Конспект НОД
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мельникова Валентина Миндыкановна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krupenichka.docx109.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«В гостях у Крупенички»

конспект непрерывной образовательной деятельностиобразовательной области «Речевое развитие»

 с использованием технологии ТРИЗ-РТВ

для подгруппы детей подготовительной к школе группы(6-7 лет)

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

https://cs1.livemaster.ru/storage/d8/70/6d6f9e8e5015dad005130359cf6p--kukly-i-igrushki-kukla-krupenichka-zernovushka.jpg

Составители:

                                  Мельникова Валентина Миндыкановна, учитель-логопед,

                   Галкина Мария Ивановна, старший воспитатель

Энгельс

2022 год

Цель. Автоматизировать звук [р] в словах, предложениях, связной речи на материале темы «Семья».

Задачи.

Коррекционно-образовательные: Совершенствовать грамматический  строй речи (образование относительных прилагательных); развивать навыки словообразования, звукового анализа слов, деления слов на слоги, работу с деформированной фразой.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляторную моторику; фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Оборудование: столы, стулья, ноутбук,   презентация PowerPoint, индивидуальные зеркала, предметные картинки на автоматизацию звука Р, предметные картинки: курага, зефир, карамель, мороженое, сахар, коржик, звуковые домики (по количеству детей), фишки для звукового анализа слова.

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Организационный момент.

Ребята, вы любите ходить в гости?

Нас приглашает в гости кукла Крупеничка.

Крупеничка- это куколка, которую делали из крупы наши пра-прабабушки.

Крупеничка

II. Основная часть

В горнице стоит русская печь. Для чего в старину служила печь? 

ОЙ, ты печка-сударушка

Помоги нам, боярушка:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Да, люди готовили еду и в основном каши.

Крупеничка приготовила нам разнообразные каши,

Как называется каша из пшена?  

Каша из гречки?

Каша из овса?

Каша из кукурузы?

Каша из перловки?

1.Развитие фонематического восприятия

Барбоскины приглашают нас на семейный праздник – день рождения Розы.

Ребята, как вы думаете, без чего нельзя ходить на день рождения?

Возьмемся за руки, друзья, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением пойдем выбирать подарки Розе.

А вот и магазин.

Что хотите покупайте, но подарки выбирайте лишь  со звуком Р в названии.

(ручка или фломастер?

Телефон или компьютер?

Блокнот или открытка?

Тюльпаны или розы?)

Подарки выбрали. Ребята, что мы подарим Розе?

2.Артикуляционная гимнастика

Посмотрите, нас встречает Лиза, она очень грустная. Лиза хотела поздравить сестренку, но никак не может выговорить слово «поздравляю», потому что не умеет еще произносить звук Р.

А вы умеете звук Р произносить?

Что нужно сделать, для того, чтобы произносить звук Р, как вы думаете?

Предлагаю научить Лизу делать артикуляционную гимнастику.

«Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы. Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 3 раза.

«Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз.

«Мотор»-губы растянуты в улыбке, кончик языка за верхними бугорками, дрожит –др-др-др

Характеристика звука Р

Ребята, объясните Лизе скажите, как вы произносите звук Р.

Расскажите, какой звук Р по характеристике. (схема характеристики звуков)

Спасибо, ребята. Вы научили Лизу произносить звук Р и теперь она с радостьюпоздравит свою сестренку.

3.Определение позицию звука в слове, деление слов на слоги.

Глава семьи Барбоскиных-папа в магазине купил много угощений  к столу.

Возьмите, пожалуйста, любую картинку, посмотрите, какая сладость изображена на ней, определите где находится звук Р в слове.

Поделите слова на слоги и скажите количество слогов.

(зефир, курага, сахар, мороженое, коржик, карамель).

Ребята, как вы  думаете, какое самое главное угощение на празднике?

Составьте звуковой анализ слова «торт»

4.Динамическая пауза

Дружок приглашает нас на праздничную дискотеку

5. Образование относительных прилагательных

Ребята, посмотрите, что приготовила мама семьи Барбоскиных на ужин.

Котлеты из рыбы –  это значит какие котлеты? рыбные котлеты

Суп из гороха – гороховый суп

Салат из крабов – крабовый салат

Пирог из творога – творожный пирог

Сок из моркови – морковный сок

Сок из граната – гранатовый сок

Какие вкусные блюда приготовила мама!

6. Работа с деформированной фразой

Ребята, Роза хочет вам что-то сказать, но необычным способом: послушайте  отдельные слова и составьте из них предложения, четко произнося звук Р:

Роза, говорить , спасибо, вам.

Роза, благодарить, за, подарки, вас.

День, рождения, праздник, лучший, самый, это.

7. Сочинение сказки по технологии ТРИЗ-РТВ (метод каталога)

Ребята, в каждой семье есть свои традиции.

В вашей семье какие традиции?

А Барбоскины очень любят собираться все вместе фантазировать и придумывать и рассказывать друг другу сказки.

Мы с вами разделимся на две команды, для этого

возьмите фишки и займите места.

Вспомните, ребята, схему составления сказки.

Начинает команда «Желтых»

Команда «Зеленых»

Итог. Рефлексия.

Семейный праздник подошел к концу. Нам пора возвращаться домой. Ребята, что вам понравилось в гостях у Барбоскиных?Роза и для вас приготовила подарки.

Дети стоят полукругом

В ней и еду готовили, она и дом обогревала. 

пшеная

гречневая

овсяная

кукурузная

перловая

без хорошего настроения, добрых чувств, подарков, без цветов.

