Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Посуда».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Посуда».

3. Графический материал по лексической теме «Посуда».

4. Домашнее задание по лексической теме «Посуда».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Посуда»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Посуда».

Коррекционно-образовательные:

  • уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Посуда».
  • уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана;
  • продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
  • закреплять употребление предлогов: в, на, за, из, под.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. К. Нефедова «Для чего нужна посуда».

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами.

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут!

  • Ребята, как вы думаете, зачем человеку нужна посуда? (Чтобы готовить в ней еду, чтобы из нее есть и пить).
  • Какие предметы посуды вы знаете? (Дети отвечают на вопрос логопеда).                                                                                                                
  • Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (ложка, вилка, нож).
  • В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода и т. д.).
  • Как называется эта посуда? (Кухонная).
  • Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница).
  • Как называется эта посуда? (Чайная).
  • А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая).
  • Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка).

II. Основная часть:

1. Массаж биологически активных точек

Чтобы не зевать от скуки,

Хорошо потерли руки,

А потом ладошкой в лоб –

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щечки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

Мы пожмем ее на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там,

И немного по бокам.

2. Артикуляционная гимнастика

На лесной опушке в маленькой избушке живет Енот-полоскун. Енот – хороший хозяин и чистюля. Он всегда убирает за собой посуду и моет ее сам. Первым делом Енот моет большую кастрюлю, в которой он варит себе обед.

«Окошко»

После Енот начищает до блеска чайник с длинным носиком.

«Трубочка»

Затем он моет зубастые вилки и большие ложки.

«Заборчик», «Лопатка»

У Енота есть много любимых чашек, и он с большим удовольствием купает их в мягкой мыльной пене.

«Чашечка»

Острые ножики Енот моет осторожно и тщательно.

«Иголочка»

Мокрую посуду Енот вытирает вафельным полотенцем,

Протаскивать язык через зубы

а затем расставляет по полочкам: чашки вверх, а тарелки вниз.

«Качели»

Ложки Енот убирает в правый ящик буфета, а вилки – в левый.

«Часики»

Вот так чистюля Енот ухаживает за своей посудой.

Большой палец вверх

3. Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (рисуем руками круг)

Только стукни — разобьются. (потрясти руками)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке (потянуться, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос — (округлить руки перед собой)

Он посуду нам принес. (похлопать в ладоши)

4. «Назови посуду»

Посуда для сахара … сахарница                для конфет … конфетница                для хлеба … хлебница.

Посуда для супа … супница                для салата … салатница                для салфеток … салфетница.

Посуда для перца … перечница                 для соли … солонка                        для масла …маслёнка.

Посуда для кофе … кофейник                для чая … чайник.                        

5. Игра «Наоборот»

Новая кастрюля — старая кастрюля

Полная сахарница — пустая сахарница

Чистая ложка — грязная ложка

Горячая сковорода — холодная сковорода

Мокрая чашка — сухая чашка

Прочная салатница — хрупкая салатница

Мелкая тарелка — глубокая тарелка

Светлый чайник — темный чайник

6. Игра «Объясни слово»

мясорубка … мясо рубит                                кофемолка … кофе мелет

самовар … сам варит                                овощерезка … овощи режет

соковыжималка … сок выжимает                        хлебопечка … хлеб печёт

пароварка … паром варит                                чеснокодавка … чеснок давит

7. Игра «Из чего?»

стакан из стекла … стеклянный                        блюдо из хрусталя … хрустальное

кружка из фарфора … фарфоровая                сито из алюминия … алюминиевое

миска из глины … глиняная                        сковорода из чугуна … чугунная

кувшин из керамики … керамический                 ложка из дерева … деревянная

нож из металла … металлический                        вилка из серебра … серебряная

поднос из пластмассы … пластмассовый                тёрка из железа … железная                        

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую посуду мы вспомнили? Ребята, какую посуду мы называем кухонной? А какую посуду мы называем столовой? Что мы отнесем к чайной посуде? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 244-264
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 34-44



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Посуда»

Цель: закрепление представлений о посуде, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить описательному рассказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Загадки

Салаты, кашу и пирог,

Супы и с сыром гренки

Чтобы все это съесть ты смог

Скорей неси… (Тарелки)

Салат, макароны, котлеты, картошку

Их можно, конечно, покушать и ложкой,

Но мною удобней — у меня есть зубчики

Правда, невозможно мною кушать супчики. (Вилка)

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (Ложка)

Помогает нам готовить

Утром кофе или чай.

Ты узнал тот кипятильник?

Ну-ка быстро отвечай! (Чайник)


В этой кухонной посуде

Суп и кашу варят люди.

Ну, а мама для сынули

Варит щи в большой… (Кастрюле)

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё… (Сковорода)

Он и острый, и опасный,

Но на кухне нужен он –

Им легко намажешь масло,

Сыр нарежешь и батон. (Нож)

II. Основная часть:

1. Массаж биологически активных точек

Чтобы не зевать от скуки,

Хорошо потерли руки,

А потом ладошкой в лоб –

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щечки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

Мы пожмем ее на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там,

И немного по бокам.

