Программа дополнительного образования для детей 5 - 6 лет: "Скоро в школу".
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu_ahryapova_ermilova.odt48.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25» г.  Северска

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете

Протокол №  4 от   30.08.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №25»

_________________ Е.В. Деева

 

Программа
(дополнительного образования)
«Скоро в школу»
для детей 5-6 лет
(срок реализации 2 года, 1 занятие  в неделю)

Авторы: Марина Владимировна  Ахряпова,
учитель –логопед

Екатерина Александровна Ермилова,

учитель-логопед

 

Северск — 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

      Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

      Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.  Поэтому своевременная  работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.

       Среди дошкольников, поступающих в первый класс, встречаются дети, не посещавшие детский сад,  дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, развития графомоторных навыков, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, и поэтому такие дети нуждаются в дополнительной подготовке к школьному обучению.

         Данная программа дает возможность через систему педагогических мероприятий приблизить ребенка к уровню развития, которому соответствуют дети, поступающие в школу.

         Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок  учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.

Нормативно-правовая база

      Подготовка детей к школе по программе дополнительного образования разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации». Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003г., письмом Министерства образования РФ от 22.06.1997г. № 990-14-15 «О подготовке детей к школе», методическим письмом Министерства образования РФ от 17.02.2004 года № 14-51-36/13 «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе», письмом Министерства образования и науки РФ от 25.12.2006г. № 03 –2998 «О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста».

   

       Программа разработана на основе методик Каше Г.А., «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи», Агранович З. Е. «Преодоление недоразвития фонетической стороны речи у старших дошкольников». Предназначена программа для логопедов и педагогов дошкольного образования. Она направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников к начальному школьному  обучению, рассчитана на 2 года обучения.

        В неё входит:

 - перспективный план работы для детей старшей и подготовительной группы;

 - рекомендации, необходимые для проведения занятий;

 - добровольное участие детей.

        В пособии представлен практический наглядно обучающий материал с разнообразными увлекательными упражнениям и заданиями. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти.

        Учебная   и  развивающая  нагрузка сочетается   с   отдыхом,   релаксацией.

Создание   и  поддержание  в  ходе   занятия   эмоционально-позитивного  фона.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время   проведения).

 

Цель программы: организация воспитательно-образовательной деятельности, как системы, включающей диагностический, профилактический и развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и  психического развития ребенка, а так же развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков у будущего школьника для обеспечения формирования готовности к обучению в начальной школе.

Задачи программы:

     Развивать двигательные и познавательные способности. Эти задачи реализуются через развитие:

  1. Двигательной области коры головного мозга:

- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, гладкими и шероховатыми, крупы, макаронные изделия, шнуровки, вертушки, массажёры и др.);

 - умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, пальчиковые игры, графические задания и упражнения;

 - формирование зрительно – моторных координаций.

2. Речевой области коры головного мозга:

 - знакомство с фонемами русского языка; развитие фонематического слуха; формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

6. Формирование навыков учебной деятельности:

 - умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

 - умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.

       Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

Объем образовательной нагрузки

Возрастная группа

 Количество занятий в неделю

Продолжительность

одного занятия

5-6 лет

1

25-30

6-7 лет

1

30-35

         Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной письменной речи и на развитие графомоторных навыков. Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 30-35 минут. Программа содержит планирование по разделу обучение грамоте и системный цикл по развитию графических, графомоторных навыков для детей 5-7 лет. Работа проводится подгруппами, во вторую половину дня. Количество детей в подгруппе 6 - 8.

Основные направления программы:

-развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, моделирование артикуляции звуков;

-развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

-формирование буквенного гнозиса;

-развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

-развитие мыслительных операций и психических процессов;

-формирование интереса к чтению.

-развитие психических процессов.

-взаимодействие с семьёй и со школой.

В основе  программы лежат следующие принципы:

  • Принцип научного подхода: подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к   каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
  • Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Принцип демократизации предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий   соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с   санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога   направлена на оздоровление детей.
  • Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности.
  • Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.

Методическое обеспечение программы

1. Игровой метод. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

2. Наглядные методы и приемы.

Метод демонстрации:

  • показ предметов;
  • показ образца;
  • показ способа действий;
  • демонстрация иллюстраций

4. Использование ТСО. На занятиях используется компьютер, интерактивная доска, аудиозаписи. Всё это делает учебный процесс более привлекательным.

5. Словесные методы и приемы.

  • Объяснение
  • Рассказ.
  • Чтение.

6. Практические методы обучения применяются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.

Практические методы:

  • метод упражнений;
  • метод практических работ.

Система мониторинга

фонематического восприятия, мелкой моторики и графомоторных

навыков.

        Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений на основе методики Иншаковой О. Б.

