Конспект занятия по развитию связной речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова) с пропуском одного фрагмента-картинки серии. Цель: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные «ключевые» моменты сюжетного действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_serii_kartinok_umnyy_ezhik.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок

«Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова)

с пропуском одного фрагмента-картинки серии.

Цель:  обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные «ключевые» моменты сюжетного действия.

Задачи:


1.     Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок;


2.     Развитие фразовой речи детей, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа;

3.     Развитие творческого воображения у детей;


5.     Формирование и развитие связной речи в форме повествования и рассуждения.


Ход занятия.

I. О р г а н и з а ц и о н н а я   ч а с т ь.

Подготовка детей к основной части задания. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии.

- Сейчас мы отгадаем загадки и узнаем, о ком мы сегодня будем составлять рассказ.

     Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети».
     Вопросы:
- Скажите, ребята, где растут яблоки?
- Как называется дерево, на котором растут яблоки?

- Как называется то место, где растут яблоки?

    Загадка о ёжике: «Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками».
    - Где живёт ёж?

II. Анализ  с о д е р ж а н и я  к а р т и н о к .
    - Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен  интересный случай, который произошёл с одним ёжиком.
   

   1-я картинка

Составление завязки рассказа, воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам:

- Где жил ёжик?
- Что было рядом с лесом?
- Что однажды решил сделать ёжик?

Логопед дает образец начала рассказа (завязка).
      В предлагаемом тексте пропускаются отдельные слова,  воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).
    - Я начну рассказ, а вы будете добавлять подходящее по смыслу слово.

Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик добежал до… (сада) и заметил, что на траве под (……) лежат большие румяные спелые… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой… (яблок). Но как …..унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал. (выставляется вторая картинка)

2-я картинка
-Что сделал ёжик? (залез, вскарабкался, забрался)

-Куда залез ёжик? (на дерево?);
Где лежат яблоки? (под деревом);
Где сидит ёжик? (на дереве).

3-я картинка  (Знак вопроса)
     Как вы думаете, для чего ежик забрался на дерево?

(Чтобы спрыгнуть с яблони спиной вниз и наколоть (нацепить) яблоки на свои иголки) --- Что придумал ёжик?

- Как спрыгнул (упал) ёжик? («на спину», «колючками вниз».)
- Куда упал ёжик? (на яблоки).

      4-я картинка 
- Что изображено на этой картинке?

- Куда пошел ёжик?

Яблоки нацепились на колючки. Встал ёжик и поспешил довольный в лес к своим ежатам».

(Вводятся слово «наколоты», отрабатывается в послоговом, а затем в слитном произнесении.)

У п р а ж н е н и я  в  п о д б о р е  с л о в - о п р е д е л е н и й  к слову ежик (по вопросам):
- Что можно сказать про ёжика, какой он?
Актуализируется ряд слов-определений. Например:
- Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? –
Догадливый.
- А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ёжик какой? –
Сообразительный.
-Ёжик нашел выход из положения – «
находчивый ёжик» и т.п.

-Какое название мы придумаем нашему рассказу? (Умный ежик)

Дети закрывают глаза, логопед переворачивает картинки и меняет их местами.

- А сейчас мы немного отдохнем и начнем составлять рассказ по цепочке.

Физкультминутка:

Еж спешил к себе домой,

 Нес запасы он с собой.

 Через кочки еж скакал, 

Быстро по лесу бежал.

 Вдруг он сел и изменился – 

В шарик круглый превратился.

 А потом опять вскочил 

И к детишкам поспешил.

III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на доске.

Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком).

У п р а ж н е н и е  в  д о п о л н е н и и  п р е д л о ж е н и й, предлагаемых
 логопедом, нужным по смыслу предлогом (участвуют поочерёдно все дети, передавая друг другу массажный мяч).

Стоя в кругу.

Ежик выбежал …леса.

Ежик прибежал…..саду.

Яблоки упали ….. траву.

Яблоки лежали …. яблоней.

Ежик собрал яблоки …..кучку.

Ежик забрался ……яблоню.

Спрыгнул ……яблони.

Яблоки накололись……иголки.

Ежик направился …..лесу.

Поспешил ……ежатам.

Придумывание детьми своих вариантов рассказа с другой завязкой. По направляющим вопросам.
-Теперь давайте пофантазируем и составь рассказ по-другому. Представьте, что получится, если вторая картинка станет первой…

Игра-инсценировка

 с использованием маски и корзинки.

Еж, еж,
Где живешь?
Еж, еж,
Что несешь?


- Я живу в густом лесу,
В норку яблоки несу,
Буду яблоки делить,
Своих деток кормить.

Итог занятия.

-Чем мы занимались?

-Что понравилось?

- Какие новые слова запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Рассказывание по теме"Осень"....

План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2.​ Развивать умение о...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....