Проект "Логопедические тропинки"
проект по логопедии (старшая группа)

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logopedicheskie_tropinki.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Логопедические тропинки»

 


Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
                                                                                                                                                      

Актуальность проекта: развитие и воспитание здорового ребёнка в период летне-оздоровительной работы путём профилактических, коррекционных

методов и форм воздействия.

Приоритетные направления в работе:

-Профилактическая и коррекционная работа;  

-Консультативная работа;

-Работа с методическими материалами;

-Досуговые мероприятия;

-Материально – технический аспект.


Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. 

Сроки  реализации: период летних месяцев.

Вид проекта: консультативный, коррекционно-профилактический, средней протяжённости.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель:  проведение профилактической и коррекционной работы в рамках летней оздоровительной кампании; просветительская работа среди родителей и педагогов МБДОУ д/с № 31.

Задачи:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
5. Побуждать детей к совместной деятельности. 
6. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.  

Ожидаемый результат:

Для детей:

-Сформируется познавательный интерес детей к логопедической, коррекционно-профилактической работе;

-Дети начнут осознанно развивать в себе необходимые  речевые навыки;

-У детей появится необходимость в выполнении специальных профилактических упражнений и игр;

-У детей останутся необходимые  коррекционно-логопедические и физические навыки, необходимые в дальнейшей работе.

Для педагогов:

-Появится  система взаимодействия с педагогами – воспитателями и узкими специалистами – муз.руководителем и физ. инструктором.

-Педагоги и специалисты смогут совместно с учителем-логопедом взаимодействовать с родителями.

Для родителей:

-Активизируется позиция родителей как участников педагогического процесса.

-Родители смогут продолжить необходимую работу по коррекционному и оздоровительному воздействию на детей.

Ресурсы обеспечения проекта:

Информационно-методические: методическая литература, интернет-материалы, наглядный, дидактический материал.

Кадровые: узкие специалисты ( учитель-логопед, муз.руководитель, физ. инструктор), воспитатели.

Этапы проекта:

-Этап: Подготовительный-подбор и анализ метод. материалов по теме проекта;

-Этап: Организационный-разработка проекта в виде работ-профилактическая и коррекционная работа;  консультативная работа; работа с методическими материалами; досуговые мероприятия; материально – технический аспект.

-Этап: Реализация проекта-выполнение мероприятий по содержанию проекта.

-Этап: Итоговый-презентация результатов по реализации проекта на городской конференции

 

1.      Тропинка «Дружные пальчики»

Задачи:

·         Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами.

·         Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руку к письму.

Содержание работы:

Работа с детьми:

·         Для того чтобы дети различали мышечные ощущения, стала использовать предметы с мягкой поверхностью: змейки, жгутики. Выполнение пальчиковой гимнастики с этими яркими предметами.

·         Рисование на песке.

·         Штриховка предметов, обведение трафаретов, рисование по контуру, точкам, клеточкам.

Работа с педагогами:

·         Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста»

Работа с родителями:

·         Консультация «Чтобы четко говорить, нужно с пальцами дружить»

2.      Тропинка «Послушный ветерок» 
Задачи: 
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у 
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических 
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. 
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; 
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика» 

Работа с педагогами 
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; 
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке 
Практический результат проекта 
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке 

3.       Тропинка «Сказка о Веселом Язычке» 
Задачи: 
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, 
• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области. 

Содержание работы: 

Работа с детьми 

4.      • Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки 
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы 
Работа с семьей 
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата» 
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» 

Работа с педагогами 

·         Консультация «Методика выполнения артикуляционных упражнений» 

·          Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке 

5.      Тропинка «Такие разные слова» 
Задачи: 
• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий; 
• Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке; 
• Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей 
• Формирование у детей интереса к родному языку. 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх; 

Работа с семьей 
• Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника» 
• Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка) 

Работа с педагогами 
• Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»; 

3. Тропинка  «Здоровинка» 
Задачи: 
• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
• Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук.

·         Профилактика нарушений зрения  дошкольников

Содержание работы: 

Работа с детьми 

·        Пальчиковая гимнастика

·        Автоматизация звуков

·        Совершенствование лексико-грамматических категорий

·        Использование зрительной гимнастики на зарядке, досугах.

Работа с педагогами

Создание картотеки 

·         «Зрительная гимнастика»,

·          «Су-Джок терапия»

Работа с семьей 

·         Консультация «Су-Джок терапия в работе логопеда»

5. Тропинка «Все по порядку» 
Задачи: 
• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; 
• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.); 
• Углубление знаний детей об окружающей среде; 
• Улучшение коммуникативных навыков детей 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 
Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; 
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов; 
Работа с семьей 
• Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) 
Работа с педагогами 
• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». 


В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. 
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. 

Список использованной литературы: 

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....