"Звук [л] и буква Л".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Андреева Ирина Анатольевна

Интересные приемы втоматизация звука [л] в слогах, в словах и в предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации совместной деятельности  с детьми

Составитель: Андреева И.А., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – детский сад ГО Красноуфимск

Тема: «Звук [л] и буква  Л».

Возрастная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа).

Форма совместной деятельности: автоматизация звука Л 

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: «От рождения до школы» Основная  образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,  Е.А. Ярош «Путешествие по Городу Красивой речи», Ю.К.Школьник «Логопедия» (пособие по автоматизации  свистящих, шипящих и сонорных звуков)

Средства, наглядные: игрушка слон, игрушка звук Л, звуковички,  кубик-трансформер, магниты-смайлики, схема анализа артикуляции, мел.

Материалы и оборудование: интерактивный стол (система интерактивного  ввода-вывода SMART Table 442i), компьютерная программа  «ЛогоБлиц»,   комплект устройств «Говорящие карточки», зеркала, камешки Марблс, д/и «Разноцветное пианино», д/и «Звездочет», цифры, кинетический песок, пособие «Игровизор», маркер на водной основе, черные полоски, схемы слогов, телефон.

Цель: автоматизация звука л в прямых слогах в начале, конце слова

 Задачи:

Образовательные:

  • закрепить моторный и слуховой образ звука [Л],
  • автоматизировать звук [Л] изолированно, в слогах, в словах, в предложении
  • закрепить понятие «звук», «слог», «слово», «предложение
  • учить давать характеристику звуку [Л], используя схему;
  • познакомить с буквой Л, используя кинетический песок

Развивающие:

  • развивать фонематический слух,  слуховое внимание,  используя пособие «Говорящие карточки»
  • развивать артикуляционную моторику, используя компьютерную программу «ЛогоБлиц»;
  • формировать навык сложного звукового анализа;
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи;

Воспитательные:

  • воспитывать желание говорить правильно и красиво;
  •  воспитывать коммуникативные навыки, любознательность;
  • воспитывать желание прийти на помощь друг другу

 

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый

Результат

1.Эмоциональный настрой

Цель:

эмоциональный настрой на совместную деятельность.

- Ребята, становитесь в круг.  Настал новый день, как здорово, что мы с вами сегодня встретились.

- Давайте  улыбнемся  друг другу. Посмотрите,  к нам сегодня  в гости пришел звук [Л].  Он пришел не просто так, а продолжить наше с вами знакомство с этим звуком.

  Создает приветливую, доброжелательную ситуацию

   

Дети встают в круг и улыбаются друг другу

Проявляет эмоциональную отзывчивость, любознательность, доброжелательность

2.  Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Звенит телефон.(запись)

-Извините, у меня звенит телефон.

- Кто говорит?

- Свон (запись)

- Не пойму, кто это?

- Да Свон это, свон.(запись)

Ребята, а вы догадались, кто это?

- Слон.

- А Слон, а вы догадались, какой звук не правильно произносит он?

- Звук Л

-А вы научились правильно говорить звук Л?

-Да.

Давайте пригласим Слона на наше занятие. (Стук в дверь , из-за ширмы достаем Слона)

Создает мотивационную ситуацию для дальнейшей реализации поставленной цели.

.

 Может выражать свои чувства, мысли

Проявляет любознательность.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

3. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

совместная деятельность для достижения результата.

Слоненок ребята научились говорить звук Л, а ты хочешь научиться?

- Да.

А чтобы научиться произносить звук Л нужно для начала размять наш язычок. Смотри, как делают ребята и учись, а звук Л будет смотреть правильно ли ребята делают упражнения.(артикуляционная гимнастика на  интерактивном столе)

Упр. «Бегемотик»

Открываем шире ротик

Получился бегемотик

Упр. «Чистим зубки»

Упр. «Часики»

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво.