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

  • 5 лет:

ба-па-ба________________________  па-ба-па_________________________

да-та-да_______________________   та-да-та___________________________

га-ка-га_______________________   ка-га-ка___________________________

за-са-за_________________________ са-за-са___________________________

жа-ша-жа_______________________ ша-жа-ша________________________

та-тя-та________________________  тя-та-тя________________________

  • 6 лет:

са-ша-са________________________  ша-са-ша__________________________

са-ца-са________________________   ца-са-ца___________________________

ча-тя-ча_______________________    тя-ча-тя___________________________

ща-ча-ща______________________    ча-ща-ча__________________________

ща-ся-ща_______________________  ся-ща-ся__________________________

ла-ля=ла_______________________   ля-ла-ля___________________________

  1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки)

  • 5 лет:

почка-бочка_________________    корка-горка_________________________

трава-дрова_________________    сова-софа___________________________

  • 6 лет:

пашня-башня________________    катушка-кадушка____________________

крот-грот____________________    мышка-мошка______________________

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)
  • 5 лет:

зуб-суп______________________   челка-щелка________________________

сайка-чайка_________________        галка-галька_______________________

  • 6 лет:

собор-забор _________________     касса-каша_________________________

сук-жук____________________     лук-люк____________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • 5 лет (выделение начального ударного гласного из слов):

астра____________ арка_____________ осень___________  озеро__________

улей_____________уши____________   иглы________          искра_________

  • 6 лет

Выделение конечного согласного из слов:

Кот_________ сук_________ сом__________ малыш__________

Лимон___________ грач__________сироп________ лещ______________

Выделение начального согласного из слов:

Мост__________банка____________пол___________ тапки___________

Вода__________ чайник__________дом___________ щетка___________

Определение последовательности звуков в слове:

Кот________ вата__________дом____________лапа_______________

Нос________рыба_________суп_____________шина______________

Определение количества звуков в словах:

Нос______________ваза____________бык_______________

Батон____________кит___________банка_______________

Методика исследования ручной моторики у дошкольников

     Выявление синкинезий.

Используются пробы Заззо.

Обе кисти ребёнка помещают, на чистый лист бумаги и обводят карандашом. Затем экспериментатор поочерёдно прикасается к каждому пальцу ребёнка, кроме четвёртого (движения четвёртого пальца и у здоровых детей сопровождается синкинезиями), и говорит: «Подними только этот палец». На контурном изображении отмечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрёстные и двусторонние.

Оценка результатов

4 балла – односторонние синкинезии в части заданий

3 балла – односторонние стойкие синкинезии

2 балла – перекрёстные синкенезии

1 балл – двусторонние синкинезии

Оптико-кинестетическая организация движения – пробы «на праксис позы». Ребёнку предлагается сложить по подражанию 1 и 2 палец в кольцо, вытянуть 2 и 3, 2 и 5, 1 и 2 и т.п. Игровая форма данного задании: поза 2–5 – «сделай козу рогатую», 2–3 «сделай зайчика»

Оценка результатов

4 балла – выполнение правильное, но замедленное, с предварительным поиском

3 балла – выполнение правильное при наличии синкинезий

2 балла – формирование позы с загибанием и удержанием пальцев при помощи второй руки

1 балл – заданная поза не формируется.

Зрительно-пространственная организация движений.

1). Определение ведущей руки, правых и левых частей тела. 

Для выявления ведущей руки используются следующие пробы:

– проба на переплетение пальцев. При леворукости большой палец левой руки оказывается сверху;

– проба на аплодирование. При леворукости активное участие принимает левая рука;

– проба «поза Наполеона» (скрещивание рук на груди). У леворуких кисть левой руки оказывается сверху.

Используется также сравнение ширины ногтей пальцев (мизинцев)

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки, используется проба с карандашом.

Для определения ведущего уха ребёнку предлагается прислушаться, приложив ухо, например, к двери, чтобы послушать звуки за дверью, прислушаться к тиканью часов, к шороху внутри ракушки и т.д.

2). Выполнение пробы Хэда. 

Предварительно выясняется, различает ли ребёнок левую и правую руку. Затем исследователь, находясь напротив ребёнка, предлагает воспроизвести положение его руки: «Когда я подниму правую руку, ты тоже подними правую руку. Понял? Повтори».

При отсутствии дифференциации «правая – левая рука» даётся другая инструкция: «Когда я подниму руку, которой я пишу, ты тоже подними руку, которой пишешь. А когда я подниму другую руку, ты тоже подними другую руку».

При эхопраксиях для исключения влияния зрительного образа то же самое задание предлагается выполнить по словесной инструкции:

«Подними правую руку! Возьми правую рукой левое ухо!» и т.д.

Оценка результатов

4 балла – правильное выполнение в замедленном темпе.

3 балла – эхопраксии на истощении либо в начале выполнения с последующей «врабатываемостью», ошибки замечаются самостоятельно.

2 балла – стойкие эхопраксии, но ошибки замечаются.

1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.

Динамическая организация двигательного акта.

1) Перебор пальцев 

Предлагается поочередное прикосновение большим пальцем ко 2,3,4,5  пальцам, которые должны производиться одновременно обеими руками сначала в медленном темпе, 2\3 серии за 5 секунд, а потом в быстром темпе, 5–7 серий движений за 5 секунд. При затруднения вводится игровой компонент и речевые команды: «пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем, раз, два, три, четыре…»

Оценка результатов

4 балла – выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе

3 балла – дезавтоматизация движений на истощении.

2 балла – явление персеверативности на истощении.

1 балл – выраженная персеверативность движений.

2) Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого) 

Предлагается поочерёдное и одновременное сжимание кистей.

Вначале исследователь показывает, как следует производить движения руками. Если ребёнок не может повторить движения, то повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол – вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть лежит спокойно. А теперь сделай наоборот. Продолжай движения вместе со мной».

Оценка результатов

4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные.

3 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощении.

2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность движений.

1 балл – выраженная персеверативность движений.

