Развитие лексико-грамматических категории по лексической теме: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЗВУКИ [Т] и [Т’]. БУКВА Т»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Приютова Светлана Викторовна

Формирование грамматически правильной речи ребенк дошкольного возраста

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирование гармоничной личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего успешного обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko-grammaticheskie_kategorii_dikie_zhivotnye.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексико-грамматических категории по лексической теме:

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЗВУКИ [Т] и [Т’]. БУКВА Т»

1. Обсудите с ребенком, какие дикие животные живут в наших лесах. Рассмотрите иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа, барсука, лося, кабана, оленя, лисы и др. Отметить их внешние признаки. Уточнить понимание обобщающего понятия «дикие животные». Вспомнить, где живут, чем питаются, как животные готовятся к зиме (линька, запасы, жилище).

2. Сосчитай до 5 и обратно 

Косолапый медведь                хитрая лиса                глупый мышонок                полосатый барсук

3. Новые слова. Составить из двух слов одно.        У лисы длинный хвост – длиннохвостая лиса

У зайца быстрые ноги        У волка острые зубы        У оленя длинные ноги         У зайца длинные уши

4. Кто как голос подаёт?

Волк – воет, медведь – рычит, кабан – хрюкает, еж – фыркает, лиса – тявкает, белка - цокает

5. Назови ласково        Рыжая белка – рыженькая белочка.        Пушистый заяц                Хитрая лиса

Мохнатый медведь                Шустрая белка                        Страшный волк                Колючий еж

6. Чей? Чья? Чьё? Чьи? Назвать чьи части тела у разных диких животных

Туловище чьё? – волчье, заячье …                 Хвост чей? – лисий, медвежий

Лапы чьи? – ежиные, барсучьи …                        Голова чья? – беличья, оленья

7. Скажи наоборот

У зайца хвост короткий, а уши…         Ёж маленький, а медведь…         Заяц пушистый, а ёж…

Заяц летом серый, а зимой…        Лось большой, а заяц…                Лиса хищное животное, а заяц…        

Белка слабая, а волк…                 Медведь осенью засыпает, а весной…

8. Четвертый лишний, объясни почему?        

Волк лиса собака медведь                лось волк заяц олень                Зайчонок ягненок лисенок волчонок.

9. Назови семью: Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок, медвежата

Волк,                 ёж,                 заяц,                 лис,                 олень,                         лось.

10. Закончи предложение словом-действием

Зайка из норки (что сделал?) … выскочил. Трусишка от лисы… (ускакал). Серенький через пенек… (перескочил). Зайчик вокруг дерева… (обскакал). Обратно к своей норке… (прискакал). Волк из логова… (выбежал). По глухому лесу… (пробежал). От охотников серый… (убежал). За лисой вдогонку… (побежал). К лисьей норке… (прибежал).

11.Описывать и сравнивать диких животных по плану:

Кто это? Почему? Какие части тела у него есть? Домашнее или дикое животное? Как называется его жилище? Чем питается (травоядное или хищное?). Как называют детёнышей? Как животное подаёт голос? Какую пользу приносит?

12 Подружи» словечки.  Составь предложение.

Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.                 белка, дупло, зимовать, тёплое, в.

Лапу, в, медведь, берлоге, сосёт.                                 От, заяц, лисы, волка, прячется, и.

13.  Хитрые вопросы

У кого больше лап – у лисы или белки?                Сколько у двух зайцев ушей? Хвостов? Лап?

Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?        Кто больше: зайчиха или зайчонок?

14. Вспомнить правило: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем!»

Буква Т состоит из двух палочек. Выложить букву Т из счетных палочек/мозаики/шнурка.

Буквой Т обозначаются два звука: Звук [Т] – согласный, глухой, твердый, обозначается синим кружком. Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым кружком.

Вспомнить слова со звуками [Т] и [Т’].

15. Изменить слова путем замены твердого звука [Т] на мягкий звук [Т’] и наоборот.

Плот→плоть                быт→                брат→                забыт→        помыт→

цветы→цвети        просты→        мосты→        пусты→        путы→

потёк→поток                истёк→        кресты→        

купить→купит        кружить→        открыть→        зашить→        наступить

16. Раздели на слоги, назови ударный слог

животные, звери, хищник, медведь, ёж, белка, заяц, волк, барсук, енот, кабан, рысь, бобр, выдра, крот, куница, ласка, лось, олень, лиса, берлога, дупло, нора, логово, мех, копыта, рога, грива, ноги, усы, голова, уши, глаза, шея, хвост, лапы, когти, туловище, тело, брюхо, морда, пасть, зубы, клыки, иголки, кисточки, шкура, охота, спячка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.

Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...

Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.

Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...

Открытое логопедическое занятие для педагогов по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Дикие животные»

Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей по теме «Дикие животные».   Задачи:     Образовательные: Учить умению слушать и слышать обращённу...

"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)

В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...