Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Семья».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Семья».

3. Графический материал по лексической теме «Семья».

4. Домашнее задание по лексической теме «Семья».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Семья. Члены семьи»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Семья. Члены семьи».

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Семья. Члены семьи»;
  • уточнить и расширить представления о семье;
  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными;
  • развивать навык подбора глаголов к существительным во множественном числе.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Посмотрите на доску и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня на занятии будем говорить.

Ребус «7 + Я».

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит, восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит, Во! – семья. (М. Шварц)

Сегодня мы будем говорить о семье.

Ребята, ответьте мне на вопрос: «Кто ты в семье?» (для мамы, папы – сын (дочь), для дедушки, бабушки – внук (внучка), в семье ты кто? – ребенок).

  1. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для щёк и губ

Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.

Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.

Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».

Упражнения для языка

Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).

Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык – «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами – «пирожок с брусникой».

Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя»

2. Упражнение «Поговорки»

«При солнышке тепло, при матери добро»

«В гостях хорошо, а дома лучше»

Как вы понимаете смысл этих поговорок?

3. Пальчиковая гимнастика

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», сопровождающееся движениями.

Сейчас я расскажу вам рассказ, а вы будете помогать мне жестами.

В одной семье было десять детей.

Поочередно загибаем пальцы левой и правой руки.

Родители их очень любили и радовались, глядя на них.

Гладим (пощелкиваем) большим пальцем поочередно остальные пальцы со стороны ногтей.

В скором времени они выросли и стали взрослыми. Родители говорили им жить в мире и дружбе.

Поочередно прижимаем одноименные пальцы левой и правой рук друг к другу

Но дети не слушались и ссорились между собой.

Стучим одноименными пальцами левой и правой руки, попеременно чередуя движения сверху вниз и наоборот.

Однажды позвал отец детей, отдал им веник и велел сломать.

Повернутыми к себе ладонями делаем манящие движения.

Долго старались дети сломать веник, но напрасно, ни один из детей не смог сломать его.

Складываем пальцы левой и правой рук в замок и тянем в противоположные стороны.

Тогда отец развязал веник и велел детям ломать по одному пруту. Дети с легкостью переломали целый веник.

Пальцы левой и правой руки, соединенные колечками, проводим друг сквозь друга. (Как будто разрываем цепочку).

Тогда отец сказал:

 Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет.

Пожимаем обхватывающими движениями, ладони левой и правой руки. Руки сжимаем в «замок».

А если вы будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут.

Совершаем пальцами царапающие движения

Показываем расслабленные руки ладонями вверх.

Жить в мире и согласии всегда хорошо. Не забывайте!

Поднимаем вверх большие пальцы левой и правой руки, остальные пальцы сжаты в кулак.

- Ребята, понравился вам рассказ? Чему он может вас научить? (Жить дружно, не ссориться)

- Правильно. Этот рассказ очень поучительный. А теперь скажите, что говорили родителя своим детям? (Жить в согласии)

- Что значит «жить в согласии»? (Дружно, помогать друг другу)

- Слушались они родителей? (Нет, не слушались)

- Как отец смог убедить детей в правильности своих слов? Как? (Он дал им веник и сказал сломать)

- Смогли сыновья сломать веник? (Нет, не смогли)

- Как вы думаете, почему? (Веник крепкий, в нем много прутиков)

 - Давайте и мы попробуем убедиться в этом.  (Воспитатель дает детям веник. Они пытаются его сломать, передают друг-другу, затем воспитатель развязывает веник и предлагает переломать по одному пруту)

- Ребята, как легче сломать веник. Когда все прутья в одной связке, или по одиночке?

- А сыновья сумели все-таки сломать веник? Как? (По одному прутику)

- Как вы понимаете слова отца: «Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой обидеть сможет» (Ответы детей)

- Что значит слово «Одолеть»? (победить, побороть)

4. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

1) Рассматривание сюжетной картины. Ребята, посмотрите на картину.  Называется она «Семья». Давайте составим красивый и длинный рассказ по этой картине.

