Психолого-логопедический праздник "Волшебный мир звуков и букв"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Мирошниченко Светлана Сергеевна

Логопедический утренник – одна из форм проведения итогового занятия для дошкольников с нарушениями речи. Данное мероприятие проводится в ноябре, открывая Психолого-логопедичечскую Неделю. Участниками праздника являются: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель. В качестве гостей приглашаются дети всех групп, родители, педагоги ДОУ. Логопедический утренник - это прежде всего, праздник, на котором дети демонстрируют свои достижения, получают положительный эмоциональный заряд, проявляют творческие возможности и личностные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-логопедический праздник «Волшебный мир звуков и букв» для детей 5-6 лет

Учитель-логопед МБДОУ №5 «Улыбка»:                                                                                               С.С. Мирошниченко

Цель: систематизация знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Развивать звуковую культуру речи, совершенствовать диалогическую и монологическую  речь. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы. Расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели.

Коррекционно-развивающие:

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление,  

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, упражнять в координации речи с движениями. Развивать эмоционально-волевую сферу.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, самостоятельность, чувство сотрудничества, умение работать в коллективе.

Оборудование: зал украшен буквами, на стене надпись ЗВУКИ и БУКВЫ, возле центральной стены стоит стол и стул, на столе – ручка и тетрадь, костюмы Мальвины и Буратино (для взрослых), игрушечная собачка, карточки с символами артикуляционной гимнастики, карточки с буквами: С, З, Ш, Ж, Л, Р, лента с закрепленными на ней полосками разноцветных лент.

Музыка: песня про Буратино, музыка «Танцуем частями тела».

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, дорогие дети и уважаемые взрослые! Как приятно, что мы все собрались в просторном и уютном зале на психолого-логопедический праздник «Волшебный мир звуков и букв»! Интересно, а кого больше девочек или мальчиков? Сейчас по моей команде ногами топают только девочки … Замечательно! А теперь мальчики … Молодцы!

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной...

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Громкий смех друзей, подруг.

Звуки окружающего мира очень нам нужны, важны НО!

Ещё есть звуки речи – Мы их точно знать должны!

Задумывались ли вы над вопросом: для чего человеку нужна речь? Нет? Ну, тогда смотрите и слушайте очень внимательно, а в конце праздника ответите на этот вопрос.

Сценка «Мальвина и Буратино»

В зал под музыку «Кто доброй сказкой входит в дом…» вбегает Буратино с мячом, прыгает, стучит мячом о пол. Входит Мальвина с игрушечной собачкой.

Мальвина: Ах, Буратино-Буратино! Всё бы вам прыгать и скакать! И кто вас только воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино (весело): Меня? Папа Карло! А когда ему некогда, то никто.

Мальвина:  Понятно! Теперь я займусь вашим воспитанием! Отложите в сторону мяч и давайте заниматься.

Буратино (от неожиданности закашлялся): Заниматься? Нет-нет-нет! Не хочу! Это скучно! А я люблю веселиться! (Убегает от Мальвины)

Мальвина: Артемон! Артемон! Помоги мне поймать Буратино!

(Мальвина ловит Буратино, усаживает за стол, Буратино нехотя усаживается, поджав ногу под себя)

Мальвина: Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Сядьте красиво. Не вертитесь! Положите руки перед собой и внимательно слушайте. Не сутультесь, выпрямите спину. Мы займёмся математикой. У вас в кармане 2 яблока.

Буратино (проверяет карманы, выворачивает их): Ха! Врёте! Ни одного!

Мальвина: Представьте, что у вас в кармане 2 яблока. Кто-то взял у вас 1 яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Буратино: Два!

Мальвина: Подумайте хорошенько!

Буратино (сморщился, изображая усилие мысли): Два!

Мальвина: Почему?

Буратино: А я не отдам яблоки никому! Даже драться буду! (машет кулаками)

Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Переходим к письму. Возьмите ручку и напишите на листе бумаги: «А роза упала на лапу Азора».

Буратино: Чего-чего?

Мальвина: Повторяю: «А роза упала на лапу Азора».

 (Буратино «малюет» на листе каракули)

Мальвина (возмущенно): Это что ещё это за каракули! Ай-яй-яй! (От возмущения топочет ногами) Придётся вас поставить в угол!

Буратино падает на пол и «капризничает»: стучит ногами и руками о пол.        

Мальвина: Ой-ой-ой! Вот это воспитание! Как не стыдно!

Ведущий: Ребята, кажется, нам нужно помочь Буратино с воспитанием. Давайте покажем ему, как он себя ведёт. Падайте на пол, машите руками и  стучите ногами, как и он! Пусть посмотрит на себя со стороны. (Дети выполняют)

Буратино: Ух! Я даже немного устал баловаться. (Встает, обхватывает себя руками) Всё! Я обиделся на вас!

Ведущий: Ребята, повторяйте за Буратино все его действия. Пусть посмотрит на себя как будто в зеркало.

(Буратино садится на стул, топает ногами, чешет спину, кладёт ногу на ногу, гладит себя по животу, хлопает по коленям, хватает свой нос и др.)

Буратино: Ха-ха-ха! Я понял! Когда я вредничаю, то выгляжу очень смешно!

Мальвина: Вот именно! Поэтому тебе нужно заниматься, чтобы быть культурным и образованным!

Ведущий: Мальвина! Подожди! Не ругай Буратино! Нам с ребятами он очень понравился, и мы хотим ему помочь. Правда, ребята?