Ассиметричное постукивание

1-я часть задания – воспроизвести по подражанию 5–9 серий движений из переменного постукивания: два раза одной рукой и один раз – другой (2–1). Во второй части задания порядок ударов противоположный (1–2). Задание предлагается дважды: в быстром темпе (8–9 серий за 5 сек) и в более медленном (6–6 серий за 5 сек. При затруднениях вводится речевой просчет ударов, игровая ситуация.)

Оценка результатов

4 балла – умеренный темп в 1-й части задания, но замедляющийся во 2-й.

3 балла – замедленность движений с тенденцией к дезавтоматизации в 1-й части, во 2-й – выраженная истощаемость, пропульсивные удары, ребёнок замечает ошибки, принимает помощь.

2 балла – выраженная истощаемость, много пропульсивных ударов в 1-й части, во 2-й – персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи.

1 балл – беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна.

Графические пробы

Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

«цепочка»

«заборчики»

«башня-крыша»

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: башня – крыша – башня – крыша

Оценка результатов

4 балла – в конце ряда – замедление, отрыв карандаша от бумаги.

3 балла – при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности, микро- и макрогравии.

2 балла – утрата топологической схемы в конце графического ряда

1 балл – отсутствие топологической схемы.

Ожидаемый результат:

В результате занятий по программе дети научатся:

  • понимать обращенную речь;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • овладеют фонематическим восприятием;
  • овладеют правильным звуко-слоговым оформлением речи;
  • первоначальным навыкам звукового и слогового анализа и синтеза;
  • первичным навыкам послогового чтения;
  • элементам грамоты: «навыкам чтения и печатания  букв, слогов, слов  в пределах программы;
  • имеют достаточно развитые графо-моторные навыки;
  • эмоционально и психологически подготовлены к школьному обучению.

Форма оценки знаний, умений и навыков детей:

– Диагностика на начало и конец года.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

        Содержание программы представляет собой систему проведения специально организованных занятий  с акцентом на развитие фонематического анализа. Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах. Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами. В процессе учебной деятельности у детей формируется логическое мышление, зрительное внимание и память. Формируется  ручная умелость и графомоторные  навыки.

 

Каждое занятие, включает задачи  направленные на развитие:

  • фонематического восприятия;
  • навыков звукового анализа;
  • произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, моторной).
  • произвольного и непроизвольного внимания.
  • повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
  • творческого воображения.
  • формирование позитивной мотивации.
  • мелкой моторики рук.

Перспективный план  работы  для детей 5 – 6 лет.

Ме сяц

Неде ля

Тема

Цели

Сен тябрь

1

4

Комплексное обследование

2

Комплексное обследование

3

Тема: Понятие «звук», развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

 «Здравствуй карандаш».

Познакомить с понятием «звук», учить выделять неречевые звуки (музыкальные), по силе, высоте, тембру. Различение по тембру голосов людей. Развивать фонематические процессы, а также психические: внимание, память, мышление.

Познакомить детей с тетрадью в крупную клетку. Закреплять пространственные представления: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4

Тема: Понятие «звук», развитие слухового восприятия на речевых звуках.

 

«Дождик тише, дождик громче».  

Различение близких по звуковому составу слов, состоящих из бездефектных звуков. Развитие чувства ритма и рифмы в стихотворной речи. Развитие фонематических процессов.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Формировать и закреплять понятия: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди.  Развивать мелкую моторику рук; учить работать с карандашом. Формировать психические процессы.

Октябрь

1

Тема: «Гласный звук А».

 «Строим забор».

Познакомить детей с понятием гласные звуки и с гласным звуком А; уточнить артикуляцию звука. Учить находить заданный звук в потоке других звуков и определять направление звука в пространстве. Научить выделять звук А в ударной позиции в начале и в конце слова. Развитие внимания и памяти.

Формировать и закреплять понятия слева направо, сверху вниз, понятие вертикальная линия, справа, слева. Развивать графические навыки, через пальчиковые игры и графические упражнения.

2

Тема: «Гласный звук У».

«Рисуем забор».

Познакомить детей с гласным звуком У. Учить находить данный звук в словах и выделять этот звук в начале слова в ударной позиции. Развивать мелкую моторику пальцев рук (научить выкладывать букву из крупы).

Формировать и закреплять понятия высокий – низкий, слева направо, сверху вниз, вертикальный. Развитие зрительного анализатора (нахождение одинаковых предметов).

3

Тема: «Гласный звук О».

 «Чудесный платочек».

Продолжать работу над гласными звуками. Познакомить с гласным звуком О. Учить детей самостоятельно давать характеристику гласным звукам. Выделять звук О в потоке звуков; находить звук в слове. Придумывать слова с этим звуком.

Формировать и закреплять понятия: волнистая и пунктирная линии, центр, середина, право, лево, пара. Развивать логическое мышление и произвольное внимание.

4

Тема:  «Гласный звук И».

«Магазин игрушек».

Познакомить детей с гласным звуком И. Уточнить артикуляцию звука «И», дать правильную характеристику гласному звуку. Определение позиции звука «И» в слове (начало, конец). Развивать артикуляционную моторику. Учить соотносить звук и букву.

Формировать и закреплять понятия: слева направо, сверху вниз, над, середина, вертикальные и горизонтальные линии. Развитие графических навыков.

Ноябрь

1

Тема: «Гласный звук Э».

«Дорожки».

