ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
статья по логопедии

Бодренкова Светлана Николаевна

Познакомимся с наиболее интересными компьютерными платформами, программами и играми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ,

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции,
а настоящей 10 необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу
со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в коррекционной педагогике. Компьютерные программы, игры и упражнения представляют
для учителей-логопедов дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные технологии. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты,
так и самостоятельно-разработанные инструментарии, среди них развивающие
и обучающие компьютерные программы, платформы, интерактивные игры
и игровые упражнения. Включение их в групповую и индивидуальную программу обучения каждого ребенка создает большую мотивацию и психологический комфорт, а также, представляет воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Познакомимся с наиболее интересными компьютерными платформами, программами и играми.

Мерсибо — уникальный портал, созданный специалистами для логопедов, дефектологов, психологов. Здесь собран материал для ежедневных очных и онлайн занятий, качественного обучения и профессионального роста педагога.
На платформе «Мерсибо» представлен материал для ежедневных занятий, карьерного роста, качественного обучения, всего пять направлений для работы.
На платформе «Мерсибо» собраны разнообразные интерактивные игры
для развивающих и коррекционных занятий для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра решает конкретную педагогическую задачу, длится не более 2-3 минут. Игры доступны по платной подписке (онлайн) или на флешках (работают без интернета). На сайте «Мерсибо» есть бесплатная библиотека пособий, где представлено более 2500 готовых пособий, созданных другими специалистами. Выбирайте пособия на любые темы: автоматизация звуков, лексические темы, математика, лексика и другие направления развития детей. Таким образом, можно заниматься
с детьми бесплатно в интерактивном режиме. На платформе «Мерсибо» разработан конструктор рабочих программ. Как он работает? Вначале
вы описываете свою работу: специальность, категорию детей, с какой группой вы работаете и так далее. Отмечайте нужные варианты и в конце нажмите кнопку «Сохранить». На основе ответов формируются разделы рабочей программы: пояснительная записка, цели, содержательный и организационные разделы. Заполнять программу можно в несколько заходов, не обязательно все делать сразу. Ранее выбранные ответы можно поменять, если ошиблись или изменились обстоятельства. Обратите внимание, информация, которую вы вносите, хранится на компьютере, а не на флешке. Когда программа готова, нажмите «Сохранить как docx». Рабочая программа готова. При необходимости текст программы можно отредактировать. С помощью интерактивного конструктора картинок «Мерсибо» можно создавать пособия и задания для обучающихся. Подготовить персональные упражнения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Все картинки выполнены в едином стиле и пособия выглядят так, будто вам их на заказ рисовал профессиональный художник. Изображения высокого качества, и не расплывутся при печати. В конструкторе можно наложить простую анимацию и звуковые эффекты. С их помощью вы «оживите» своё пособие или сделаете собственную дидактическую игру. На платформе «Мерсибо» представлен материал для экспресс-обследования речевого развития ребенка. С помощью этой программы можно провести внеплановое обследование быстро и эффективно. Методика включает семь серий заданий, каждая из которых состоит из нескольких проб. В программе уже есть дидактический материал для обследования каждой пробы, нужно только выбрать из параметров результат выполнения пробы и его сохранить. Логозаврия – сайт обучающих и развивающих компьютерных игр и флеш-игр для дошкольников и младших школьников. Представленные игры можно использовать как в образовательных учреждениях, так и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что способствует успешному обучению ребенка в детском саду и в школе.

На сайте «Логозаврия» все программы представлены с полным пакетом учебно-методической литературы: рабочая программа курса, конспекты занятий, рабочая тетрадь в электронном виде и программное обеспечение (компьютерные игры и упражнения). Например, программа «Логозаврик». Эта программа направлена на развитие познавательных способностей дошкольников: восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления, творческих способностей, лежащих в основе дальнейшего успешного обучения в школе с помощью игровых технологий. Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» разработан для подготовки детей к обучению в школе. На его основе разработаны курсы «Обучение грамоте» и «Математика». На каждом занятии дети знакомятся с новым материалом, выполняют упражнения в рабочих тетрадях и закрепляют полученные знания, выполняя задания на компьютере.

На платформе «Теремок» собрано более 700 развивающих игр для дошкольников. Сайт постоянно пополняется новыми играми, статьями, направленными на разностороннее развитие ребенка. Все материалы, представленные на сайте, помогут развить у детей логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, выучить буквы и цифры. Поражает разнообразие игр: головоломки, ребусы, мозаики, кроссворды, онлайн-пазлы, раскраски и т.д., есть всё для того, чтобы сделать занятия увлекательными.

