Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Рыбы». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Рыбы».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Рыбы».

3. Графический материал по лексической теме «Рыбы».

4. Домашнее задание по лексической теме «Рыбы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Пресноводные, морские, аквариумные рыбы»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Пресноводные, морские, аквариумные рыбы».

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Пресноводные, морские, аквариумные рыбы».
  • уточнить и расширить представления о среде обитания и внешнем виде морских, речных и аквариумных рыб.
  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.
  • развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Сегодня мы с вами поговорим про подводных жителей. А кто они, узнаете, отгадав загадку.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю. (Рыба) 

Ребята, расскажите, что вы знаете о рыбах? (У рыб есть плавники, хвост, жабры, тело покрыто чешуёй).

Для чего рыбам жабры? (С их помощью они могут дышать в воде).

Зачем рыбам плавники и хвост? (При помощи хвоста и плавников рыбы могут плавать в воде).

Вы назвали много признаков, по которым мы можем сказать, чем рыбы похожи. Но на нашей планете живут разные рыбы.

Как называются рыбы, которые обитают в реке? (Речные)

Какие рыбы обитают в реке? Покажите и назовите. (Карась, ёрш, окунь, щука).

А как называются рыбы, которые живут в море? (Морские).

Какие рыбы обитают в море? (Камбала, селёдка, рыба-молот, акула, дельфин).

Если рыбки живут в аквариуме, то они как называются? (Аквариумные, декоративные).

А кто знает, какие рыбки живут в аквариумах? (Гуппи, меченосец, скалярия, золотая рыбка, сомик).

II. Основная часть.

Массаж биологически активных точек лица

Я  морская рыба-ёж, (постучать пальцами по лбу)

Ты смотри, меня не трожь! (постучать пальцами по щекам)

Зуба только два имею,

Но колючек  не сочтешь (пощипать щеки)

Вот уж сразу не поймёшь,

Что за диво  рыба-ёж. (помять уши)

У неё есть чудо-дар

Превращаться в иглошар. (надуть щеки)

2. Артикуляционная гимнастика

Как-то раз Язычку стало очень интересно посмотреть, как живут рыбы в подводном мире. Он сел в подводную лодку с большим-пребольшим окном, чтобы было удобнее наблюдать, и отправился в морское путешествие.

«Окошко»

У самой поверхности моря Язычка поприветствовала акула, широко улыбнувшись и показав все свои зубы.

«Улыбка»

Между водорослями плавали разноцветные рыбки, вытянув свои губы в трубочку.

«Трубочка»

Подводная лодка погружалась на глубину. На плоском камне Язычок увидел развалившуюся и спящую морскую звезду.

«Лопатка»

Осторожно огибая скалы, мимо подводной лодки проплыла рыба-игла с длинным носом.

«Иголочка»

По песочному дну, изгибая свое тело влево и вправо, проползла морская змея.

«Часики»

Вдруг из-за камня выскочил веселый морской конек и быстро-быстро поплыл, дергая своим хвостом вверх и вниз.

«Качели»

А на выступе скалы вверх ногами сидела рыба-прилипала и потихоньку наблюдала за всем происходящим вокруг.

«Грибочек»

Язычку было очень интересно наблюдать за морскими жителями, но пришло время возвращаться домой. Заработал мотор, и подводная лодка поднялась на поверхность моря.

«Моторчик»

3. Чтение сказки «Знакомство с Щукой»

Здравствуйте, я хищная рыба Щука. Я живу в реке, люблю плавать у самого берега и прятаться за водорослями и корягами.  Я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вытянутая голова и длинное туловище с красными плавниками и мощным хвостом. У меня острые зубы, и я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб. Щурята выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики. А затем набирают вес и превращаются в красавиц-щук.

Вопросы по тексту:

Как зовут рыбу? Где она живет, где любит плавать?

Какие части тела есть у щуки? Какого цвета у щуки чешуя?

Что ест щука? Чем чешуя помогает щуке?

Как появляются детеныши щуки? Как они называются?

4. Физминутка «На море»

Над волнами чайки кружат, (Дети кружатся на месте)

Полетим за ними дружно. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Брызги пены, шум прибоя, (Трясут расслабленными кистями рук)

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю (Дети делают плавательные движения руками.)

И резвимся на просторе. (Прыжки на месте)

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

5. Игра «Назови ласково»

Великан ловил рыбу в реке, а Гномик – в речке.

Великан ловил рыбу в море, а Гномик – в морюшке.

Великан поймал рыбу, а Гномик – рыбку.

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – пескарика.

Великан поймал акулу, а Гномик – акулку.

Великан поймал леща, а Гномик – лещика.

Великан поймал сома, а Гномик – сомика.

Великан поймал карпа, а Гномик – карпика.

Великан поймал ерша, а Гномик – ёршика.

Великан поймал щуку, а Гномик – щучку.

Великан поймал сельдь, а Гномик – селедку.

Великан нашел на берегу ракушку, а Гномик – ракушечку.

Великан нашел морскую звезду, а Гномик – морскую звездочку.

6. Игра «Посчитаем рыб»

Одна щука, две щуки, пять щук.

Один сом, два сома, пять сомов.

Один окунь, два окуня, пять окуней.

Один ёрш, два ерша, пять ершей.

Одна акула, две акулы, пять акул.

Одна сельдь, две сельди, пять сельдей.

Одна камбала, две камбалы, пять камбал.

Один карась, два карася, пять карасей.

Один лещ, два леща, пять лещей.

Один морской конек, два морских конька, пять морских коньков.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 401-420.