Познакомить детей с гласным звуком Э. Уточнить артикуляцию этого звука. Научить чётко,  произносить звук, отличать его от других гласных, упражнять в определении звуков по беззвучной артикуляции. Находить звук в словах и слоговых рядах.

Формировать и закреплять понятия названия пальцев руки, горизонтальные линии, право, лево, слева направо. Развивать мыслительные процессы. Продолжать совершенствовать графические навыки.

2

Тема: «Гласный звук «Подарок жеребёнку».

Уточнить произношение звука Ы. Учить выделять звук Ы из состава слова. Обучать анализу звукового ряда гласных. Учить интонировать звук Ы; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику. Упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных и существительных.

Формировать и закреплять понятие пространственная ориентация, определяя на листе бумаги: правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны, направления слева направо, сверху вниз, рисуя вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Развивать психические процессы. Закреплять навыки «копирования».

3

Тема: «Гласные звуки».

«Узор на салфетке».

Обобщить и закрепить знания детей о гласных звуках; продолжать учить выделять гласные звуки в словах. Развивать фонематические процессы и артикуляционную моторику, дыхание, голос (фоноритмика).

Развитие тонких произвольных движений руки. Формировать и закреплять понятия: пространственная ориентация на листе бумаги и знакомство с понятием мелкая «клетка», слева направо, сверху вниз, горизонтальные и вертикальные линии. Развитие внимания, логического мышления.

4

Тема: «Слог».

 «Весёлый карандаш».

Дать понятие о слоговом составе слова; формировать умение выполнять слоговой анализ (деление слов на слоги). Развивать фонематические процессы.

Продолжать учить детей правильно работать простым карандашом. Развивать с помощью игр мелкие мышцы кисти руки. Формирование речедвигательных  навыков и обобщающих понятий. Развитие памяти, внимания, мышления.

Декабрь

1

Тема: «Согласные звуки. Звук М».

«Везём подарки».

Познакомить детей с понятием согласный звук. Уточнить произношение звука М. Учить детей правильно давать характеристику звуку М; обучать выделению звука М из состава слова. Познакомить с анализом и синтезом обратного слога; развивать логическое мышление, внимание, память.

Формировать и закреплять графомоторные навыки, двигательную координацию. Развитие силы пальцев рук и кисти; развитие психических процессов.

2

Тема: «Звук МЬ».

 «Подарок Карлсону».

Уточнить произношение звука МЬ; дать понятие о твёрдых и мягких согласных звуках; учить выделять звуки М, МЬ из состава слова. Учить дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Познакомить с анализом и синтезом прямого слога. Развитие графических навыков.

Продолжать работу по развитию тонких произвольных движений рук. Упражнять в написании наклонных линий без отрыва руки. Формировать и закреплять понятия: слева направо, сверху вниз. Развитие речевого выдоха.

3

Тема: «Звуки В, ВЬ».

 «Цветы на лугу».

Уточнить артикуляцию звуков В, ВЬ. Учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твёрдости – мягкости. Обучать анализу и синтезу прямого слога. Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.

Формировать и закреплять понятия: круг, полукруг, верх, низ, пунктирная и горизонтальная линия. Упражнять в шнуровке. Развитие психических процессов: внимание, память, логическое мышление.

4

Тема: «Звуки Н, НЬ».

 «Волшебный клубочек».

Уточнить произношение звуков Н, НЬ. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твёрдости – мягкости. Обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, дыхание, голос.

Учить детей выкладыванию узоров из верёвочек. Развивать графические навыки и психические процессы. Формировать и закреплять понятия: правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.

Январь

3

Тема: «Звуки П, ПЬ».

 «Весёлые кружочки».

Повторить гласные звуки первого ряда. Познакомить детей с согласными звуками П, ПЬ. Уточнить произношение звуков П, ПЬ. Учить выделять звуки из состава слова. Дифференцировать звуки по признаку твёрдости – мягкости. Упражнять в анализе и синтезе обратного слога; познакомить с многозначностью слова плита, пила. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, высоту и силу голоса.

Учить выкладывать предметы округлой формы из различного материала (крупа, шнурки, верёвочки и т. д.). Продолжать развитие графических навыков, математических способностей. Формировать и закреплять понятия: право, лево, верх, низ, слева направо, круг, вертикально.  

4

Тема: «Звуки Т, ТЬ».

 «Улитки».

Уточнить произношение звуков Т, ТЬ. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога. Развивать мелкую моторику рук и графические навыки.

Продолжать развитие мелкой моторики рук, развитие тонких произвольных движений. Формировать и закреплять понятия: право, лево, верх, низ, пунктирная линия, левый верхний и правый нижний углы, большой, маленький.

Февраль

1

Тема: «Звуки К, КЬ».

Продолжать знакомить детей с согласными звуками. Уточнить произношение звуков К, КЬ. Учить выделять звуки из состава слова. Дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Упражнять в анализе и синтезе односложного слова. Учить передавать голосом восклицательную интонацию. Развивать зрительное восприятие.

 «Путешествие котёнка».

Продолжать формировать и закреплять понятия пространственных ориентаций: справа налево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева направо, наклонные и пунктирные линии.

2

Тема: «Звуки С, СЬ».

Тема: «Цифра 1».

Уточнить произношение звуков С, СЬ. Учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Познакомить со звуковым анализом двусложных слов. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе. Отрабатывать дикцию, развивать мышление.

