«Применение и использование здоровьесберегающих технологий на логоритмике»
занимательные факты по логопедии

«Применение и использование здоровьесберегающих технологий на логоритмике»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Применение и использование здоровьесберегающих технологий на логоритмике»

«Су-Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста» – практический лекторий для родителей и педагогов

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления.

СуДжок – это е регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

СуДжок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Мы с детьми средних и старшей групп применяем СуДжок  массажеры на логоритмике.  

Применение СуДжок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

 

Цель использования Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

 

Задачи.

  • Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
  • Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
  • Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

 

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

 

 

 

Для осуществления этих форм работы мы применяем следующие методы и приёмы.

  1. ловесные приемы.

Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

  1. Игровые приемы.

Занятие-игра, игровые упражнения.

  1. Наглядные приемы.

Схемы.

Видеоматериалы.

Иллюстрации.

  1. Практические действия.

Массаж кистей, стоп и пальцев.

 

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

 

В результате использования Су-Джок терапии:

  • осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
  • развивается координация движений и мелкая моторика;
  • развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
  • использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. 

Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

 

  1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

 

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 

  1. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

 

Список литературы

 

  1. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  2. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
  3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
  4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
  5. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38
  6. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

 

Игры  с  массажным  шариком  Су-Джок

 

О развитии мелкой моторики было уже сказано и написано немало и это не случайно. Учеными давно доказана связь тонких произвольных движений пальцев рук ребенка и его речи, так как центры мозга, ответственные за речь, соседствуют с областями мозга, координирующими моторику пальцев рук. Как говорят многие педагоги: «Речь находится на кончиках пальцев».

В литературе описано множество пальчиковых игр с проговариванием стишков и потешек, существуют игры, предполагающие использование дополнительных предметов: прищепки, шнурочки, пуговички, мозаики, сухой горох и крупную фасоль, бусины, колечки. Но мне бы хотелось в этой статье более подробно остановиться на играх с массажным шариком Су-Джок.

Этот шарик ребенок любого возраста может использовать самостоятельно, просто перекатывая его по ладошкам. Но ведь намного интереснее сделать из массажа целую игру! Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о колобке.

 

СКАЗКА «Колобок»

  1. Внутренняя сторона большого пальца.

«Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила».

 

  1. Ладошка.

«Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.»

 

  1. Указательный пальчик.

«Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц: 

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен, 

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел».

 

  1. Средний палец.

«Катится Колобок, навстречу ему Волк:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:…

И покатился по дороге — только Волк его и видел!»

 

  1. Безымянный палец.

«Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Где тебе, косолапому, съесть меня!

И опять покатился — только Медведь его и видел!»

 

  1. Мизинец.

«Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

— Колобок, Колобок, куда катишься?

— Качусь по дорожке.

— Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:…

А Лиса говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему:

— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.

Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела»

Массажные колечки внутри шарика используются для более тонкого массажа самих пальчиков. С помощью этих колечек можно заучивать с ребенком потешки и названия пальчиков.

 

Пальчик, пальчик, постучи,

Что умеешь, покажи.

А зовут тебя Большой.

Этот пальчик все покажет

И на все всегда укажет.

Он зовется Указательный.

Этот пальчик самый длинный, 

Он живет посередине,

И за это все вокруг

Средним пальчиком зовут.

Ну а этот пальчик странный –

Он остался Безымянным.

А вот этот самый маленький,

Но зато такой удаленький.

 

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец – боковой,

Называется Большой.

Палец второй –

Указчик старательный.

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине,

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный,

Неторопливый он и упрямый. 

Совсем как в семье

Братец младший любимец.

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

  1. Массаж Су – Джок шарами. /Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, 

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, 

И другой рукой начну.

 

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять, 

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

На правой руке:

Этот малыш–Илюша, (на большой палец)

Этот малыш–Ванюша, (указательный)

Этот малыш–Алеша, (средний)

Этот малыш–Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою  друзья, (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка–Танюша, (на большой палец) 

Эта малышка–Ксюша, (указательный)

Эта малышка–Маша, (средний)

Эта малышка–Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа, (мизинец)

*******************************

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

 

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Упражнения с шариком массажером Су – Джок

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су – Джок шарик – массажер. 

Жил да был ежик в лесу, в своем домике – норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

 

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

  1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж! 

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

 

  1. На поляне, на лужайке  /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.  /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,  /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,  /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.  /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,  /вести по ладошке/ 

«С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.  /гладить шаром каждый палец/

 

  1. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.  /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,  /шагать шариком по руке/ 

Принесли в портфелях книжки. 

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, самомассаж, логоритмика). Тема: «Удивительная осень» (старшая логопедическая группа)

Цель: дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.Задачи:Здоровьесберегающие:формировать навыки носового дыхания, длительного выдоха;развивать физ...

"Приемы здоровьесберегающих технологий в логоритмике

Консультация для логопедов и воспитателей....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты

В презентации представлены блоки сенсорной комнаты,применяемые в работе педагога-психолога при использовании в зоровьесберегающих технологиях...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья описывает систему музыкально-оздоровительной работы в ДОУ , а также использование  здоровьесберегающих технологий на примере логоритмики. Автор также приводит пример логоритмических...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Конспект музыкального занятия«Фольклор с использованием здоровьесберегающих технологий и логоритмики»

Конспект музыкального занятияна тему «Фольклор с использованием здоровьесберегающих  технологий и логоритмики»(старшая группа)...