Конспект по обучению грамоте «Свистелочка и Звенелочка в гостях у ребят»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Вера Сергеевна Кузнецова

Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  «Свистелочка и Звенелочка в гостях у ребят»  (Дифференциация звуков С – З)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_itogovoe_zanyatie_svistelochka_i_zvenelochka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой фронтальной НОД

по обучению грамоте

в старшей логопедической группе

«Свистелочка и Звенелочка в гостях у ребят»

(Дифференциация звуков С – З).

           

   

Подготовила и провела

Учитель-логопед

Кузнецова В.С.

Цель: научить детей дифференцировать звуки С и З, Сь и Зь.

Задачи:

познавательные:

  • закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках;
  • продолжить знакомить детей со звуками [С], [С'], [З], [З'] в процессе занятия;
  • продолжать формировать умение характеризовать согласные звуки по акустическим и артикуляционным признакам посредством работы с индивидуальными зеркалами;
  • продолжать формировать умение деления слова на слоги акустическим способом посредством припоминания и применения правила «Сколько гласных – столько и слогов»;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
  • закрепить навык четкого произношения звуков [С], [С'], [З], [З'];
  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З]

коррекционно-развивающие

  • развивать фонематический слух;
  • развивать общую моторику;
  • совершенствовать умение работать с раздаточным материалом;
  • совершенствовать умение употреблять звуки [С], [С'], [З], [З'] в слогах, словах и фразовой речи;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать зрительное внимание, память;
  • формировать зрительно-слуховой анализ и синтез;
  • формировать у детей правильную осанку при длительном нахождении за партой посредством вербальных побуждений;
  • формировать и совершенствовать умение и желание отвечать полным ответом на поставленный вопрос посредством вербальных побуждений;
  • формировать умение поднимать руку при желании высказаться посредством вербальных побуждений;
  • формировать умение работать в коллективе и самостоятельно в процессе занятия.

воспитательные

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение слушать речь педагога, товарища, культуру речевого общения;
  • формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
  • воспитывать дисциплину в процессе занятия посредством вербальных побуждений.

Оборудование:

демонстрационный материал

  • плоскостные изображения звуковичков Свистелочки и Звенелочки;
  • предметные картинки с изображениями предметов со звуками С, Сь, З, Зь;
  • слоговые схемы слов;

раздаточный материал

  • звуковые схемы в корзиночке;
  • слоговые схемы в корзиночке;
  • листы бумаги с заданиями.
  • раздаточные картинки с изображениями предметов с заданными звуками.

Ход занятия.

Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Логопед: вот мы и поприветствовали друг друга! А сейчас на свое место пройдет тот, кто назовет слово, которое начинается на звуки С, З.

Дети занимают свои места.

Введение в тему.

Логопед: Ребята, к вам в гости сегодня пришли Свистелочка и Звенелочка (на доске висят картинки с изображением Свистелочки и Звенелочки). Прислушайтесь с каких звуков начинаются имена наших гостей и подумайте, какой любимый звук у Свистелочки? Какой любимый звук Звенелочки?

Ответы детей.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков.

Логопед: Давайте вместе произнесем звук С и вспомним, что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук? (губы растянуты в улыбке, язычок упирается в нижние зубки). Если язычок упирается в зубки, значит, есть преграда. А если есть преграда, значит, этот звук какой? (согласный).

Теперь давайте произнесем звук З. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук? (губы растянуты в улыбке, язычок упирается в нижние зубки). Значит, этот звук тоже какой? (согласный).

Если при произнесении звука С и З с губками и язычком происходит одно и то же, то чем же они отличаются? Давайте разберёмся вместе со Свистелочкой и Звенелочкой.

Положите свои ладошки на горлышко и произнесите по очереди звуки С и З (на звуке З горлышко «дрожит», на С – горлышко «молчит»).

Сегодня Свистелочка и Звенелочка помогут нам научиться различать эти звуки.

Игра «Найди лишний слог».

Логопед: Свистелочка предлагает вам сыграть в игру «Найди лишний слог». Я буду произносить слоги, слоги, а вы внимательно прислушайтесь и определите какой слог окажется лишним (са-са-за-са; зу-су-зу-зу; со-зо-зо-зо).