Научить писать цифру «1» и закреплять понятия пространственных ориентаций. Развивать графические навыки, психические процессы.

Февраль

3

Тема: «Звуки Х, ХЬ».

«Цифры 2, 3».

Продолжать знакомить детей с согласными звуками. Уточнить произношение звуков Х, ХЬ. Учить выделять их из состава слова. Дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Продолжать учить выполнять звуковой анализ прямых и обратных слогов. Упражнять в передаче интонационной выразительности. Учить употреблять существительные в форме предложного падежа множественного числа; развивать мышление.

Научить детей писать цифры «2», «3» и закреплять понятия: слева, справа, сверху вниз. Развивать графические навыки и психические процессы.

4

Тема: «Звуки К, КЬ – Х, ХЬ».

Учить детей дифференцировать звуки К, КЬ – Х, ХЬ в слогах и словах. Упражнять в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного с предлогом без, в образовании притяжательных прилагательных, в согласовании прилагательного и существительного. Развивать мышление и зрительное восприятие.

«Цифра 4».

Научить писать цифру «4» и закрепить написание цифр 1, 2, 3. Учить координации  речи с движением. Развитие психических процессов и творческих способностей.

Март    

Март

1

Тема: «Звуки З, ЗЬ».

«Цифра 5».

Познакомить с согласными звуками З, ЗЬ. Уточнить произношение звуков З, ЗЬ. Учить детей выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Упражнять в звуковом анализе слогов, коротких слов. Упражнять в подборе родственных слов. Развивать дикцию, интонацию, логическое мышление.

Научить писать цифру «5» и закреплять пространственные представления. Развивать мелкую моторику рук и графические навыки.

2

Тема: «Звуки З,ЗЬ, С, СЬ».

 «Весёлый карандаш».

Учить дифференцировать звуки С, СЬ, З, ЗЬ по звонкости – глухости на слух; выделять звуки из состава слова. Выполнять звуковой анализ двусложных слов. Придумывать слова с заданными звуками. Развивать внимание, логическое мышление, память.

Учить выполнять разные виды штриховки. Формирование графических навыков и художественного творчества.

3

Тема: «Звуки Б, БЬ».

Уточнить произношение звуков Б, БЬ. Учить выделять звуки Б, БЬ из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Упражнять в звуковом анализе односложных четырёхзвучных слов. Упражнять в употреблении предлога без, в образовании относительных прилагательных, в согласовании прилагательного и существительного. Отрабатывать дикцию; развивать мышление, слуховую память.

«Верёвочки, шнурочки».

Учить детей шнуровать обувь и делать узел. Развивать графические навыки и мыслительные процессы. Закрепить пространственные представления слева направо, сверху вниз.

4

Тема: «Звуки П, ПЬ, - Б, БЬ».

 «Шнуровка».

Учить дифференцировать звуки П, ПЬ – Б,БЬ по звонкости – глухости на слух. Закрепить умение выделять звук из состава слова, придумывать слова с заданными звуками. Формировать психические процессы, развивать зрительную и слуховую память.

Продолжать учить детей правильно выполнять шнуровку ботинка и делать узелок. Выкладывать на столе из разноцветных шнурков различные узоры. Развивать мелкую и общую моторику через речедвигательные и пальчиковые игры.

Апрель

1

Тема: «Звуки Д, ДЬ».

«Непослушные шнурочки».

Познакомить с согласными звуками Д, ДЬ. Учить дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Учить придумывать слова с заданными звуками и находить звуки в словах. Обучать звуковому анализу двусложных  четырёхзвучных слов. Отрабатывать дикцию, речь, мышление.

Продолжать совершенствовать навыки шнуровки и завязывание узла. Развивать графомоторные навыки и речедвигательные. Формирование и совершенствование психических процессов.

2

Тема: «Т, ТЬ,  Д, ДЬ».

Продолжать учить дифференцировать согласные звуки на слух Т, ТЬ, Д, ДЬ по звонкости – глухости. Составлять с заданными звуками слова и словосочетания. Выделять звуки из состава слова. Развивать внимание, память, мышление. 

«Бантик».

Научить детей завязывать бант из шнурков и лент. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.

3

Тема: «Звуки Г, ГЬ».

«Клетка».

Познакомить со звуками Г, ГЬ. Учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости – мягкости. Упражнять в придумывании слов и звуковом анализе коротких слов. Упражнять в подборе слов – антонимов. Развивать память и мышление.

Продолжать развивать мелкую моторику рук и ориентировку на листе бумаги, чётко выполнять графические задания в клетку. Развивать математические способности детей в знании геометрических фигур.

4

Тема:«Звуки К, КЬ, Г, ГЬ».

«Ловкие пальчики».

Закреплять знания согласных звуков. Учить дифференцировать звуки К, КЬ, Г, ГЬ по звонкости – глухости в слогах, словах. Развивать логическое мышление, слуховую память и интонационную выразительность речи.

Закрепить навык шнуровки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук; умение правильно держать карандаш и выполнять различные виды штриховки. Формировать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

Май

1

Тема: «Звук Ш».

Уточнить произношение звука Ш, научить правильно давать характеристику звуку.  Развивать фонематический слух. Упражнять в придумывании и составлении слов со звуком Ш. Выполнять звуковой анализ коротких слов. Отрабатывать дикцию, выразительность речи. Развивать логическое мышление.

«Помощники».

