Звук Т
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Звук Т

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t.docx276.67 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»

Наталья Ольшевская

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»

НОД Звуки «Т,Ть». Буква «Т»

Цель:

коррекционно – образовательные:

- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т»,

«Ть» и различать их;

- учить различать на слух и в произношении звуки «Т – К – Д»;

- закрепление терминов «согласный», «гласный» звук;

- формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды»;

коррекционно – развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их

чтение;

- развивать фонематический слуха;

коррекционно – воспитательная:

- расширять кругозор детей.

Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «Т», «Ть» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик», наборы для схем;

Ход: I. Организационный момент.

- Назови что это?

Берёза, тополь, ива – это деревья.

Платье, рубашка, кофта – это одежда.

Мяч, кукла, машина – это игрушки.

Кастрюля, тарелка, ложка – это посуда.

Василёк, роза, тюльпан – это цветы.

Стол, стул, шкаф – это мебель.

Ласточка, ворона, синица – это птицы.

Сом, корюшка, щука –это рыбы.

Весна, лето, осень – это времена года.

Самолёт, поезд, автобус – это транспорт.

Собака, корова, кошка – это домашние животные.

Помидор, огурец, лук – это овощи.

Земляника, голубика, смородина – это ягоды.

Подберёзовик, подосиновик, волнушка – грибы.

Апельсин, яблоко, персик – это фрукты.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1. Общее расслабление.

Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп.

Мы топаем ногами: топ- топ-топ.

Машем мы руками, киваем головой.

2. Развитие общей моторики.

Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,

/ руки на поясе.

Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой

/ коснуться носка левой ноги

и наоборот.

Раз, два, три, / Маршируют.

четыре, пять,

Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки

/ касаются носков.

3. Развитие мелкой моторики.

Как румян осенний сад! / Лёгкие хлопки по щекам

Всюду яблоки висят. / Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощёки, / Руки на поясе.

На ветвях своих высоких / Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят! / Соединить в круг

(«солнышко»)

4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,

поглаживание.

5. Мнемогимнастика

Мы умеем улыбаться!

Мы умеем удивляться!

Мы умеем огорчаться!

Мы умеем хмуриться!

Мы умеем улыбаться!

Повторяйте вместе со мной:

Доброе утро и солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

6.. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;

- для губ: «бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй»,

Беззвучная артикуляция звуков А, У;

- для языка: самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,

расслабление – тя – тя – тя.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. - Какие буквы учили?

- Назовите гласные, согласные.

- Придумайте слова со звуками «П», «Пь».

2. Знакомство со звуком «Т»

Логопед: - Как стучит молоток? (Тук – тук – тук.)

- Какой первый звук в этих словах? (Звук «Т».)

- С каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком «Т».

2. Артикуляция звука

При произношении звука «Т» язык находится за верхними

зубами и ударяются о бугорки.

Проговаривание звука хором и индивидуально.

Характеристика звука. Звук «Т» - согласный (не поётся, твёрдый, глухой

(тактильно – вибрационный контроль, обозначаем квадратом синего цвета.

Выставляются картинки: танк, туфли, топор, тыква, таблетки, кот, самокат, батон, утка и т. д.

Логопед выставляет картинки: телефон, тетрадь, телевизор, тигр, тюлень,

телёнок и т. д.

У звука «Т» есть «младший братец» звук «Ть».

Звук «Ть» - согласный, мягкий, глухой, обозначаем квадратом

зелёного цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

* Воспроизведение слоговых рядов:

та – то – ту – ты ти – тя – тё

ту – то – ты – та тё – тю – тя

ат – от – ут – ыт

ут – ит – ат – от

* Проговаривание чистоговорок:

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты – ты – ты – сметану съели всю коты.

То – то – то – стали мы играть в лото.

Ат – ат – ат – берём с собою автомат.

4. Дидактическая игра «Светофор»

Дайте сигнал когда услышите звук «Т» в словах:

Книга, танк, дом, таблетки, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква,

дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.

5. Связь звуков и буквы.

Звуки «Т», «Ть» живут в одном домике. Этот домик буква «Т».

В кассах дети находят и рассматривают букву.

Логопед проводит анализ и синтез слогов и составляю графические схемы АТ УТ ИТ ЭТ

6. Из скольких элементов состоит буква.

- Прорисовывают букву в воздухе, на столе.

- Печатают букву в тетрадях.

IV. Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел.

Низко над землёй нагнулся

- видно, ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать

Надо на носочки встать.

Крепче, Буратино, стой!

Вот он ключик золотой!

V. Игра «Какое слово я загадала»

Вы должны добавить звук «Т» и проговорить слово.

…арелка (тарелка) …алон (талон)

…апочки (тапочки) …учи (тучи)

…анец (танец). опор (топор)

…арокан (тарокан) …ыква (тыква)

…ополь (тополь) …аблетка (таблетка)

VI. Пересказ рассказа «Тома и Толя».

- Это Тома.

- Это Толя.

- У Томы кукла Ната.

- У Толи – танк.

- Тома купает Нату.

- Толя катает танк.

Вопросы: - Как зовут девочку?

- Как зовут мальчика?

- Что у Томы?

- Что у Толи?

- Что делает Тома?

- Что катает Толя?

VII. Итог. С какими звуками познакомились?

Дайте характеристику этим звукам.

Упражнение по развитию лексико – грамматической стороны речи.

Игра «Собери ягоды»

«Я собрал в лесу много ягод черники».

«Я собрала в саду много ягод крыжовника». И т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...