2) Где происходит действие и описание окружающей обстановки? Что делают люди? Какое настроение у людей и как они относятся друг к другу?

5. Игра «Составь слово»

У мамы светлые волосы, значит она светловолосая. Составь сложные слова из словосочетаний: голубые глаза, серые глаза, карие глаза, темные волосы, рыжие волосы, светлая кожа, темная кожа.

6. Штриховка «Дом»

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 97-101


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Семья. Члены семьи»

Цель: развитие связной речи, закрепление представлений о семье и членах семьи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность рассказа по сюжетной картине;
  • Учить отвечать полным ответом;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление рассказа по сюжетной картине);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать любовь к семье и бережное отношение к ней;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто трудился не от скуки?

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Воскресенье — вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины. (Блинчик)

Папа к чаю чашки моет. (Чашечка)

Вытираем их вдвоем, (Часики)

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем. (Улыбка-трубочка)

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов, (Окошко)

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

2. Составление рассказа по сюжетной картине.

3. Физкультминутка

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

4. Игра «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

5. Игра «Чья? Чей? Чье?»

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 423-446.


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\1671747419_kartinkin-net-p-kartinki-po-teme-semya-dlya-doshkolnikov-p-13.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\02.jpg

C:\Users\User\Desktop\02.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

СЕМЬЯ

1. Кто ты в семье? Поговорите с ребенком о том, кем он приходится своим родственникам.

Для мамы, папы – сын, дочь.

Для других сыновей и дочерей – брат, сестра.

Для дедушки, бабушки – внук, внучка.

Для тети, дяди – племянник, племянница.

2. Игра «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? (дочь)

Кто мальчик для мамы?

Кто мальчик для девочки?

Кто девочка для дедушки? C:\Users\Дарья\Desktop\i.png

Кто мальчик для бабушки?

Кто мама для папы?

Кто мама для бабушки?

Кто папа для мамы?

Кто папа для бабушки?

3. Игра «Составь слово»

У мамы светлые волосы – она… светловолосая.

У папы темные волосы – он…

У мамы рыжие волосы – она…

У папы черные волосы – он…

У брата голубые глаза – он…

У сестры зеленые глаза – она…

У бабушки карие глаза – она…

У дедушки серые глаза – он…

У сестры светлая кожа – она…

4. Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей?

У мамы есть шарф. Шарф чей?

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья?

Папа надел пальто. Пальто чьё?

У бабушки есть туфли. Туфли чьи?

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи?

Мама надела сапоги. Сапоги чьи?

Домашнее задание

СЕМЬЯ

1. Кто ты в семье? Поговорите с ребенком о том, кем он приходится своим родственникам.

Для мамы, папы – сын, дочь.

Для других сыновей и дочерей – брат, сестра.

Для дедушки, бабушки – внук, внучка.

Для тети, дяди – племянник, племянница.

2. Игра «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? (дочь)

Кто мальчик для мамы?

Кто мальчик для девочки?

Кто мама для папы? C:\Users\Дарья\Desktop\i.png

Кто девочка для дедушки?

Кто мальчик для бабушки?

Кто мама для бабушки?

Кто папа для мамы?

Кто папа для бабушки?

3. Игра «Составь слово»

У мамы светлые волосы – она… светловолосая.

У папы темные волосы – он…

У мамы рыжие волосы – она…

У папы черные волосы – он…

У брата голубые глаза – он…

У сестры зеленые глаза – она…

У бабушки карие глаза – она…

У дедушки серые глаза – он…

У сестры светлая кожа – она…

4. Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей?

У мамы есть шарф. Шарф чей?

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья?

Папа надел пальто. Пальто чьё?

У бабушки есть туфли. Туфли чьи?

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи?

Мама надела сапоги. Сапоги чьи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Рыбы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Транспорт». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Профессии». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...