Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Инструменты».

3. Графический материал по лексической теме «Инструменты».

4. Домашнее задание по лексической теме «Инструменты».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Инструменты»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты»

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты».
  • уточнить и расширить представления о названиях орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны;
  • усвоить понятия «орудие труда», «рабочий инструмент».
  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • развивать умение образовывать глаголы-действия.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе… (Лопатой)

Я дощечки распилил

И скворечник смастерил.

Очень сильно помогла.

По хозяйству мне… (Пила)

Не поможет глазомер,

Нужен точный мне размер.

Где надо, ставлю метки

С помощью… (Рулетки)

Гвозди им я забиваю,

Очень точно попадаю.

Дом для птиц построить смог,

А помог мне… (Молоток)

Нужно дров нам напилить,

Напилить и нарубить.

Вышли с братом мы во двор:

Мне – пилу, ему… (Топор)

У железной тучки есть и нос, и ручка.                                                                          

Эта тучка по порядку полила водой все грядки.

У железной тучки есть и нос, и ручка.                                                                          

Эта тучка по порядку полила водой все грядки.

У железной тучки есть и нос, и ручка.                                                                          

Эта тучка по порядку полила водой все грядки.

У железной тучки есть и нос, и ручка.                                                                          

Эта тучка по порядку полила водой все грядки.

У железной тучки

Есть и нос, и ручка.

Эта тучка по порядку

Полила водой все грядки. (Лейка)

  1. Основная часть.

1. Массаж биологически активных точек лица

Молоток стучит: тук-тук,

Он не вырвется из рук. (постучать пальцами по лбу)

Я держу за ручку крепко,

Гвозди забиваю метко. (постучать пальцами по щекам)

Гвоздь колючий вылез косо,

И стоит в доске кривой. (помять нос)

Гвоздодер легко и просто

Уберет его долой. (пощипать щеки)

2. Артикуляционная гимнастика

Пила распилит все подряд:

Деревья, доски, бревна…

У ней зубов железный ряд —

Блестящих, острых, ровных.

«Улыбка» «Трубочка»

Мы в песочницу идем,

С собой лопаточку берем.

Мы копаем и скребем,

Клад, наверное, найдем!

«Лопатка»

Сшить штанишки, платье сшить,

Помогу вам, так и быть…

Без меня не будет толку,

Потому что я иголка.

«Иголочка»

Бежит рубанок по доске,

Как будто лодка по реке.

Стружки срезал на раз-два

Стала гладкою доска!

«Часики»

Лестница в запасе есть,

Преимуществ в ней не счесть.

Очень быстро и легко

Поднимусь я высоко.

«Качели»

Малярная кисть                       Заляпала краской

Потолки побелила,                  Случайно окошки

Покрасила в доме                    И хвостик у чёрной

Все рамы, перила,                   Пушистенькой кошки.

«Маляр»

3. Игра «Верно-неверно»

Ребята, вы знаете, из чего сделаны наши инструменты? Правильно, из металла! А почему их делают из металла? (ответы детей) Чтобы инструменты были прочными! Что было бы, если бы молоток был стеклянным (он бы разбился), пила из дерева (ею невозможно было бы пилить), отвертка из пластилина (она бы не смогла откручивать), клещи из картона (ими ничего нельзя было бы ухватить)?

А я вас сейчас проверю. Поиграем в игру «Верно-неверно»?

Пилой режут хлеб. Верно?

Плоскогубцами выдергивают зубы. Верно?

Топором рубят дрова. Верно?

Гаечным ключом открывают замки. Верно?

Гвозди забивают в стену. Верно?

Молотком стучат в дверь, когда приходят в гости. Верно?

Граблями собирают листья. Верно?

Лопатой метут дорожки. Верно?

Иголкой шьют одежду. Верно?

Из лейки пьют чай. Верно?

4. Физкультминутка

Стул сломали мы вчера, (пальцы одной руки приставить к локтю другой руки)

Мы ребята-мастера. (указать на себя)

Молотком тук-тук стучали,

Гвозди долго забивали. (постучать кулаком об кулак)

Получилось как-то криво,

Отпилили мы красиво. (имитировать движения)

Зачищали шкуркой долго, (тереть ладонь о ладонь)

Покрывали лаком стойким. (имитировать движения)

Верх узором украшали, (вращать кулачками)

Папу посмотреть позвали. (сделать «очки» из пальцев)

5. Упражнение «Назови ласково»

Молоток – молоточек, пила – пилочка, топор – топорик, гвоздь – гвоздик, болт – болтик, винт – винтик, грабли – грабельки, лопата – лопатка, лейка – леечка, метла – метелка, игла – иголка, кисть – кисточка.

6. Игра «Кому что нужно?»

Люди разных профессий используют в своей работе инструменты. Назовите, какие инструменты нужны в каждой профессии (по картинкам):

Столяр (Молоток, пила, рубанок, рулетка, гвозди, напильник);

Садовник (Лейка, лопата, секатор, тачка, метла, тяпка, грабли);

Швея (Нитки, иголки, наперсток, ножницы, швейная машинка, сантиметр, булавки, пуговицы, манекен);

Маляр (Краски, кисточки, валик, шпатель);

Мастер (Гаечный ключ, разводной ключ, гайки, болты, отвертка, молоток);

Строитель (Лестница, шпатель, мастерок, каска);

Автомеханик (Отвертка, гаечный ключ, плоскогубцы (пассатижи), масло);

Уборщица (Швабра, тряпка, ведро, веник, совок, мешок под мусор);

Парикмахер (Ножницы, фен, расческа, зеркало).

7. Игра «Что делать?»