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Пресноводные, морские, аквариумные рыбы»

Цель: закрепление представлений о пресноводных, морских и аквариумных рыбах, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это... (Щука)

Море тёплое вокруг,

Мы купались в нём, и вдруг

Всех друзей как ветром сдуло,

К пляжу подплыла... (Акула)

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум)


Широка и глубока

Под мостом текла река.

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый... (Сом)

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской... (Конек)

Ребята, расскажите, что вы знаете о рыбах? (У рыб есть плавники, хвост, жабры, тело покрыто чешуёй).

Для чего рыбам жабры? (С их помощью они могут дышать в воде).

Зачем рыбам плавники и хвост? (При помощи хвоста и плавников рыбы могут плавать в воде).

Как называются рыбы, которые обитают в реке? (Речные)

Какие рыбы обитают в реке? Покажите и назовите. (Карась, ёрш, окунь, щука).

А как называются рыбы, которые живут в море? (Морские).

Какие рыбы обитают в море? (Камбала, селёдка, рыба-молот, акула, дельфин).

Если рыбки живут в аквариуме, то они как называются? (Аквариумные, декоративные).

А кто знает, какие рыбки живут в аквариумах? (Гуппи, меченосец, скалярия, золотая рыбка, сомик).

II. Основная часть.

1. Массаж биологически активных точек

Я  морская рыба-ёж, (постучать пальцами по лбу)

Ты смотри, меня не трожь! (постучать пальцами по щекам)

Зуба только два имею,

Но колючек  не сочтешь (пощипать щеки)

Вот уж сразу не поймёшь,

Что за диво  рыба-ёж. (помять уши)

У неё есть чудо дар.

Превращаться в иглошар. (надуть щеки)

2. Артикуляционная гимнастика

Как-то раз Язычку стало очень интересно посмотреть, как живут рыбы в подводном мире. Он сел в подводную лодку с большим-пребольшим окном, чтобы было удобнее наблюдать, и отправился в морское путешествие.

«Окошко»

У самой поверхности моря Язычка поприветствовала акула, широко улыбнувшись и показав все свои зубы.

«Улыбка»

Между водорослями плавали разноцветные рыбки, вытянув свои губы в трубочку.

«Трубочка»

Подводная лодка погружалась на глубину. На плоском камне Язычок увидел развалившуюся и спящую морскую звезду.

«Лопатка»

Осторожно огибая скалы, мимо подводной лодки проплыла рыба-игла с длинным носом.

«Иголочка»

По песочному дну, изгибая свое тело влево и вправо, проползла морская змея.

«Часики»

Вдруг из-за камня выскочил веселый морской конек и быстро-быстро поплыл, дергая своим хвостом вверх и вниз.

«Качели»

А на выступе скалы вверх ногами сидела рыба-прилипала и потихоньку наблюдала за всем происходящим вокруг.

«Грибочек»

Язычку было очень интересно наблюдать за морскими жителями, но пришло время возвращаться домой. Заработал мотор, и подводная лодка поднялась на поверхность моря.

«Моторчик»

3. Пересказ сказки «Знакомство с Щукой» по схеме

Здравствуйте, я хищная рыба Щука. Я живу в реке, люблю плавать у самого берега и прятаться за водорослями и корягами.  Я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вытянутая голова и длинное туловище с красными плавниками и мощным хвостом. У меня острые зубы, и я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб. Щурята выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики. А затем набирают вес и превращаются в красавиц-щук.

4. Физкультминутка

5. Игра «Один-много»

Одна щука – много… щук.

Один карась – много… карасей.

Один лещ – много… лещей.

Одна акула – много… акул.

Один ёрш – много… ершей.

Одна камбала – много… камбал.

Один сом – много… сомов.

Одна сельдь – много… сельдей.

Один морской конек – много… морских коньков.

Один окунь – много… окуней.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Какую сказку мы с вами пересказали? Что вы узнали о щуке? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 401-420.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание

РЫБЫ

1. Упражнение «Подбери»

  • Подбери признаки (не менее трех признаков):

Акула (какая?) – …

Щука (какая?) – …

  • Подбери действия (не менее трех действий):

Акула (что делает?) – …

Щука (что делает?) – …

2. Упражнение «Один-много»

Рыба – рыбы, окунь – …, щука – …, плавник – …, карась – …, скалярия – …

сомик – …, малек – …, чешуйка – …

3. Игра «Скажи ласково»

Река – …, море – …, рыба – …, карась – …, пескарь – …, акула – …, лещ – …, сом – …, карп – …, щука – …, сельдь – …

4. Заштрихуй рыбку по образцу

C:\Users\User\Desktop\shtrihovka-dlya-detey-raspechatat-3.jpg

Домашнее задание

РЫБЫ

1. Упражнение «Подбери»

  • Подбери признаки (не менее трех признаков):

Акула (какая?) – …

Щука (какая?) – …

  • Подбери действия (не менее трех действий):

Акула (что делает?) – …

Щука (что делает?) – …

2. Упражнение «Один-много»

Рыба – рыбы, окунь – …, щука – …, плавник – …, карась – …, скалярия – …

сомик – …, малек – …, чешуйка – …

3. Игра «Скажи ласково»

Река – …, море – …, рыба – …, карась – …, пескарь – …, акула – …, лещ – …, сом – …, карп – …, щука – …, сельдь – …

4. Заштрихуй рыбку по образцу

C:\Users\User\Desktop\shtrihovka-dlya-detey-raspechatat-3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Транспорт». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Профессии». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...