

при тонических су-дорогах - короткое толчкообразное или длительное спазма-тическое сокраще-ние мышц - тонус: "т-ополь", при кло-нических судорогах - ритмическое с ме-нее резко выражен-ным напряжением повторение одних и тех же движений судорожных мышц - клонус: "то-то-тополь";

фонетико-фонема-тические и лексико-грамматические нарушения;

нарушаются слове-сное ударение, инто-нация, ритм. Речь прерывиста, с нео-боснованными пау-зами, повторениями, изменяются гром-кость и темп произ-ношения, сила, вы-сота и тембр голоса

1. Коррекция дыхания

2. Коррекция голоса

3. Воспитание самостоятельной речи

4. Развитие звукопроизношения

5. Развитие лексико-грамматического сроя речи

6. Релаксация

Дислексия

По О.А.Тока-ревой:

Акустичес-кая

Оптическая

Моторная

По Р.И.Лала-евой:

Фонемати-ческая:

- 1я форма

- 2я форма

Семантичес-кая

Аграммати-ческая

Мнестичес-кая

Оптическая

Тактильная

- несформированность (нарушение) высших психических функций

- недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа

- неустойчивость зрительного восприятия и представлений

- затруднения в движении глаз при чтении

- недоразвитие функций фо-нематической системы, т.е. системы фонем языка, в ко-торой каждая единица ха-рактеризуется определен-ной совокупностью смысло-различительных признаков

- несформированность представлений о синтакси-ческих связях слов в пред-ложении

- недоразвитием граммати-ческого строя речи, морфо-логических и синтаксичес-ких обобщений

- нарушение процессов ус-тановления связей между звуком и буквой и наруше-ние речевой памяти

- нерасчлененность зритель-ного восприятия форм, не-дифференцированность представлений о сходных формах, недоразвитие опти-ко-пространственного вос-приятия и оптико-прост-ранственных представле-ний, нарушение зрительно-го гнозиса, зрительного анализа и синтеза

- у слепых детей - труднос-ти дифференциации так-тильно воспринимаемых букв азбуки Брайля

- плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зри-тельным ее образом и звуком, нет четко-го зрительного обра-за буквы

- недоразвитие фо-нематического восп-риятия (дифферен-циации фонем), проявляющееся в трудностях усвое-ния букв и в заменах звуков, сходных акустически и арти-куляторно

- недоразвитие функции фонемати-ческого анализа, ве-дущее к побуквен-ному чтению, иска-жению звуко-слого-вой структуры слова

- нарушение пони-мания прочитанных слов, предложений, текста при техничес-ки правильном чте-нии. Слова воспри-нимаются изолиро-ванно, вне связи с другими словами предложения

- изменение падеж-ных окончаний и числа существитель-ных; неправильное согласование в роде, числе и падеже су-ществительного и прилагательного; изменение числа местоимения; непра-вильное употребле-ние родовых окон-чаний местоимений; изменение оконча-ний глаголов 3го лица прошедшего времени и формы времени и вида

- трудности усвое-ния букв, их недиф-ференцированные замены. Дети не могут воспроизвести в определенной по-следовательности ряд из 3-5 звуков или слов, если вос-производят, то нару-шают порядок их следования, сокра-щают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-про-износительным образом звука

- трудности усвое-ния и смешения сходных графичес-ки букв и их взаим-ные замены. Смеши-ваются и взаимоза-меняются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (л-д, з-в), так и состоящие из одинаковых эле-ментов, но различно расположенных в пространстве (т-г, ь-р, н-п-д)

- смешения тактиль-но сходных букв, состоящих из одина-кового количества точек и точек, рас-положенных зер-кально (в-и, ж-х) и  выше или ниже или отличающихся од-ной точкой (а-б, б-л, л-к)

 1. упрОчение звукобуквенных связей

2. автоматизация слого-слияния

3. формирование понима-ния текста

- постановка и автомати-зация всех звуков;

-развитие фонематичес-кого восприятия, анализа, синтеза

- формирование грамма-тического строя речи в целом

- развитие разных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной

- развитие зрительного гнозиса

- развитие зрительной памяти

- формирование прост-ранственных представ-лений и восприятия

- формирование буквен-ного гнозиса, дифферен-циации зрительного обра-за букв

Дисграфия

Артикуля-торно-акусти-ческая

Дисграфия на основе нару-шений фо-немного рас-познавания (дифферен-циации фо-нем)

Дисграфия на почве нару-шения языко-вого анализа и синтеза

Аграммати-ческая

Оптическая

 

-нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложе-ний на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза

- недоразвитие граммати-ческого строя речи: морфо-логических, синтаксических обобщений. Может прояв-ляться на уровне слова, сло-восочетания, предложения и текста и является состав-ной частью более широкого симптомокомплекса - лек-сико-грамматического недоразвития у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых

- недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных предс-тавлений

 - ребенок пишет так, как произносит: опираясь в процессе проговаривания на неправильное произ-ношение звуков, ре-бенок отражает свое дефектное произно-шение на письме

- замена букв, соот-ветствующих фоне-тически близким звукам, при этом в устной речи звуки произносятся пра-вильно:  свистящие и шипящие, звонкие и глухие, ффрикаты и компоненты, вхо-дящие в их состав, твердые и мягкие

- искажения звуко-буквенной структу-ры слова: пропуски

согласных при их стечении, пропуски гласных, переста-новки букв, добав-ление букв;  пропус-ки, добавления, пе-рестановка слогов; слитное написание слов в предложении, особенно предлогов, с другими словами; раздельное написа-ние слова; раздель-ное написание при-ставки и корня слова

- трудности в уста-новлении логичес-ких и языковых свя-зей между предло-жениями. Последо-вательность пред-ложений не всегда соответствует по-следовательности описываемых собы-тий. Нарушение смысловых и грам-матических связей между предложени-ями. Аграмматизмы на письме: искаже-ние морфологичес-кой структуры сло-ва, замена префик-сов, суффиксов, из-менение падежных окончаний; наруше-ние предложных конструкций; изме-нение падежа место-имений, числа су-ществительных; нарушение согласо-вания; нарушение синтаксического оформления речи:  трудности конструи-рования сложных предложений, про-пуск членов пред-ложения, нарушение последовательности слов

- при письме замены и искажения букв: состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); включающих одинаковые элемен-ты, но тличающиеся дополнительными элементами (и-щ-ш, п-т, х-ж, л-м); зер-кальное написание букв (с-э, э-е), про-пуски элементов, особенно при сое-динении букв, вклю-чающих одинаковый элемент, лишние и неправильно распо-ложенные элементы

 - формирование правильного звукопроизношения

- развитие звукового анализа и синтеза

- дифференциация звуков по различным признакам

- развитие функций словообразования и словоизменения

- развитие морфологи-ческого анализа слова

- закрепление морфологи-ческих форм речи

- работа с однокоренными словами

- развитие зрительного восприятия

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей

В таблице представлены задачи, направления  коррекционной работы в зависимости от вида нарушения....

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....

Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...