Зимующие птицы
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Картотека речевых игр по лексической теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Зимующие птицы

Развитие артикуляционного аппарата. Мимики. 

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц

   Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
(Птенчики глотают пищу). Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

   Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты  вперед.

   Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

   Птенчики ждут пищу.  Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

   Очень вкусная пища!  Присасывать «широкий»  язык к нёбу, затем произносить звук  а.

Дятел  
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все ранво он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Ддд - тдд – тдд».

  Аист.  Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие общих речевых навыков

  1. Повтори песенку птиц

   Цель:  Учить детей воспроизводить определённый слоговой ритм, развивать звукоподражания голосам птиц.

  Ход:  Взрослый просит детей произнести определенный слоговой  ритм.

Синичка поет: ти – те, ти – те, ти – те – те, ти – ти – те.

Воробей чирикает: чик – чирик, чик – чик – чик – чирик.

Ворона каркает: кар, кар – кар – кар.

Дятел стучит по дереву: туки – тук, тук – тук – тук.

  1. Ударение

   Цель:  Развивать умения правильно ставить словесное ударение.

   Ход:  на картинке изображены: голубь, снегирь, синица, ворона, воробей.

Назвать птиц, разделить слова на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

   Например: го – лубь, сне – гирь, си – ни – ца, во – ро – на, во – ро – бей.

  1. Отогреем птичку

   Цель:  Активизация вдоха и развитие плавного выдоха

На ладони, сложенные «ковшиком», положить птичку, изображённую на папиросной бумаге. Сделать полный вдох ртом и на выдохе подуть на птичку. Повторить 3 раза.

Развитие памяти, внимания, мышления

  1. Подскажи словечко

   Цель:  Развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

   Ход: Взрослый читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее

Птички на деревья сели,

Посчитай – ка: раз, два, три…

На зимовку прилетели

С красной грудкой … (снегири).

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает… (сова).

Тук- тук- тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук-тук-тук, - в ответ нам… (дятел).

Серый маленький комочек

Чик- чирик! – замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш… (воробей).

-Кар- кар- кар!- кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её… (ворона).

Воробей, синицы, совы,

Снегири, галки, вороны,

Свиристели и синицы:

Одним словом это- …(птицы).

  1. Выучить диалог наизусть

- Отчего ты, воробей,

Так щебечешь громко?

- Добрый снеговик меня

Угостил морковкой!

- Где же он её нашёл

В день такой морозный?

- Да у них морковь растёт

Прямо вместо носа!

Г. Аминов

Развитие лексики и грамматического строя речи

  1. Назови ласково

   Цель: Учить детей употреблять  существительные в уменьшительно – ласкательной форме.

Ход: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какое – либо слово. Ребенок ловит мяч и называет его  ласково.

Синица – синичка

Воробей – воробушек

Голубь – голубок

Птица – птичка

Снегирь – снегирёк

Шея – шейка

Перо – пёрышко

Птенец - птенчик

  1. Скажи со словом «много»

   Цель: Учить детей употреблять имена  существительные во множественном числе  Родительного падежа.

   Ход: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какое – либо слово. Ребенок ловит мяч и называет его  со словом «много».

Голубь – много голубей

Синица – много синиц

Ворона – много ворон

Воробей – много воробьёв

Снегирь – много снегирей

Сорока – много сорок

Галка – много галок

Дятел – много дятлов

Свиристель – много свиристелей

Сова – много сов

Клёст – много клестов

  1. Сосчитай – ка

   Цель: Учить детей согласовывать имена существительные с числительными  один, два, пять.

  Ход:  Воспитатель предлагает детям изменить слова по образцу.  Игра  проводится с мячом.

Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц.

Одна синица, две синицы, … пять синиц.

Один воробей, два воробья, … пять воробьев.

Один клёст, два клеста, … пять клестов.

Одна сова, две совы, … пять сов.

Одна ворона, две вороны, … пять ворон.

Одна галка, две галки, … пять галок.

Одна сорока, две сороки, … пять сорок.

Один дятел, два дятла, пять дятлов.