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Упр. «Лошадка»

Упр. «Индюк»

Слоненку очень понравилась гимнастика для язычка, он ее запомнил и будет выполнять ее каждый день.

Ребята, посмотрите, звук Л для вас принес интересные игрушки, давайте сядем на ковер и  поиграем в «Летающий шарик»

- Смотрите слоненок кивает вам головой, легко ли было выполнять это упражнение?

-Нет

Задает вопросы,

инициирует общее обсуждение

 Выполняет артикуляционную гимнастику с использованием художественного слова и мультимедийного оборудования

Следит за правильностью выполнения артикуляционных упражнений.

Следит за правильностью выполнения упражнения на развитие плавной воздушной струи

Дети вступают в диалог, выражают собственные мысли

Выполняют   артикуляционную гимнастику

Выполняют упражнение на дыхание в кругу на ковре

Сформированы навыки элементарного звукового анализа (выделение 1 звука из слова).

Развита артикуляционная моторика.  

Развита плавная воздушная струя

4. Планирование деятельности.

Цель: совместная деятельность для достижения результата

А теперь ребята, становитесь в круг, давайте споем слоненку    песенку «Самолета»: л-л-л. садятся за столы

Наш самолет идет на посадку, и мы садимся за столы.

Давайте расскажем нашим гостям, как нужно правильно произнести звук Л, для этого мы с вами будем использовать схему: 

-Посмотрите в зеркало, произнесите звук [Л]:

Губы: открыты

Зубы: сомкнуты или разомкнуты?

- Разомкнуты

Язык: упирается в бугорочки за верхними зубами

Воздушная струя: теплая, прерывистая,

- Голосок: работает (положите руку на горлышко проверьте)        

-Воздушная струя  встречает преграду,

Что можно сказать про звук [Л] – он согласный, твердый, звонкий.  Обозначается синим цветом.

- Посмотрите слоненок собрал всех звуковичков и запутался, давайте ему поможем найти среди них звук Л.

-Слоненок ты понял как правильно нужно произносить звук Л?

Произносит изолированный звук [Л] (идя по кругу), совместно с детьми.

Проводит анализ артикуляции с использованием схемы.

Уточняет  понятие согласного звука, обозначение согласного звука

Знакомит со звуковичком

Произносят звук [Л] изолированно

Выражают собственные мысли, чувства с использованием слухового, зрительного и тактильного анализатора.

Повторяют за педагогом, определяют каким цветом обозначается звук

Автоматизирован

изолированный звук [Л].

Проявляет речевую активность.

Способен делать простые заключения

Сформировано умение работать со схемой.

 Ребенок  проявляет любознательность.

Различает  условную и реальную ситуацию

 «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель.

Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

- Звук [Л] пришел не с пустыми руками, он принес   нам с вами  разные игры, которые положил в «Чудесный мешочек» и «Сундучок». Что мы с вами откроем первым?

д/и «Чудесный мешочек»

Звук Л предлагает поиграть с вами в разноцветное пианино, мы будем с вами нажимать на клавиши указательным пальцем и произносить  слоги:

Ла-ла-ла, лы-лы-лы, ло-ло-ло, лу-лу-лу, а теперь только на желтые клавиши

Ла-лы-ло-лу, а теперь на голобые

Ла-лы-ло-лу  и т.д.

Слоненок шепнул мне на ушко: ему понравилось пианино, спрашивает можно ли ему  взять с собой и потренироваться  дома.

 Что же еще лежит в мешочке?

-Кубик-трансформер.

Давайте будем передавать его по кругу и называть слова, следите за произношением звука Л, Слоненок внимательно вас слушает,  как вы научились говорить звук Л в словах.

- Молодцы, ребята(слоненок гладит детей)

Давайте посмотрим, что у звука Л в Сундучке лежит.

        Д/и  «Звездочет»

Волшебник обещал звуку Л собрать звездочки со звуком Л, но произнес неправильное заклинание и все перепутал.,

Звук Л просит помочь ему, нужно  обвести  только, те картинки, в названии которых,  есть звук Л.  Назовите эти слова.

