Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко» на тему «Весна. Признаки весны»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Весна. Признаки весны».
Коррекционно-образовательные задачи:
-расширение словарного запаса по данной лексической теме;
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и согласование их с глаголами;
- согласование числительных с существительными;
- согласование существительных с прилагательными;
- развитие словесно-логического мышления;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие фонематического восприятия;
- развитие чувства ритма.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать навыки и умения звукового анализа и синтеза.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 53
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР «Солнышко»
на тему «Весна. Признаки весны»
Составила:
учитель-логопед Аджиашвили Я.И.
Санкт-Петербург
2025 г.
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Весна. Признаки весны».
Коррекционно-образовательные задачи:
-расширение словарного запаса по данной лексической теме;
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и согласование их с глаголами;
- согласование числительных с существительными;
- согласование существительных с прилагательными;
- развитие словесно-логического мышления;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие фонематического восприятия;
- развитие чувства ритма.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать навыки и умения звукового анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Игра «Добавлялки».
- Подскажи недостающее слово:
Всё очнулось ото сна,
Всё цветёт- пришла …
(весна).
Вот цветы лежат на парте-
Дарим их девчонкам в ….(марте).
Будит утром нас капель-
В гости к нам пришёл ….
(апрель).
Куртки тёплые снимай-
На дворе ведь месяц …. (май).
2.Объяснение нового материала.
- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?
- После какого времени года наступает весна?
- Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?
1)Упражнение «К нам пришла весна».
Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные
признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:
- Что такое весна?(время года)
- Как начинает пригревать солнце?
- Что от этого происходит?
- Что происходит, когда тает много снега?
- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?
- Что появляется на земле, где растаял снег?
- Что вырастает на проталинах?
- Что набухает на ветках?
- Что происходит со льдом на реках?
- Кто просыпается после зимы?
- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?
- Что надевают люди?
2)Игра «Хлопни в ладоши».
- Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:
Пригревает листопад тает вьюга
Журчит теплое ярче холодно
Набухают прилетают застыл проталины
Ледоход метель солнышко сосулька
3) Игра «Скажи правильно».
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или синички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лёд или ледоход?
3.Физминутка.
На-на-на - к нам идёт весна. | На слоги делать хлопки, на слова шагать |
Ло-ло-ло- на улице тепло. | На слоги-хлопки, на слова руки вверх |
Ну-ну-ну –встречаем мы весну. | На слоги-хлопки, на слова руки вперёд |
Ны-ны-ны- долго не было весны. | На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе |
Да-да-да, хороша весна | Шагать на слоги и на слова |
4. Дидактическое упражнение «Назови ласково».
Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-
ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки):
солнце- птица- день-
цветок- проталина сосулька-
- Объяснить значение слова ПРОТАЛИНА.
5.Согласование слов с прилагательным «весенний» в роде и числе со словами из задания №4.
Весенний…. Весенняя…. Весеннее….
- О чем еще можно так сказать?
5. Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»
Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую
картину:
Пригревает…. (солнышко), появляются ….(проталинки),распускаются…, распускаются…, прилетают….., капают…. .
6. Посчитай «1-5»
Сосулька, проталина.
7. Работа над рассказом.
Составить рассказ «Весна» с помощью логопеда по картинно-графическому плану.
Весна.
Солнце пригревает. Становится тепло. Тает снег. Появляются проталины. На проталинах вырастает зелёная травка. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.
8.Отгадай загадку и раскрась отгадку (работа в тетради с перекрещивающимся изображением):
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
9.Итог занятия.
Игра «Чего не бывает весной?»
-Весной не бывает листопада, снегопада, вьюги, мороза, …
Игра «Четвёртый лишний»
мороз, снегопад, проталина, вьюга
прилетают, сосульки, листопад, ледоход.
10. Рефлексия.
Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Что больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовильной к школе группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Наша страна".
Данный конспект содержит игровые упражнения для расширения и уточнения словаря по данной теме, для развития навыков словообразования и словоизменения, а также для воспитания патриотических чувств и лю...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме Посуда
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме Посуда...
Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Первичное рассматривание.
Предлагаю конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения). Тема: «Рассматривание кар...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Зима»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Зима»...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Обувь»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Обувь»...
Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины: «Весна»» Первичное рассматривание.
Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы Тема: «Рассматривание картины: «Весна»» Первичное рассматривание....
