Формирование представлений о геометрических фигурах у детей с ОВЗ в рамках логопедической работы
консультация по логопедии (старшая группа)

Оробец (Лихачёва) Валентина Александровна

Одним из важнейших направлений в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является формирование и совершенствование математических способностей. Ребёнок должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой, ориентироваться в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru  

Доклад

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей с ОВЗ в рамках логопедической работы

Подготовила:

учитель - логопед

Оробец В. А.

Мичуринск - Наукоград 2023

Одним из важнейших направлений в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является формирование и совершенствование математических способностей. Ребёнок должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой, ориентироваться в пространстве.

Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Для образования элементарных знаний о геометрических фигурах необходимо наличие точных и системных представлений о предметах окружающего мира. Должна развиваться способность к восприятию их формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры и окружающие предметы.

В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта:

  • формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе
  • формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

Исследования психолога С.Н.Шабалина показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно.

Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы, имеющие цилиндрическую форму, то в его восприятие включается знание геометрических форм.

У дошкольника происходит обратное явление.

Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка, как некоторый предмет:  квадрат – это платочек, кармашек; треугольник – крыша, круг – колесо, мячик, два круга рядом – очки, несколько кругов рядом – бусы и т.п.

Контур предмета есть то общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур.

Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур.

Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

У дошкольников с ОВЗ формирование геометрических представлений происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями.

Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:

  • страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений);
  • отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности);
  • восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью;
  • страдают зрительное и слуховое внимание;
  • недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

У детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий психических процессов этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Этапы формирования восприятия формы геометрических фигур

1.Обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий.

2.Нахождение идентичного предмета по форме. Каждая фигура познается в сравнении с другой.

3.Соотнесение и выкладывание фигур в эталонных формах (использование приема наложения).

4.Выбор геометрической формы по словесной инструкции (объединение зрительной формы со словом, использование тактильного восприятия).

5.Обозначение формы предмета словом.

6.Обобщение одноцветных и разноцветных геометрических фигур в соответствии с образцом (дидактическая игра «Разложи по форме»).

7.Классификация одноцветных геометрических фигур.

8.Нахождение в предметах геометрических фигур (окно - прямоугольник, крыша – треугольник и т. д. ).

9.Составление узоров из геометрических фигур («коврик», «ракета», и т. д.).

Коррекционно – образовательные задачи в рамках логопедической работы:

1.Закреплять представления  ребенка  о геометрических фигурах.

2.Упражнять ребенка  в определении геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного восприятия.

3. Продолжать развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному из признаков.

4.Учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

5. Отрабатывать навыки связной, диалогической речи.

6.Способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, зрительной памяти,  внимания, творческого воображения, фантазии.

7. Развивать мелкую  моторику!

Дидактические игры, способствующие формированию представлений о геометрических фигурах.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т. д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

Дидактическая игра «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

Дидактическая игра «Только одно свойство»

У играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Дидактическая игра «Найди и назови»

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например, большой круг, маленький синий квадрат и т. д.

 Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Игра позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

Дидактическая игра «Найди такой же»

Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Ведущий  показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Дидактическая игра «Кто больше увидит?»

На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур. Что бы дети не повторяли ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.

Дидактическая игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Ведущий предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т. д.

Дидактическая игра «Найди лишнее» (игра для развития мыслительной деятельности, связной речи): Ведущий  выкладывает на парте ряд из трех-четырех фигур, добавляя одну лишнюю. Сначала фигура является лишней по форме (напр., 3 круга и 1 квадрат), а затем по цвету (напр., 3 желтых круга и 1 синий). Ребенок должен не только указать на лишнюю фигуру, но и развернуто объяснить свой выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей в дошкольном образовании. предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по данной теме....

опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...

Игровые технологии как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста

Федеральные государственные образовательные стандарты, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию старших дошк...