Продолжать учить детей выполнять графические задания на листе бумаги в мелкую клетку. Закрепить понятия: слева направо, сверху вниз, горизонтальные и вертикальные линии. Развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

2

Тема: «Звук Ж».

Занятие 2

 «Вся ладошка на виду».

Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж. Учить правильно давать характеристику звука Ж и звука Ш. Совершенствовать звуковой анализ слов. Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Продолжать учить детей отвечать полными ответами используя предлоги. Развивать слуховую и зрительную память.

Учить детей выполнять пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.  Продолжать развивать графические навыки; пространственные и временные представления (ориентация на листе бумаги), действовать по образцу.

3

Тема: «Звуки Л, ЛЬ».

«Острый карандашик».

Уточнить артикуляцию звуков и их произношение. Учить дифференцировать звуки Л, ЛЬ по твёрдости – мягкости в слогах, словах на слух; придумывать слова и словосочетания с заданными звуками. Совершенствовать звуковой анализ слов.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, через пальчиковые игры и графические задания. Развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

4

Тема: «Звуки Р, РЬ».

Уточнить артикуляцию звуков и их произношение. Учить дифференцировать звуки Р, РЬ по твёрдости – мягкости в слогах, словах на слух. Упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам. Развивать внимание, память.

 «Закрепление».

Уточнить и систематизировать полученные знания и графические навыки, пространственные и временные представления. Развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Перспективный план работы  для детей 6 – 7 лет.

Ме сяц

Неде ля

Тема

Цели

Сен тябрь

1

Комплексное обследование

2

Комплексное обследование

3

Тема: Понятие «звук», «буква».

 Звук и буква «А».

Понятие «звук». Понятие «буква». Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются. Учить различать речевые звуки от не речевых.

Закреплять умение  выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [А]. Учить определять место данного  звука в словах.  Учить давать характеристику  звуку с опорой на модель артикуляции.  Знакомство с буквой  А, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

4

Тема: Звук и буква «У».

Рисование точек.

Закреплять умение  выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [У]. Учить определять место данного  звука в словах.  Учить давать характеристику  звуку с опорой на модель артикуляции. Обучать звуковому анализу. Анализ   ряда типа АУ, УА. Знакомство с буквой У, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Формировать и закреплять понятия: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди. Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек. Развивать мелкую моторику рук; учить работать с карандашом. Формировать психические процессы.

Октябрь

1

 

Тема: Звук и буква «И».

Рисование точек и крестиков.

Закреплять умение  выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [И]. Учить определять место данного  звука в словах.  Учить давать характеристику  звуку с опорой на модель артикуляции. Обучать звукобуквенному анализу слогов типа: АИ, ИУ, АУИ.  Знакомство с буквой И, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению.     Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Продолжать знакомство детей с тетрадью в клетку; учить ориентироваться в клетке; развивать зрительную память проводить коррекцию зрительного гнозиса. Развивать графические навыки, через пальчиковые игры и графические упражнения.

2

Тема: Гласный звук и буква «О».

Рисование коротких вертикальных линий.

Закреплять умение  выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [О]. Учить определять место данного  звука в словах.  Учить давать характеристику  звуку с опорой на модель артикуляции. Обучать звукобуквенному анализу слогов типа: АО, ИО, АУО.  Знакомство с буквой О, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из пальцев рук. Печатание буквы в тетради.

Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.

3

 Тема: Гласный звук и буква «Э».

Рисование коротких горизонтальных линий.

Закреплять умение  выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [Э]. Учить определять место данного  звука в словах.  Учить давать характеристику  звуку с опорой на модель артикуляции.

Обучать звукобуквенному анализу слогов типа: ЭО, ИЭ, АЭО.  Знакомство с буквой Э, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из пальцев рук.

Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно; развивать общую и тонкую моторику; развивать зрительное восприятие.

4

Тема: Звук и буква «Ы».

Рисование длинных вертикальных линий.

Закреплять умение  выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [Ы]. Учить определять место данного  звука в словах.  Учить давать характеристику  звуку с опорой на модель артикуляции. Обучать звукобуквенному анализу слогов типа: ЫО, УЫ, АЫО.  Знакомство с буквой Ы, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из пальцев рук. Печатание буквы в тетради.

Учить детей длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно; развивать тонкую моторику руки; зрительную память; проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия.

Ноябрь

1

Тема: Согласный звук. Звуки [т] и [т'] буква «Т».

Рисование длинных горизонтальных линий.

Уточнить произношение звуков [т] и [т']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.  Знакомство с буквой Т, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно; чередовать горизонтальные и вертикальные линии; учить проводить линии в заданном направлении.

Ноябрь

2

 Тема: Звуки [п] и [п'] буква «П».

рисование наклонных линий.

Уточнить произношение звуков [п] и [п']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.  Знакомство с буквой П, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу. Учить ориентироваться на плоскости листа; закрепить знания о геометрических фигурах. Закреплять навыки «копирования».

3

Тема: Звуки [н] и [н'] буква «Н».

Рисование уголков.

Уточнить произношение звуков [н] и [н']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.  Знакомство с буквой Н, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закреплять у детей умение рисовать короткие  наклонные линии; развивать конструктивные навыки; координацию движений.

4

Тема: Звуки [м] и [м'] буква «М».

Рисование бордюра.

Уточнить произношение звуков [м] и [м']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога. Сформировать умение читать прямой и обратный слог. Знакомство с буквой М, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закреплять умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; развивать память и внимание.

