Конспкт фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ацапина Галина Яковлевна

Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «весна»

Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Учить подбирать родственные слова к слову «весна».Упражнять в подборе признаков к заданному слову, употреблении предложно-падежных конструкций.. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, заклинками, загадками). Развивать логическое мышление и слуховое внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать артикуляционную и общую моторику, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Учитель-логопед Ацапина Г.Я.

Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «весна»

Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Учить подбирать родственные слова к слову «весна».Упражнять в подборе признаков к заданному слову, употреблении предложно-падежных конструкций.. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, заклинками, загадками). Развивать логическое мышление и слуховое внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать артикуляционную и общую моторику, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

Дети обнаруживают странный конверт. Логопед читает письмо.

Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдоль тропинка зовет

- Ребята, вы хотите отправиться в лес?

 Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (

дети - «Да!»)

2.Основная часть.

Дыхательная гимнастика

Чтобы попасть в волшебный лес, надо наполниться волшебной силой.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом -

Мы подуем высоко, поднимают руки вверх, встают на носки, дуют.

Мы подуем низко, вытягивают руки перед собой, приседают и дуют.

Мы подуем далеко, держат руки перед собой, наклоняются вперед, дуют.

Мы подуем близко. Кладут руки на грудь и дуют на них.

Наполнились волшебной силой? А вот и тропинка.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки дружно встали

 И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем

Как хорошо в весеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться! Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое! пальцами  обеих рук поочередно соединяют «колечко»

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю – машут руками над головой

Всех вас я приветствую! поднимают руки в замке над головой 

Дети садятся.

Артикуляционная гимнастика:

- Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

 Много интересного в лесу.

 «После зимней спячки». Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.

 «Кораблики плывут по ручейкам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться и и.п.

 «Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык

«Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Мы в лесу не одни. Кто-то еще сюда пришел.Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.(Показ картинки- Весна)

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне.

- Какое время года изображено на картинках?

Дети: - Весна!

- Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

- Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку?

(Солнце)

Игра «Подбери слова»

А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков. За каждое красивое слово мы будем прикреплять к солнышку лучик.

Дети добавляют луча-прищепки к заготовке из картона.

О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)  Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

«Слова-родственники»

Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы!

Вот сколько хороших        и        красивых        слов мы вспомнили.

«Приметы весны»

Давайте поищем в лесу приметы весны.

Звучит звукозапись «голоса птиц».

- Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? Каких весенних певцов вы знаете еще?

На шесте - дворец,

Во дворе - певец,

А зовут его        (Скворец)

-        Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник - люди или птицы?

Игра «Где сидит скворец?» ( употребление предлогов)

Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она  солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») Значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)

В лесу, где березы столпились гурьбой

Подснежника глянул цветок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна

Скажите, ведь правда, что это весна?

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Весна» ( аудиозапись)

Развитие слухового внимания

А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы - надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали

Игра «Доскажи словечко»

Ребята, весна- прекрасное время года.Многие поэты сочиняли красивые стихи о весне. Давайте мы тоже станем поэтами и сочиним весеннее стихотворение.

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки.

На снегу.. .(проталинки)

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке,с крыши нашей

Утром свесилась...(сосулька)

Снег в лесу,сугробов много,

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ...(капель).

На реке и треск , и гром,

Это значит ледолом.

На реке лед идет,

Это значит... .(ледоход).

Звонко тенькает синица

 Возле нашего окна.

Скоро в дверь к нам постучится

 Настоящая.. .(весна)

Работа в прописи.

3.Итог занятия.

Наша прогулка подошла к концу. Пора возвращаться в детский сад. . Что вам больше всего понравилось на весенней прогулке? На прощание давайте еще раз полюбуемся красотой весенней природы.

Видео «Весна» На память о нашей прогулке я каждому хочу подарить маленькое солнышко. Пусть оно вас радует и согревает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...