Игра «Найди лишнее слово».

Логопед: Молодцы! А теперь задача усложняется. Вам нужно определить лишнее слово. Только слушайте внимательно, какие звуки встречаются в этих словах (зонт, забор, заяц, сумка; санки, змея, сапоги, сова; зебра, земляника, зеркало, зуб).

Игра «Добавь слог».

Логопед: Ребята, Свистелочка и звенелочка решили немного пошалить и спрятали в некоторых словах последние слоги СЫ или ЗЫ, а нам нужно вставить потерянные слоги. Я буду начинать произносить слово, а вы должны будете его закончить слогами СЫ или ЗЫ (арбу…(зы); бу…(сы); ве…(сы); гро…(зы); моро…(зы); ва…(зы); коко…(сы); бере…(зы); у…(сы); фоку…(сы); но…(сы); воло…(сы), абрико…(сы); какту…(сы).

Игра «Распредели картинки».

Логопед: У Свистелочки и Звенелочки перепутались картинки. Давайте поможем им. Картинки, в которых есть звук С, мы дадим Свистелочке, а картинки со звуком З – Звенелочке (например, сапоги, сумка, заяц, замок, снеговик, заколка, глобус, собака, кактус).

Физминутка.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

Упражнение «Определи количество слогов» (работа с раздаточным материалом).

Логопед: У каждого из вас есть картинка, вам нужно определить сколько слогов в слове и выбрать нужную слоговую схему (дети выкладывают нужную слоговую схему, соответствующую количеству слогов названия их картинок).

Упражнение «Найди нужное слово».

На столах у детей находятся листы бумаги с изображением картинок, начинающихся и оканчивающихся разными звуками.

Логопед: Ребята, а давайте расскажем нашим гостьям, что мы еще знаем о согласных звуках. Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими). Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? (синим). Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки? (зеленым). Ребята, Свистелочка и Звенелочка принесли вам листы бумаги с заданием, положите из перед собой:

- обведите в круг синего цвета картинку, название которой заканчивается на твёрдый согласный звук С (например, ананас, автобус, кактус, глобус);

- подчеркните одной зеленой линией картинку, название которой заканчивается на мягкий согласный звук Сь (например, гусь, лось, рысь, карась);

- подчеркните одной синей линией картинку, название которой начинается с твердого согласного звука З (например, замОк, забор, заяц);

- обведите в круг зеленого цвета картинку, название которой начинается с мягкого согласного Зь (например, зебра, зеркало, зефир, земляника).

Упражнение «Придумай предложение».

Дети придумывают предложения с названиями картинок, размещенных на доске после упражнения «Распредели слова».

Поощрение детей.

Логопед: Ребята, вы сегодня большие молодцы! Свистелочке и Звенелочке очень понравилось у вас в гостях, и они принесли вам угощение: конфеты «Сникерс». Как вы думаете почему именно «Сникерс»?

Итог занятия.

- Кто сегодня приходил к нам в гости?

- Какие звуки мы учились различать? и т.д.

Подводятся итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « В гостях у царевны- лягушки»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :Закрепить  умение выделять звук в слове, определять его местоположение в слове.Развивать навыки звукового анализа.Закрепить умение подбирать слово с заданным звуком.Закреплен...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « В гостях у Дедушки Грамотея »

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « В гостях у  Дедушки Грамотея » Данное занятие разработанно в соответствии с требованиями ФГОС. Дошкольникам предлогается знакомство с ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ.»

Цель:1  Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.2  Способствовать развитию фонематического восприятия.3  Продолжать учить детей дифференцировать гласные, согласные  звуки,...

Конспект НОД по сенсорному обучению детей раннего возраста «Кошечка в гостях у ребят»

Цель:  Развивать сенсорные  способности у детей раннего возраста. Расширять словарный запас.Задачи:Образовательная:-Закрепить умения сравнивать предметы по величине и называть величину (боль...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "В гости к Королеве Знаний в Страну Грамотейка"

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "В гости к Королеве Знаний в Страну Грамотейка"...