Декабрь

1

Тема: Звуки [к] и [к'] буква «К».

Рисование уголков.

Уточнить произношение звуков [к] и [к']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; слов:  кап, мак. Сформировать умение читать прямой и обратный слог; двусложные слова. Знакомство с буквой К, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить рисовать уголки по опорным точкам и по образцу; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закреплять навык проведения горизонтальных и вертикальных линий; закрепить знание геометрических фигур.

2

Тема: Звуки [б] и [б'] буква «Б».

Рисование квадратов.

Уточнить произношение звуков [б] и [б']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; слов:  бык, бусы. Сформировать умение читать прямой и обратный слог; двусложные слова. Знакомство с буквой Б, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий; развивать конструктивные навыки. Развивать творческое воображение.

3

 Тема: Звуки [д] и [д'] буква «Д».

Рисование квадратов.

Уточнить произношение звуков [д] и [д']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; слов:  дым, диван. Сформировать умение читать прямой и обратный слог; односложные и двусложные слова. Знакомство с буквой Д, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить рисовать квадраты в 2 клетки и ориентироваться в клетке; развивать конструктивные навык; формировать пространственно-временные представления.

Декабрь

4

Тема: Звуки [г] и [г'] буква «Г».

Рисование прямоугольника.

Уточнить произношение звуков [г] и [г']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; слов:  гуси, гном. Сформировать умение читать прямой и обратный слог; двусложные, трехсложные слова. Знакомство с буквой Г, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и память.

Январь

3

 Тема: Звуки [ф] и [ф'] буква «Ф».

Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий.

Уточнить произношение звуков [ф] и [ф']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов:  филин, фартук. 

Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ф, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закреплять у детей умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор; учить штриховать в заданном направлении; развивать внимание и память.

Январь

4

 

Тема: Звуки [в] и [в'] буква «В».

Рисование бордюра.

Уточнить произношение звуков [в] и [в']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов:  вода, вилка. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой В, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий; формировать умение строить деятельность по словесной инструкции; развивать воображение.

Февраль

1

 Тема: Звуки [х] и [х'] буква «Х».

Рисование кружков.

Уточнить произношение звуков [х] и [х']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: халат, духи. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Х, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению слов и предложений. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.

2

 

Тема: Звуки [с] и [с'] буква «С».

Рисование предметов из кругов.

Уточнить произношение звуков [с] и [с']; учить выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов:  санки, сено. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой С, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать координацию речи и движения.

Февраль

3

Тема: Звуки [з] и [з'] буква «З».

Рисование фигур из кружков.

Уточнить произношение звуков [з] и [з']; учить выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: коза, зима. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой З, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить у детей умение рисовать круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение.

4

Тема: Звук [ш] и буква «Ш».

Рисование узоров из квадратов и кругов.

Уточнить произношение звука [ш]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове;  упражнять в анализе и слов: шуба, мышка, камыш.

Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ш, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить у детей умение рисовать квадрат и круг, со штриховкой и без неё; развивать конструктивные навыки; проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия.

Март

1

Тема: Звук [ж] и  буква «Ж».

Рисование узора из кругов и квадратов.

Уточнить произношение звука [ж]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове;  упражнять в анализе и слов: жук, жираф. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ж, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор; рисовать предметы из прямых и наклонных линий; проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия.

2

Тема: Звук [й] и  буква «Й».

Рисование кругов.

Уточнить произношение звука [й]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове;  упражнять в анализе и слов: зайка, гайка. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Й, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить навык рисования кругов; развивать пространственную ориентацию, воображение.

Март

3

 Тема: Буква «Е».

Рисование овалов.

Познакомить с буквами Е, е. Совершенствовать  звукобуквенный анализ. Познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Е. Обучить чтению слогов и  слов с буквой Е. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить детей рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятие о геометрических фигурах.

4

Тема: Буква «Ё».

Рисование овалов.

Познакомить с буквами Ё, ё. Совершенствовать  звукобуквенный анализ. Познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ё. Обучить чтению слогов и  слов с буквой Ё. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно. Развивать слуховую память.

Апрель

1

 Тема: Буква «Ю».

Рисование кругов и овалов.

Познакомить с буквами Ю, ю. Совершенствовать  звукобуквенный анализ. Познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ю. Обучить чтению слогов и  слов с буквой Ю. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закреплять у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.

2

Тема: Буква «Я».

Рисование узоров из кругов и овалов.

Познакомить с буквами Я, я. Совершенствовать  звукобуквенный анализ. Познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Я. Обучить чтению слогов и  слов с буквой Я. Обучать интонационному чтению.

Апрель

Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения.

3

Тема: Звук [ц] и  буква «Ц».

Рисование треугольников.

Уточнить произношение звука [ц]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове;  упражнять в анализе и слов: цапля, цирк. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ц, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Учить детей рисовать треугольники по точкам и самостоятельно; развивать конструктивные навыки; закрепить умение штриховать в заданном направлении; воспитывать аккуратность в работе.

4

Тема: Звук [ч] и  буква «Ч».

Рисование вертушек.

Уточнить произношение звука [ч]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове;  упражнять в анализе и слов: часы, тачка. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ч, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки.

Май

1

Тема: Звук [щ] и  буква «Щ».

Рисование елочек.

