план конспект звук ш
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в подготовительной группе на тему «Звук Ш, буква Ш».

Цель: познакомит с новым звуком «Ш», его характеристикой .

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:
- знакомство детей со звуком и буквой Ш;

- закрепить правильное произношение звука Ш;

- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;

- учить детей определять место звука в слове;

- закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику;

- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности, самостоятельность в принятии решений;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_sh_konspekt.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в подготовительной группе на тему «Звук Ш, буква Ш».

Цель: познакомит с новым звуком «Ш», его характеристикой .

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:
- знакомство детей со звуком и буквой Ш;

- закрепить правильное произношение звука Ш;

- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;

- учить детей определять место звука в слове;

- закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику;

- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности, самостоятельность в принятии решений;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Ход Занятия:

Доброе утро, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по стране Азбука, и нас ждет встреча с новым жителем этой страны.

А чтобы узнать, кто он, я предлагаю вам внимательно посмотреть на экран нашей доски и определить первый звук в предложенных словах:

(шампунь, шарики, шуба)

- назовите первый звук в данных словах.

- правильно, это звук Ш.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Ш.

Давайте правильно произнесем звук Ш.

Итак,  когда мы произносим звук Ш, мы:

- губки округляем и слегка вытягиваем вперед;

- широкий язычок наверху образует «чашечку»;

- теплая воздушная струя идет по центру язычка

Когда мы произносим звук Ш, воздух свободно выходит изо рта или встречает преграду?

Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)

- голосок «звенит» или «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)

Какой звук Ш? согласный и глухой!

Каким цветом мы его обозначим?

Правильно, синим. Сейчас я расскажу вам историю о звуке Ш:

Звук Ш долго искал, где бы ему поселиться. Наконец он решил устроиться у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумал звук Ш.

Он сделала домик у лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости. А  звук Ш старался им помогать. Он даже научился рассказывать особые, шелестящие и шуршащие сказки. Занимательные сказки звука Ш стали популярны среди обитателей страны Азбуки. Когда ветер стихал и в воздухе воцарялся покой, мышки первыми спешили прибежать к камышам и послушать сказки, которые свивает из тишины  и тихонько нашёптывает благодарным слушателям звук Ш.

На что еще похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер, спустило колесо, накачаем колесо).

Давайте попробуем определить на слух звук Ш. Я буду произносить разные звуки, а вы, как только услышите звук Ш, хлопните в ладоши:

Ш…  К… Ш… Х… Ш… Ш… П… Ш…Т…Ш…

Звук Ш оказался очень дружелюбным и подружился почти со всеми звуками, кроме одного – звук Ш не дружит с гласным Ы! это правило!

Давайте подружим Ш с гласными звуками:

Ш+А=ША                      А+Ш=АШ

Ш+О=ШО                      О+Ш=ОШ

Ш+У=ШУ                      У+Ш=УШ

 Молодцы, еще звук Ш очень любил прятаться в словах. Давайте внимательно посмотри на листочки и соеденим наши картинки со звуком Ш.

Физминутка. Выполним упражнения про кошку:

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх. (голову подняли вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (голову вниз.)

Вот налево повернулась. (поворот влево.)

Проводила взглядом мух. (зглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети приседают.)

А теперь пора познакомиться с буквой Ш.

На что она похожа?

                  Посмотри на букву Ш –

                  Буква очень хороша,

                  Потому что из неё

                  Можно сделать Е и Ё!

Сколько нужно написать палочек, чтобы получилась буква Ш?

Правильно, четыре. Три ровных палочки пишем сверху-вниз, и соединяем их линией внизу.

Напишем целую строчку красивой буквы Ш. (кто-то у доски)

Каким цветом мы будем писать?

Правильно, буква Ш согласная, поэтому пишем синим карандашом.

Теперь мы знаем как правильно пишется буква Ш. Найдите в словах букву Ш и обведите ее:

ПУШКА     МОРОЗ     КАРАНДАШ     ШАШЛЫК     ШТОРЫ     ШУТ  КОШКА      НОЖНИЦЫ      ЧЕМОДАН      ШКОЛА     ШТУРВАЛ  КОРОВА

Следующее задание на доске. Давайте составим слоги по схеме и запишем их, внимательно читаем по стрелочкам:

        

Вы заметили, что здесь нет буквы Ы, почему?

Правильно, потому что звук Ш не дружит с буквой Ы.

Я думаю нашим глазкам тоже нужно немного отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для глаз.

«Весёлая неделька»

Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.

Сегодня какой день недели? Правильно, вторник, значит выполним упражнения до вторника.

В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна)

Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам выполнить новое задание: по первым звукам нужно составить новое слово.

Шапка -  утки – тыква

- Произнесите первое слово шшшшапка.

- Какой первый звук? (звук Ш)

- Второе слово – ууууутки

- Какой здесь первый звук? (звук У)

- И последнее слово – ттттыква

- Первый звук Т

- Какое слово у нас получилось?  ШУТ

Теперь мы его запишем. Произнесем вместе слово ШУТ и еще раз определим, какие звуки в этом слове.

- Сколько звуков с слове ШУТ? (три), значит и букв должно быть три.

- Назовите первый звук, второй, третий. А теперь запишем его.

Аналогичная работа со словами:

ШАРЫ – УКРОП – МАСКА

Получилось слово ШУМ. Запишем его.

Заключительная часть:

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой звук Ш?

- Какую букву мы сегодня учились писать?

- Какие слова со звуком Ш вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука Р

Цель: Автоматизация зв. Р. Задачи:Коррекция психофизических функций;Развитие умения давать характеристику зв. Р.Развитие функции языкового анализа и синтеза .Подбор антонимов. Падежное упра...

План - конспект подгруппового занятия для детей с ФНР в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Р] в слогах и предложениях

План - конспект подгруппового занятия для детей с ФНР в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Р] в слогах и предложениях Лексическая тема: «Светофор – наш друг»Цель: Закре...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений....

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».

laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....

План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комму...