Компьютерная программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка. В программе приведено более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Вместе с веселым Тигрёнком дети совершают удивительное путешествие по стране звуков и слов, знакомятся с домиком Веселого Язычка, выполняют задания разного уровня сложности, учатся красиво говорить, правильно строить фразы и предложения, усваивать основы грамоты. Программа "Игры для Тигры" проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс, с всплывающими подсказками, и не требует специального обучения работы с программой, а пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения.

Компьютерная игра «Веселая Азбука» - это обучающая игра для самых маленьких (возраст от 4 лет), в которой папа Заяц подарил Зайчонку первую книгу – «Веселую Азбуку», но ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Помогая Зайчонку собирать буквы, ребёнок выполняет интересные задания, знакомится со звуками и буквами, учиться определять место звука и буквы в словах, познает элементы грамоты, учиться читать.

Учебно-образовательный комплекс игр «Баба-Яга учится читать» включает в себя игры, которые позволяют: развивать слуховое внимание, чувство рифмы; совершенствовать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; запоминать правильное графическое написание каждой буквы; разнообразить приемы работы по профилактике дисграфии и дислексии.

 Компьютерная игра «Домовенок БУ в мире слов» предназначена для детей от 5 до 7 лет. В основе игры лежит принцип обучения чтению по слогам. Вместе с Домовенком Бу и Кротом обучающийся познакомится со слогами, научится читать, составлять слова из слогов, ставить ударение и даже напишет свой первый рассказ. Для тренировки навыков чтения в проекте представлено 19 конкурсов: 8 конкурсов ориентированы на знакомство и запоминание слогов; 4 конкурса тренируют чтение слов; 7 конкурсов обучают написанию слов. В игре представлено три словаря, которые по желанию родителя можно пополнять новыми словами на интересующие ребенка темы. Режим «наши результаты» позволяет проследить в динамике успехи ребенка в каждом отдельном конкурсе. Игра также способствует развитию речи и получению необходимых навыков для обучения в школе.

 Развивающая игра «Гарфилд малышам: Учим буквы и слова» специально разработана для детей от 3 до 4 лет. 15 весёлых развивающих заданий дает понятие об алфавите, структуре слова, знакомит с основами фонетического звучания слов. Кроме того, в непринужденной игровой форме развиваются память и внимание, логическое мышление и сообразительность.

Для автоматизации звуков был создан детский тренажёр «Легко сказать». Его можно использовать на любом устройстве с Алисой: Яндекс станция или Приложение Яндекс с Алисой. Просто скажите: «Алиса, запусти навык «Легко сказать». Выбирайте персонажа, а дальше он сам всё объяснит. Тренажер разработан вместе с учителями-логопедами. Занятия бесплатные и проходят в игровой форме. Тренироваться можно со Звуклями (персонажи, придуманные в Яндексе и озвученные поп-артистами) или фиксиками – известными мультипликационными героями. Каждое занятие состоит из разминки (ребенок выполняет упражнения для языка и губ); распевки (каждому куплету песни предшествует запоминающийся припев — распевка. Она состоит из звуков в тех позициях, которые встречаются в куплете, и позволяет как следует их отработать); и песни (помогает хорошо проработать звук во всех позициях — ударных, безударных, в обратных и прямых слогах. Тексты составлены так, чтобы одни звуки не мешали тренировать другие. Когда песня заканчивается, герой занятия дарит ребенку награду (красивую раскраску). Раскраски Звуклей посвящены преодолению трудностей, раскраски Фиксиков — профессиям будущего. Скачать и распечатать раскраски можно с сайта бесплатно. Тренажер рассчитан на этап, когда правильное произношение звука уже поставлено, но еще не доведено до автоматизма. Каждое занятие рассчитано примерно на шесть – десять минут. За это время ребенок успевает освоить новый куплет.

Применение компьютерных программ, игр и упражнений может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Список литературы

1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Брик. – Дрофа, 2007. – 213с.

2. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. – 1994. – с. 3-9.

3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. И перераб. Пермь, – 2013.–60с.  

4. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами «Мерсибо» [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова.

5. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» // [Электронный ресурс].

6. https://mersibo.ru 

7. https://www.logozavr.ru 

8. http://www.logopunkt.ru/tigra.htm 

9. https://gamesfree.top/baba-yaga-learns-to-read/ 

10. https://www.teremoc.ru 

11. https://yandex.ru/alice/legko-skazat


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования "Использование игр с песком в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда"

Актуальность темы:            Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли о...

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя- логопеда

Для чего нужны нейропсихологические игры. Подборка игр и рекомендации...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Использование нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда

Актуальность использования нейропсихологических упражнений Применение нейропсихологических упражнений позволяет улучшить умственную деятельность, синхронизировать работу полушарий, содействует за...

Программа по использованию программно-индикаторного комплекса «ЛОГО» в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми 5-7 лет

Программа по использованию программно-индикаторного комплекса «ЛОГО» в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми 5-7 лет...

Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"

Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...