Дети на слух определяют наличие звука Р в словах.

Фломастеры, компьютер, открытку, розы.

Нужно выполнять гимнастику для язычка

Садятся за столы, берут зеркала.

Выполняют артикуляционныеупражнения.

Дети произносят изолированный звук [р].

Анализируют артикуляцию. Дают характеристику звука.

Определяют позицию звука в слове.

Делят слова на слоги (индивидуально)

Выполняют звуковой анализ слова

Дети танцуют под веселую музыку

Рыбные котлеты

гороховый суп

крабовый салат

творожный пирог

морковный сок

гранатовый сок

Роза говорит вам спасибо. Роза благодарит вас за подарки. День рождения - это самый лучший праздник.

Составляют тексты сказочного содержания

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Организационный момент.

Раздается телефонный звонок.

Ребята, вы любите ходить в гости?

Нас приглашает в гости  очень известная семья.

Это необычная семья, мультипликационная.

В фамилии этой семьи есть звук Р.

Догадываетесь, чья это семья?

Даю еще подсказку: детей в этой семье зовут Роза, Дружок…. Вы догадались?

Это семья Барбоскиных. (отрывок из мультфильма)

Как вы думаете, что такое семья?
Семья – это родные люди, живущие рядом.  

Какая у вас семья?

А семья Барбоскиных очень дружная и веселая.

II. Основная часть

1.Развитие фонематического восприятия

Барбоскины приглашают нас на семейный праздник – день рождения Розы.

Ребята, как вы думаете, без чего нельзя ходить на день рождения?

Возьмемся за руки, друзья, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением пойдем выбирать подарки Розе.

А вот и магазин.

Что хотите покупайте, но подарки выбирайте лишь  со звуком Р в названии.

(ручка или фломастер?

Телефон или компьютер?

Блокнот или открытка?

Тюльпаны или розы?)

Подарки выбрали. Ребята, что мы подарим Розе?

2.Артикуляционная гимнастика

Посмотрите, нас встречает Лиза, она очень грустная. Лиза хотела поздравить сестренку, но никак не может выговорить слово «поздравляю», потому что не умеет еще произносить звук Р.

А вы умеете звук Р произносить?

Что нужно сделать, для того, чтобы произносить звук Р, как вы думаете?

Предлагаю научить Лизу делать артикуляционную гимнастику.

Пройдите, пожалуйста, за столы, возьмите зеркала и выполним упражнения.

«Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы. Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 3 раза.

«Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. .

«Мотор»-губы растянуты в улыбке, кончик языка за верхними бугорками, дрожит –др-др-др

Характеристика звука Р

Ребята, объясните Лизе скажите, как вы произносите звук Р.

Расскажите, какой звук Р по характеристике. (схема характеристики звуков)

Спасибо, ребята. Вы научили Лизу произносить звук Р и теперь она с радостью поздравит свою сестренку.

3.Определение позицию звука в слове, деление слов на слоги.

Глава семьи Барбоскиных-папа в магазине купил много угощений  к столу.

Возьмите, пожалуйста, любую картинку, посмотрите, какая сладость изображена на ней, определите где находится звук Р в слове.

Поделите слова на слоги и скажите количество слогов.

(зефир, курага, сахар, мороженое, коржик, карамель).

Ребята, как вы  думаете, какое самое главное угощение на празднике?

Составьте звуковой анализ слова «торт»

Вот и главное угощение.

4.Динамическая пауза

Дружок  приглашает нас на праздничную дискотеку

5. Образование относительных прилагательных

Ребята, посмотрите, что приготовила мама семьи Барбоскиных на ужин.

Котлеты из рыбы – значит это какие котлеты? рыбные котлеты

Суп из гороха – гороховый суп

Салат из крабов – крабовый салат

Пирог из творога – творожный пирог

Сок из моркови – морковный сок

Сок из граната – гранатовый сок

Какие вкусные блюда приготовила мама!

6. Сочинение сказки по технологии ТРИЗ-РТВ (метод каталога)

Ребята, в каждой семье есть свои традиции.

В вашей семье какие традиции?

А Барбоскины очень любят собираться все вместе фантазировать и придумывать  и рассказывать друг другу сказки.

Мы с вами разделимся на две команды, для этого

возьмите фишки и займите места.

Вспомните, ребята, схему составления сказки.

Начинает команда «Желтых»

Команда «Зеленых»

Итог. Рефлексия.

Семейный праздник подошел к концу. Нам пора возвращаться домой. Ребята, что вам понравилось в гостях у Барбоскиных?.

Ребята,  вы молодцы, помогли выбрать подарки, подсказали Лизе как научиться  произносить звук Р, поддержали традицию семьи Барбоскиных, придумали замечательные сказки.

Роза и для вас приготовила подарки.

А мы всем скажем «до свидания» и пойдем в группу.

Дети стоят полукругом

Ответы детей

без хорошего настроения, добрых чувств, подарков, без цветов.

Дети на слух определяют наличие звука Р в словах.

Фломастеры, компьютер, открытку, розы.

Нужно выполнять гимнастику для язычка

Садятся за столы, берут зеркала.

Выполняют артикуляционныеупражнения.

Дети произносят изолированный звук [р].

Анализируют артикуляцию. Дают характеристику звука.

Определяют позицию звука в слове.

Делят слова на слоги (индивидуально)

Выполняют звуковой анализ слова

Дети танцуют под веселую музыку

Рыбные котлеты

гороховый суп

крабовый салат

творожный пирог

морковный сок

гранатовый сок

Составляют тексты сказочного содержания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....