2. Артикуляционная гимнастика

Предметы посуды стали спорить, кто же главный на кухне. Первой взбунтовалась большая кастрюля: «Без меня никто ничего не сварит: ни каши, ни супа, ни овощей! Я главная!»

«Окошко»

А острые ножики ей в ответ: «А без нас ничего не нарежут и в кастрюлю не положат! Мы главные!»

«Заборчик»

Проснулась от их криков столовая ложка и говорит: «Что здесь думать? Без меня невозможно будет есть за столом, сквозь вилку весь суп выльется. Я главная!»

«Лопаточка»

Возмутилась вилка и как давай кричать: «Ах так! А без меня вы и макароны поесть не сможете, и мясные котлеты нарезать ножом в тарелке ровно не сумеете! Я их своими зубчиками придерживаю»»

«Иголочка»

Зазвенели чашки на полке: «Без нас ни чаю, ни кофе не попьешь, а какой может быть завтрак, обед или ужин без чая и кофе? Мы главные!»

«Чашечка»

Вдруг пузатый чайник как засвистит, да так громко, что вся посуда разом утихла. Говорит чайник: «Послушайте друг друга! Без кастрюли не сваришь обед, без ложек, вилок и ножей его не съешь, а без чашек не утолишь жажды. Все важны на кухне, все здесь главные!». И гордо поднял свой носик.

«Хомяк», «Трубочка»

Послушали чайник все столовые, кухонные и чайные приборы и успокоились, улыбнулись друг другу.

«Улыбка»

3. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,                        Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.

Мы посуду перемыли:                        Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.                Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли,                        Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,                Снова загибаем пальчики.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.                Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

4. Описательный рассказ «Расскажи-ка» о посуде по схеме

Логопед раздает детям картинки с изображениями посуды. Ребенок описывает: что это, вид посуды (кухонная, столовая, чайная), цвет, размер, материал, детали, применение.

5. Игра «Скажи ласково»

Тарелка – тарелочка

Ложка – ложечка

Вилка – вилочка

Чашка – чашечка

Кружка – кружечка

Кастрюля – кастрюлька

Сковорода – сковородка

Поварешка – поварешечка

Лопатка – лопаточка

Чайник – чайничек

Кофейник – кофейничек

Нож – ножик

Стакан – стаканчик

Блюдо – блюдце

6. Посчитай «Один, два, пять»

Одна тарелка, две тарелки, пять тарелок.

Одна чашка, две чашки, пять чашек.

Один стакан, два стакана, пять стаканов.

Одна кастрюля, две кастрюли, пять кастрюль.

Один чайник, два чайника, пять чайников,

Одна сковорода, две сковороды, пять сковород.

Одна вилка, две вилки, пять вилок.

Одна поварешка, две поварешки, пять поварешек.

Один нож, два ножа, пять ножей.

Одна кружка, две кружки, пять кружек.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую посуду мы вспомнили? Ребята, какую посуду мы называем кухонной? А какую посуду мы называем столовой? Что мы отнесем к чайной посуде? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 244-264
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 34-44


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\9Ome.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ПОСУДА

1. Упражнение «Назови посуду»

Посуда для сахара – сахарница; для конфет – …; для хлеба – …;                для супа – …; для салата – …; для салфеток – …; для перца – …;                для соли – …; для масла – …; для кофе – …; для чая – …

2. Игра «Из чего?»

Стакан из стекла – …; блюдо из хрусталя – …; кружка из фарфора – …;  сито из алюминия – …; миска из глины – …; сковорода из чугуна – …; ложка из дерева – …; нож из металла – …; вилка из серебра – …;         поднос из пластмассы – …; тёрка из железа – …

3. Игра «Скажи ласково»

Тарелка – …, ложка – …, вилка – …, чашка – …, кружка – …,           кастрюля – …, сковорода – …, поварешка – …, лопатка – …, чайник – …, кофейник – …, нож – …, стакан – …, блюдо – …

4. Назови и раскрась посуду. Что здесь относится к кухонной посуде, что относится к столовой посуде, а что – к чайной?

C:\Users\User\Desktop\b151a9ec6d95ac4b3c9ead605ef7e821.jpg

Домашнее задание

ПОСУДА

1. Упражнение «Назови посуду»

Посуда для сахара – сахарница; для конфет – …; для хлеба – …;                для супа – …; для салата – …; для салфеток – …; для перца – …;                для соли – …; для масла – …; для кофе – …; для чая – …

2. Игра «Из чего?»

Стакан из стекла – …; блюдо из хрусталя – …; кружка из фарфора – …;  сито из алюминия – …; миска из глины – …; сковорода из чугуна – …; ложка из дерева – …; нож из металла – …; вилка из серебра – …;         поднос из пластмассы – …; тёрка из железа – …

3. Игра «Скажи ласково»

Тарелка – …, ложка – …, вилка – …, чашка – …, кружка – …,           кастрюля – …, сковорода – …, поварешка – …, лопатка – …, чайник – …, кофейник – …, нож – …, стакан – …, блюдо – …

4. Назови и раскрась посуду. Что здесь относится к кухонной посуде, что относится к столовой посуде, а что – к чайной?

C:\Users\User\Desktop\b151a9ec6d95ac4b3c9ead605ef7e821.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Рыбы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Транспорт». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Профессии». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...