Буквы и звуки
консультация по логопедии (старшая группа)

Объедкова Елена Михайловна

Буквы и звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_i_zvuki.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЫ и ЗВУКИ

 Что нужно знать дошкольнику?

️Начнём с отличия букв от звуков:
🔉ЗВУКИ - мы ПРОИЗНОСИМ и СЛЫШИМ
📝 БУКВЫ - мы ВИДИМ и ПИШЕМ.                                                          Русский язык организован так, что одна буква может обозначать несколько звуков, например, твёрдый и мягкий. И произнесённый звук зависит от последующего гласного или согласного. Здесь работает механизм упреждающего синтеза, развитие которого входит в подготовку к обучению грамоте.

При изучении, мы с детками проигрываем все на теле. Если звуки мы произносим и слышим, то закрываем ушки и ротик. Если буквы пишем и видим, то закрываем глазки и показываем ручки.
Все, что мы произносим - это звук, поэтому учимся правильно формулировать инструкцию:
 «Произнеси эту букву»
 «Какая первая буква в слове ...? (если ребёнок должен определить это на слух)
 «Какой звук обозначает эта буква?»
 На первых этапах обучения и для детей 5 лет допустимо: «Какая это буква?» ⠀
Обратите внимание
❗️⠀
Буквы необходимо учить не так, как в алфавите, а так, как произносим.
Не «бэ», а «б»
Не «эр», а «р» и т.д.

 В какой последовательности учить буквы

В разных программах последовательность изучения букв разная, но есть два основных принципа:

  1. По частотности.

Этот принцип подходит детям, не имеющим нарушения звукопроизношения. Сначала изучаются гласные первого ряда (а, о, у, ы, э) и «и», потом частотные согласные (н, с, к, т, р, л, в, м, з, д, п). Примерно после пятой согласной постепенно вводятся гласные второго ряда (я, е, ё, ю). В самом конце нечастотные буквы (б, г, ж, й, х, ч, ф, щ, ч, ш, ь, ъ).

2. Второй принцип используется для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, и упорядочивает буквы по частотности и по легкости произнесения обозначаемых звуков, т.е. сначала гласные (а,у,и,о), потом звуки раннего онтогенеза ( м,б,н,к,х,в,д,т), которые нарушаются реже, а затем звуки позднего онтогенеза (с,р,л,ш,ж,ц)

Параллельно с ними изучаются гласные второго ряда.

Нет четкой последовательности изучения букв, но есть принципы, которых следует придерживаться.

Игры для изучения букв

 Тактильные буквы

Напечатать или нарисовать на листе бумаги А4 букву. Обклеить ее пластилином, ватой или любым зерном (сыпучим материалом). Обводить готовую букву пальчиком и произносить звук.

 Найти определенную букву, спрятанную на картинке.

 Дорисовать букву.

 «Мемори» с буквами.

Необходимо вырезать карточки, на которых будут все изученные буквы по два раза. Карточки выкладываются рубашкой вверх. Каждый игрок открывает по две карточки. Если они совпали, то игрок забирает их себе, если нет, то опять переворачивает рубашкой вверх, и ходит следующий игрок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...