         А теперь покажем слоненку, как мы умеем делить слова на слоги.

         Разделим слова на слоги (лапы, лак, пила, ландыши, лопата), покажите мне цифру, сколько слогов в словах. Ответьте полным предложением.(В слове лапы два слога).

- Молодцы, ребята!

Волшебник нас с вами одарил  волшебными камешками «Марблс», давайте с их помощью, выполним  звуковой анализ слова: луна.

Луна -

______

______

л

у

н

а

- замените камешки буквами.

Выберете себе одну звездочку и  составьте предложение. Запишите схему предложения на игровизоре.

Используя «Говорящие карточки»  проговорите предложение , которое мне шепнул на ушко слоненок:

«Белая луна светит в ночном небе».

Слоненку очень понравилось как вы справились с заданием.

Ребята, звук Л откроет вам секрет: Звук [Л] живет в букве эЛ.

Запомните правило: «Звуки мы слышим, а буквы мы пишем». Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит буква эЛ. 

-Буква эЛ состоит из двух больших наклонных палочек.

Давайте сделаем или   напишем букву эЛ на кинестическом песке.

Слоненок смотри какие буквы сделали ребята.

Предлагает  выбор заданий для детей  

0Выслушивает мнения детей.

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.

Объясняет последовательность действий.

Автоматизация звука Л в прямых слогах в начале, конце слова

Закрепляет деление слов на слоги

Помогает выстроить последовательность выполнения действий звукового анализа и синтеза.

Помогает записать предложение, используя игровизор.

Объясняет последовательность действий.

Включает карточку, прослушивает

Знакомство с правилом

Демонстрирует букву Л , задает вопрос, пишет букву Л

Выбор детьми заданий

 

.

Закрепляют звук Л в слогах , с использованием тактильных ощущений

Самостоятельный выбор картинного материала по автоматизации звука Л

Рассматривают картинки и выбирают картинки со звуком [Л]

Делят слова на слоги, соотносят количество слогов и цифру

Выполняют звуко-буквенный анализ слова «луна»

Составляют предложение,  записывают схему предложения.

Принимают участие в работе с «Говорящими карточками»,

Рассматривают букву Л,

описывают, из каких элементов состоит буква, делают ее из песка

Сформировано слуховое внимание

Автоматизирован звук л слогах

Автоматизирован звук л в словах.

проявляют способность решать адекватные возрасту задачи.

Умеет делить слова на слоги

Умеет различать понятия «гласный» «согласный» , «твердый», «звонкий»

Умеет выполнять звуко-буквенный анализ

Умеет схематично записывать предложение на доске.

Ребенок  проявляет любознательность, речевую активность.

Сформированы представления о букве и звуке.

Умеет писать  букву Л

5. Рефлексия.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, учить работать с интерактивным полом,  самооценка результатов своей деятельности

- Ребята, Вам понравилось, как мы сегодня играли? Спасибо Вам,  думаю, что слон будет еще не одно занятие,  учится говорить звук Л.

 - Что для Вас сегодня было самым трудным?

- А что понравилось вам?

- Если вам было легко на занятии, то приклейте «веселого» слоника на доску, если нет, то «грустного».

 Стимулирование к анализу, совместный анализ.

Демонстрируют свое отношение к занятию. Самооценка детьми своего вклада в достижение результата

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе

 Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Проявляет эмоциональную реакцию, умеет делиться своими впечатлениями.

6. Открытость

Цель:

Переход детей из одной деятельности в другую.

Звуку Л и слоненку так понравилось сегодня на занятии, что они приготовили для вас сюрприз. Сюрприз лежит в этой папочке. В группе откроете и с воспитателем поиграете.

Обсуждение с детьми продолжения работы  в совместной деятельности.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Делают выбор, определяют перспективу.

Ребенок проявляет самостоятельность,  креативность в выборе дальнейшей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...