Пилой – пилить, топором – рубить, молотком – забивать, рубанком – строгать, метлой – мести, лопатой – копать, граблями – рыхлить, лейкой – поливать, рулеткой – мерить, кистью – красить, отверткой – закручивать, ножницами – резать.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 342-358.


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Инструменты»

Цель: закрепление представлений о рабочих инструментах.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
  • Учить отвечать полным ответом;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

С инструментом я дружу,

Про него вам расскажу.

И для дома, и для дачи

Пригодится инструмент.

Он в хозяйстве много значит —

Каждый скажет вам в ответ.

Через ручеек мосток

Сбил из досок … молоток.

Чтоб поставить нам забор,

Срубит дерево … топор.

Распилила пополам

Доску острая … пила.

Мы закрутим винтик ровно,

А поможет нам … отвертка.

Инструментов много есть,

Нам их все не перечесть!

Давайте поиграем в «4-й лишний». Что лишнее?

Молоток, пила, иголка, рубанок.

Грабли, секатор, метла, гвоздодер.

Ведро, топор, краски, кисточки.

Швабра, тряпка, веник, гаечный ключ.

II. Основная часть. 1. Массаж активных точек лица.

Молоток стучит: тук-тук,

Он не вырвется из рук. (постучать пальцами по лбу)

Я держу за ручку крепко,

Гвозди забиваю метко. (постучать пальцами по щекам)

Гвоздь колючий вылез косо,

И стоит в доске кривой. (помять нос)

Гвоздодер легко и просто

Уберет его долой. (пощипать щеки)

2. Артикуляционная гимнастика

Пила распилит все подряд:

Деревья, доски, бревна…

У ней зубов железный ряд —

Блестящих, острых, ровных.

«Улыбка» «Трубочка»

Мы в песочницу идем,

С собой лопаточку берем.

Мы копаем и скребем,

Клад, наверное, найдем!

«Лопатка»

Сшить штанишки, платье сшить,

Помогу вам, так и быть…

Без меня не будет толку,

Потому что я иголка.

«Иголочка»

Бежит рубанок по доске,

Как будто лодка по реке.

Стружки срезал на раз-два

Стала гладкою доска!

«Часики»

Лестница в запасе есть,

Преимуществ в ней не счесть.

Очень быстро и легко

Поднимусь я высоко.

«Качели»

Малярная кисть                       Заляпала краской

Потолки побелила,                  Случайно окошки

Покрасила в доме                    И хвостик у чёрной

Все рамы, перила,                   Пушистенькой кошки.

«Маляр»

3. Описание инструментов по схеме.

Что это? Вид инструмента. Цвет, материал. Как используется инструмент? Для каких профессий он полезен?

4. Физкультминутка

Стул сломали мы вчера, (пальцы одной руки приставить к локтю другой руки)

Мы ребята-мастера. (указать на себя)

Молотком тук-тук стучали,

Гвозди долго забивали. (постучать кулаком об кулак)

Получилось как-то криво,

Отпилили мы красиво. (имитировать движения)

Зачищали шкуркой долго, (тереть ладонь о ладонь)

Покрывали лаком стойким. (имитировать движения)

Верх узором украшали, (вращать кулачками)

Папу посмотреть позвали. (сделать «очки» из пальцев)

5. Упражнение «Скажи наоборот»

Топор острый, а молоток… тупой.

Пила широкая, а напильник… узкий.

Метла длинная, а веник… короткий.

Грабли жесткие, а кисточка… мягкая.

Линейка короткая, а рулетка… длинная.

Совок маленький, а лопата… большая.

Мастерок узкий, а шпатель… широкий.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Какую сказку мы с вами пересказали? Что вы узнали о щуке? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 342-358.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ИНСТРУМЕНТЫ

1. Упражнение «Скажи наоборот»

Топор острый, а молоток…

Пила широкая, а напильник…

Метла длинная, а веник…

Грабли жесткие, а кисточка…

Линейка короткая, а рулетка…

Совок маленький, а лопата…

Мастерок узкий, а шпатель…

2. Упражнение «Назови ласково»

Молоток – молоточек, пила – …, топор – …, гвоздь – …, болт – …, винт – …, грабли – …, лопата – …, лейка – …, метла – …, игла – …, кисть – …

3. Упражнение «Что делать?»

Пилой – пилить, топором – …, молотком – …, метлой – …, лопатой – …, граблями – …, лейкой – …, рулеткой – …, кистью – …, отверткой – …

4. Раскрась и назови инструменты. В каких профессиях нужны эти инструменты?

C:\Users\User\Desktop\kartinka-instrumenty-unnamed_1_27.jpg

Домашнее задание

ИНСТРУМЕНТЫ

1. Упражнение «Скажи наоборот»

Топор острый, а молоток…

Пила широкая, а напильник…

Метла длинная, а веник…

Грабли жесткие, а кисточка…

Линейка короткая, а рулетка…

Совок маленький, а лопата…

Мастерок узкий, а шпатель…

2. Упражнение «Назови ласково»

Молоток – молоточек, пила – …, топор – …, гвоздь – …, болт – …, винт – …, грабли – …, лопата – …, лейка – …, метла – …, игла – …, кисть – …

3. Упражнение «Что делать?»

Пилой – пилить, топором – …, молотком – …, метлой – …, лопатой – …, граблями – …, лейкой – …, рулеткой – …, кистью – …, отверткой – …

4. Раскрась и назови инструменты. В каких профессиях нужны эти инструменты?

C:\Users\User\Desktop\kartinka-instrumenty-unnamed_1_27.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Рыбы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Транспорт». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Профессии». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...