Конспект логопедического занятия в старшей группе(5-6лет) по лексической теме «Зимние забавы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Остроумова Алевтина Николаевна

 

Конспект логопедического занятия в старшей группе(5-6 лет)

по лексической теме «Зимние забавы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе(5-6лет)

по лексической теме «Зимние забавы»

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.

Задачи:

Коррекционно-образовательные.

  • Актуализация словаря по теме “Зимние забавы».
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, закреплять умения подбирать слова-признаки и слова-действия, однокоренные слова, образовывать относительные прилагательные.
  • Развивать навыки связной речи: составлять предложения по картинкам.

Коррекционно-развивающие.

  • Развитие речевого дыхания, голоса, ручной моторики, укрепление артикуляционного аппарата.
  •  Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям зимним играм и развлечениям. Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки с изображением детей играющих зимой, пазл –снеговик, муляж «снежок» . Искусственные снежинки.

Ход занятия.

Дети входят, здороваются, становятся в круг, логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное.

Логопед: «Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения Ирины Черницкой « Пришла зима».

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной, старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Знакомство с темой.

Логопед: « Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?»

(Ответы детей)

Логопед: «Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима, выставляю картинку с изображением зимы)

- Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).

- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.

(Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.)

- Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»

(Логопед: - Я люблю зиму потому, что мне нравится кататься на коньках.)

(Выслушиваются ответы детей.)

Образование относительных прилагательных.

        Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

         Логопед предлагает варианты:

- Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

Логопед: - Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?

А будет после зимы?

- Назовите зимние месяцы!

- А сейчас у нас какой зимний месяц?

(Ответы детей, дети садятся за столы)

Логопед:- Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил.... Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки — угольки, ручки — сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)

- Правильно, ребята, к нам сегодня должен был в гости прийти Снеговик, но поднялся сильный ветер, и он разлетелся на куски…. Метелица собрала и  прислала нам снеговика в конвертах, и для того чтобы собрать его нам придется выполнить задания из каждого конверта. Вы готовы? –

Вот у меня эти конверты, их 4.

-Берем первый конверт! (конверт№1)

Конверт №1

Игра  « Рассказать о зиме».

Логопед - Ребята, посмотрите, снеговик принес в конверте картинку!

-Обратите внимание, какое время изображено на картине?

-Чем заняты дети?

-Что делают дети на горке?

-А что ещё делают дети (лепят снеговика, играют в снежки)

-Как вы думаете, нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете?

(ответы детей).

Логопед - Придумайте свой рассказ по картине.

Расскажите, какой был день, когда дети вышли на прогулку.

Расскажите, как они играли.

Подумайте, где дети гуляли.

Рассказы детей.

Упражнение «Снежинки»

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки.

- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед: « Молодцы, у вас получился красивый танец снежинок».

Логопед: «Ребята, давайте посмотрим с вами,  какое задание нас ждет в следующем конверте?»

Конверт №2 «Зимние забавы»  Загадки

        Логопед: Зима  морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

        Логопед читает:

 - Мои новые дружки и блестящи, и легки,

   И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся.            (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

  На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.          (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

  За верёвочку-узду через двор коня веду,

  С  горки вниз на нем  лечу, а назад его  тащу.          (Санки)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

 Знает каждый человек – Этот пух зовется… (Снег)

Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Снежная горка)

Логопед: « Ну, а теперь, ребята, назовите в какие игры можно играть зимой?»

Ответы детей: кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы.

Давайте поиграем с нашими пальчиками, они превратятся в снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.    Ритмичные удары пальцами левой   руки, начиная с                                  указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег,                                          Ритмичные удары пальцами правой

И снежинки люблю,                                 руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?                               На вопрос сжать кулаки, на ответ -

В ладошке вода,                                       разжать.

Куда же исчезли снежинки?                    сжать кулаки

Куда?                                                          разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...          Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Как видно, ладошки мои горячи.            Потетреть ладошки др об друга

Игра  «Исправь ошибку». Послушайте внимательно и исправьте ошибки.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

И еще одно задание на внимательность «Что лишнее» зимой:

Когда услышите лишнее слово, хлопните в ладоши!

Снег, снежинка, снегопад, мороз, метель, жара, холод, стужа, велосипед, санки, снегокат, коньки, шапка, панамка, шуба, валенки, варежки, сандалии, лыжи, лед.

Логопед:- Молодцы, ребята!

Открываем следующий конверт№3

Конверт №3 

 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

 Дидактическая игра «Назови ласково».

 Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?              (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

Санки - (саночки)

Ветер - (ветерок)

Снеговик - (снеговичок)

Снежки-(снежочки)

Ком -(комочек)

Коньки –(конёчки)

А сейчас давайте поиграем на зимней полянке, и слепим снеговика:

Артикуляционная гимнастика:

«Снежный ком» (надуваем щеки, по очереди)

Прибежала лошадка полюбоваться на снеговика.

«Лошадка» ( цокаем языком)

 «Болтушка» Дети стали водить хоровод вокруг снеговика. И вдруг свершилось чудо - снеговик ожил от тепла детских рук, запел, заплясал.

Увидел снеговик, что дети решили построить горку и тоже принялся за дело. «Горка»

А потом снеговик посмотрел на дворника и решил помочь ему, ведь столько снега намело, одному ему не убрать все. «Маляр»

Зима. Холодно. Птички голодные летают. И им решил помочь, вместе с детьми кормушку смастерил. «Молоток» (постучали язычком за верхние зубки: д-д-д-д.)

Устал снеговичок, друзья позвали его попить вкусного холодного чая с конфетами и вареньем.

«Чашечка»

«Конфетка» (язык толкает щеку внутри по очереди)

«Вкусное варенье» облизали губки по кругу.

Дети, у нас остался последний конверт.

Конверт №4  

Игра« Одинаковые слова».

Образование родственных слов самостоятельно.

Задание: Подобрать похожие слова к словам:

Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Игра «Один много»

Снежинка(снежинок), ком(комков), санки(санок), лыжи(лыж), конёк(коньков)

Логопед: «Молодцы ребята. Вот мы и собрали все части картины. Давайте с вами посмотрим, какой получился снеговик?»( дети собирают пазл снеговика)

Снеговик вас благодарит. Он хочет сказать спасибо за то, что вы его сегодня порадовали своей хорошей работой.

Итог и окончание занятия.

Логопед: « Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали на нашем занятии? О чём говорили? Какие задания вам понравились, что было трудным, что лёгким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос"

Задачи:Коррекционно-образовательные:·         Уточнить и расширить знания детей о космосе;·         Активи...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Весна»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Весна» Цель занятия: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать предс...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...

Конспект итогового фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии людей»

Цель:Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях. Коррекционно-образовательные цели.Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и ор...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зимние забавы"

Конспект занятия в старшей группе на тему "Зимние забавы"...