  1. Чей, чья, чьё, чьи?

   Цель: Учить детей образовывать  притяжательные прилагательные.
 
Ход игры: Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?)... вороньи

перья воробья (чьи?)...,воробьиные

 перья голубя (чьи?)... голубиные

перья снегиря (чьи?) … снегиря

  1. Подбери признак.

Цель:  учить детей подбирать признак, согласование имен существительных с прилагательными.
Ход игры:  Взрослый просит детей подобрать признак и назвать какая бывает птица.

Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная.

Воробей (какой?)...

Снегирь (какой?)...,

Клест (какой?)...

Ворона (какая?)…

Сорока (какая?)…

Воробей (какой?) …

 

  1. Один - много

   Цель:  Учить детей употреблять существительные и глаголы во множественном числе именительном падеже.

Летит воробей – летят воробьи

Летит снегирь – летят снегири

Летит голубь – летят голуби

Летит ворона – летят вороны

Летит сорока – летят сороки

Летит дятел – летит дятел

Летит свиристель – летят свиристели

Летит сова – летят совы   

Развитие   фонематических   функций

  1. Хлопушки

   Цель: Учить детей определять количество слогов в слове.

   Ход игры: Ребенок прохлопывает слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.

 Сне – ги – ри, си – ни – цы, во – ро – на, во – ро – бей, со – ро – ка, сви – рис – тель, гал – ка, клёст, дя – тел, со – ва,  го – лубь, кор - муш – ка.

  1. Назови первый звук в слове

    Цель:  развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.  

    Ход игры. Педагог предлагает детям назвать первый звук в словах.

 Снегирь – [С], синица –[С’], ворона – [В], воробей- [В], галка-[Г], свиристель-[С], снегирь- [С], голубь- [Г], сова- [С], клёст-[К], дятел –[Д’], птица – [П].

  1. Назови последний звук в слове

   Цель:  Развивать фонематический слух, учить определять последний  звук в слове.

  Ход игры. Педагог предлагает детям назвать последний  звук в словах.

 Снегирь – [Р’], синица –[А], ворона – [А], воробьи- [И], галка-[А], свиристель-[Л’], снегирь- [Р’], голуби- [И], сова- [А], клёст-[Т], дятел –[Л], птица – [А].

  1. Весёлые звуки.

   Цель: Совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове, уточнять артикуляцию звуков.

   Ход игры: Взрослый предлагает детям составить звуковые схемы слов (раскрасить кружки: твёрды – синий, мягкий – зелёный, гласный – красный).

Слова:  синица, ворона, галка, птица, птицы, кормушка, голуби, сова, сорока.

  1. Присядь, когда услышишь звук [В].

   Цель: развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.

   Ход: Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы будете приседать, когда услышите звук [В] в названии птиц. Воробей, сова, снегирь, воробей, синица, сорока, сова, клёст, голубь, галка, свиристель, синица, ворона, дятел.

Развитие связной речи

  1. Составление описательного рассказа о птицах по плану.

План

  • Название птицы.
  • Какая это птица зимующая или нет.
  • Какая это птица по размеру, окраске?
  • Особенности этой птицы.
  • Чем питается эта птица?

  1. Составление рассказа по серии картинок «Синичка».

(Карточки прилагаются)

  1. Составление предложений с предлогами и приставочному глаголами

 «Где сидит птичка»

  1. Проблемные вопросы:
  • Как помочь зимующим птицам перенести зиму?
  • Почему так называют: глухарь, кормушка.

Развитие мелкой моторики.

Координация речи с движением

  1. Физкультминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят.

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка – сова –

Большая голова

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

Дети имитируют сон,

наклоняя голову на одну,

потом другую сторону.

Имитируют полёт.

Поворачивают голову.

Приседают.

Поворачивают голову.

Разбегаются.

  1. Пальчиковая гимнастика

Зимой холодной, посмотри,

Вновь появились снегири.

А с ними свиристели

К нам в гости прилетели.

(Соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.)

(Соединять  последовательно пальцы обеих рук, начиная с мизинца.)

ТЕМА: «ПТИЦЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...