Уточнить произношение звука [щ]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове;  упражнять в анализе и слов: щука, овощи. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Щ, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закреплять  у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать зрительное восприятие и память.

2

Тема: Звуки [л] и [л'] буква «Л».

Рисование палочек с присоединением уголков.

Уточнить произношение звуков [л] и [л']; учить выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: лодка, лейка. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Л, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради.

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки.

3

Тема: Звуки [р] и [р'] буква «Р».

Рисование дуг.

Уточнить произношение звуков [р] и [р']; учить выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: ракета, речка.

Май

Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Р, учить  находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.

4

Тема: Буквы Ъ и Ь.

Рисование узоров с использованием овалов.

Познакомить  детей с буквами Ъ И Ь. Научить читать слова с  Ъ и Ь знаками. Научить обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь. Познакомить  с ролью Ъ и Ь знаков как разделительных. Научить читать слова с разделительными Ъ и Ь знаками. Построение букв из палочек. Печатание букв в тетради.

Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую моторику.

Средства обучения и воспитания, материально-техническая база

Печатные пособия, игры

  • Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
  • Предметные картинки на все группы звуков.
  • Лото (предметные картинки).
  • Лото «Буквы-цифры».
  • Делим слова на слоги.
  • Звуки, буквы в слове.
  • Символы моделей артикуляции звуков.
  • Собери слово (из разрезных картинок).
  • «Подскажи Петрушке звук» (слова-паронимы).
  • Подбери пару (рифмующие названия).
  • Предметные картинки, схемы звукобуквенного анализа слов.
  • Раздаточный материал на определение места звука в слове.
  • Раздаточный материал на звукобуквенный анализ слов.
  • Раздаточный материал на составление схем предложений.
  • Кубики на выполнение звукобуквенного анализа слов.
  • Игра «Красный, синий, зелёный»
  • Игра «Собери слово» (из слогов).
  • Игра «Узнай букву, назови слово».
  • Настольная игра «Учимся читать».
  • Настольная игра «Составь слово».
  • Настольная игра «Мои первые буквы»
  • Интерактивная игра «Азбука».
  • Магнитная доска «Читаем слоги».
  • Кубики с буквами.
  • Касса букв и слогов (5 шт.).
  • Мозаика букв.
  • Чудесный мешочек.
  • Магнитная азбука.
  • Развивающее лото «Азбука игрушек».
  • Настенное панно «Касса букв».
  • Читаем сами. Тексты (10 шт.)
  • Карточки «Учим печатные буквы».
  • Разрезные буквы алфавита
  • Карандаши: простые, красные, синие, зелёные.
  • Прописи, книги по ознакомлению с буквами.
  • Картотека пальчиковых игр.
  • Пособия для проведения массажа и самомассажа рук (ёжики, вертушки, шарики, шишки, зубные щетки, иппликатор Кузнецова).
  • Шнуровки, пазлы вкладыши, разрезные картинки.
  • Сухой бассейн.
  • Цветные палочки для выкладывания графических заданий, букв.

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная интерактивная доска.
  • Видеомагнитофон / видеоплейер (по возможности).
  • Аудиоцентр / магнитофон.
  • Мультимедийный проектор (по возможности).
  • Экспозиционный экран (по возможности).
  • Компьютер (по возможности).
  • Сканер (по возможности).
  • Принтер лазерный (по возможности).

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
  • Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.

Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский с тумбою.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

                                       Список литературы для педагогов:

  1.  Агранович З.Е., «Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», СПб.: «Детство – пресс», 2004г.
  2. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н., «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму», М., «ГНОМ и Д» 2003г.
  3. Диченскова А.М., «Страна пальчиковых игр», Ростов-на-дону. «Феникс» 2008г.
  4. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под редакцией Вераксы Н.Е. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2010г.
  5. Подрезова И.А., «Школа умелого карандаша», М., «Гном» 2013г
  6. Поваляева М.А., «Профилактика и коррекция нарушений письменной

речи». Качество образования. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006г.

  1. Рузина М.С., Афонькина С.Ю., «Страна пальчиковых игр». СПб.: «Кристалл» 1998г.
  2. Синицина Е., «Умные пальчики», М., «Лист» 1998г.
  3. Смирнова Е.А., «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста», СПб.: «Детство – Пресс» 2013г.
  4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л., «Учим ребёнка говорить и читать». М., «ГНОМ и Д»,  2008г. (1. 2, 3 части).

Список литературы для детей:

  1. Астапова Ю.,  Пропись «Учимся писать цифры», М., 2010г.  
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., «Рисуем по клеточкам», (1, 2 часть).
  3. Нищева Н.В. «Мой букварь», СПб.: «Детство – Пресс». 2004г.
  4. Новикова Е.В. «Логопедическа азбука» (1, 2 часть). М., «ГНОМ и Д»,                       2007г.    
  5. Подрезова И.А., «Школа умелого карандаша»,  Рабочая тетрадь. М.,              «Гном» 2013г.

6.  Чистякова Н.А., «Я готовлюсь к письму». Тетрадь для детей 5 – 6 лет. «ТЦ сфера», 2012г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"

I.       Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных  технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...

Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Скоро в школу»

Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения. Программа дополнительного образования "Скоро в школу" составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От...

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке...

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет "Школа песка"

Программа дополнительного образования предназначена для занятий с детьми 3-4 лет и расчитана на один год обучения....

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»

Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»...

Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Школа чистой речи»

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...