Мальвина (недоверчиво): Вы? Помочь? Что-то я сомневаюсь. Вы же сами ещё сами маленькие ребята-дошколята. Что вы умеете?

Ведущий: Мы умеем многое! Не верите? Сейчас докажем. Вставайте в круг.

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг!

Эй! Ребята, не зевать!

Всё, что Мальвина нам покажет, будем дружно выполнять!

Мальвина: Ну, хорошо! Попробуйте повторить за мной вот так! (показ движения, игра продолжается 3-4 повтора)

Мальвина: Должна признать, что вы приятно меня удивили.        

Ведущий: Да, наши дети ходят в детский сад, но они очень любознательные, многое умеют и готовы своими знаниями поделиться с Буратино.

Буратино: Подождите-подождите! Если свои знания вы отдадите мне, то тогда сами останетесь маленькими и глупыми?

Ведущий: Не волнуйся, Буратино! Знания обладают волшебным свойством: чем больше мы делимся ими, тем больше людей вокруг нас становятся умненькими и благоразумненькими.

Буратино: Я ничего не понял, но мой нос подсказывает, что будет что-то интересное!

Ведущий: Конечно, интересное! Присоединяйтесь к нам. Для начала сделаем массаж лица. (Сказочные герои вместе с детьми выполняют упражнения)

Самомассаж лица «Нос, умойся!»

«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.        

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

Гимнастика для языка

Упражнения: «Язычок выглядывает из домика», «Расческа», «Тесто», «Чашка с чаем», «Лошадка», «Индюк», «Часики», «Шарики», «Машина».

Звуковая гимнастика:

Звук С

Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти с-с-с.

Звук З
Язычок широкий ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз …. Произнесем.

Звук Ш                                                                                                                                    

Ш! Чтоб звук красивым вышел
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно,
Дуть красиво, осторожно.

Звук Ж
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит:

Звук Л
Узкий кончик языка вверх
В зубы упирается.
По бокам от языка воздух пробирается.
А получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный л-л-л.
Звук Р
– Ррр! – ракета рвется весь!
– Ррр! – рычит сердито рысь.
– Ррр! – рокочет ровно робот.
«Р» сказать и ты попробуй!
– Ррр! – язык широкий – к небу!

Ведущий: Буратино! Тебе всё понятно? 

Буратино: Я боюсь запутаться во всех этих звуках и буквах.

Ведущий: Чтобы этого не произошло, надо буквы складывать из палочек, лепить из пластилина, писать карандашами, фломастерами, …

Буратино: Ой-ой-ой!

Ведущий: Не переживай! Это совсем не трудно! Ребята тебе помогут, а ты смотри и повторяй.

(С – пишут пальцем на ладони, 3 – пишут носом в воздухе, Ж – пишут пальцем на спине, Ш – 4 детей изображают букву на полу, Р и Л – все дети делают с помощью своего тела)

Буратино: Вот это да! Спасибо, вам, ребята! Ну, теперь я всему научился!

Ведущий: Не торопись, Буратино! Знаешь главное правило правильной и красивой речи?

Буратино: Нет, я не знаю никаких правил.

Ведущий: Красиво, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Во рту у нас живет язык,

К словам знакомым он привык!

Буратино: И это всё? Ура! Больше ничего делать не нужно!

Ведущий: Вот и нет, Буратино! Нужно помнить: что слова и интонация речи влияют на наше настроение и самочувствие. Если у тебя плохое настроение, надо постараться его улучшить. Общаясь с окружающими, нужно быть вежливым и доброжелательным. Ребята, какие вежливые слова говорят культурные люди при встрече? (Ответ детей) А при расставании? (Ответ детей) А как благодарят за помощь? (Ответ детей), А если нечаянно толкнули, что нужно сказать? (Ответ детей)

Ведущий: Молодцы, ребята! А чтобы не забыть все тонкости речевого этикета, упражняться нужно каждый день!

Буратино (от неожиданности кашляет): Каждый день? Это же очень долго!

Ведущий: Зато полезно. Не переживай, Буратино, дни недели проходят быстро. Не веришь? Сейчас убедишься в этом сам.

Игра «Дни недели»  (Ведущий и Мальвина держат ленту, а дети вместе с Буратино под ней пробегают. Понедельник – в одну сторону, вторник – обратно и т.д. по всем дням недели. Лента на понедельник поднята высоко, а с каждым днем недели опускается всё ниже, чтобы пройти воскресенье играющим приходится очень низко наклоняться)

Буратино: Ребята! Мне так у вас понравилась, что даже уходить не хочется!

Мальвина: Как так? А как же папа Карло и другие куклы? Они же будут волноваться!

Буратино: У-у-у! Не хочу!

Ведущий: Буратино! Мальвина! Не ссорьтесь! У нас еще будут праздники, и мы с удовольствием приглашаем вас гости! Правда, ребята?

Буратино: Вот это по-моему! Вот здорово! А на прощанье давайте станцуем мой любимый танец.

Музыкальная пауза «Танцуем частями тела»

(Герои прощаются и уходят.)

Ведущий: Добрые слова приятны!

Это каждому понятно!

Помогают нам они

Проводить прекрасно дни:

Без обиды, драки, ссоры

Разрешать любые споры!

Мы любезным обращеньем

Поднимаем настроенье

И соседям, и прохожим,

И себе, конечно, тоже!

Ведущий: На этом наш праздник заканчивается, а психолого-логопедическая неделя начинается. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...