«Использование русского народного фольклора, как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ТНР»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Прямикова Жанна Алексеевна

 

,Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ТНР средствами русского народного фольклора, и определяется той огромной ролью, которую играет он в развитии речи детей. Русское народное творчество имеют важнейшее значение для формирования предпосылок к обучению в школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учёбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад №52

       «Использование русского народного  фольклора, как формы   коррекционного воздействия для развития речи

                        детей с ТНР »

                 

                                                                              Педсовет: ноябрь 2022г.

                                                                               Подготовил: учитель-логопед

                                                                              Прямикова Ж.А.                                                                              

«Использование русского народного  фольклора, как формы   коррекционного воздействия для развития речи детей с ТНР »

 

                                          «Мудрость предков - зеркало для потомков» 

                                                                                                   К.Д.Ушинский                                               

                                         «Детская речь на всех этапах своего развития    

                                          питается неисчерпаемой жизненной силой

                                          народного русского языка».

                                                                                                 К. И. Чуковский 

 

 

    Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ТНР средствами русского народного фольклора, и определяется той огромной ролью, которую играет он в развитии речи детей. Русское народное творчество имеют важнейшее значение для формирования предпосылок к обучению в школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учёбы.

    В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, внедряться компьютеризация, народный язык стал терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишён окраски, образности. Всё это угрожает языку, а значит и культуре.

    Поэтому проблема внедрения в речь детей устного народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.

    Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира.

    Устное народное творчество – неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное не только воспитательное, но и коррекционное значение. По выражению Д.С. Виноградова, малые фольклорные формы, вызванные к жизни,  «педагогическими потребностями народа…», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрирующие  особую живучесть и востребованность.

     Работая с детьми, имеющими ТНР, мы придаём особое значение использованию малых фольклорных форм, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание.

    Включение малых жанров фольклора во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта и помогает решить следующие задачи:

1.Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, преодоление нарушений слоговой структуры речи, лексико-грамматических категорий;

      *формирование  готовности к восприятию малых форм фольклора на основе организации предметно-пространственной среды;

      *знакомство с жанрами устного народного фольклора, формирование смыслового и художественного восприятия.

2.   Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи:

      *развитие навыков инсценировки, мимики, интонационной выразительности, пластики движений;

       *заучивание произведений фольклорных жанров, развитие выразительности речи;

3. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.        

    Основными видами деятельности обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются коррекционно-образовательная деятельность: фронтальная, подгрупповая и  индивидуальная.    

     В занятия целесообразно привносить элементы артистичности, индивидуальности в исполнение народных произведений, проводить занятия не в традиционной форме, привнося настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства.  Малые фольклорные формы использую на разных этапах занятия: в организационном моменте, в основной части (изучении темы), во время изучения динамических пауз, пальчиковой гимнастики; в работе по формированию правильного звукопроизношения.

  • при организации и проведении режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей,  
  • совместная деятельность педагога и детей;
  • театрализованная деятельность;
  • праздники и развлечения и др.

Формы работы:

*артикуляционная гимнастика с использованием фольклорного материала

*автоматизация поставленных зуков на материале потешек, чистоговорок, скороговорок и т.п.

*отгадывание и придумывание загадок

*словесные дидактические игры

*пальчиковые игры

*игры-имитации

*игры-драматизации и инсценировки и др.

     Для дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи 4-6- летнего возраста доступными являются  малые фольклорные формы  такие как:  потешки,  чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки, заклички,  загадки, небылицы, народноые сказки и др. В них язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей,  а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.                                

    Использование произведений народного фольклора как возможность развития речи детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.                                                                             

          Приёмы работы:

  • приём инсценирования с помощью специально отобранных средств;
  • рассказ педагога с использованием иллюстрации, картинок, показ слайдов, видеофильмов;
  • приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие;
  • приём речевого образца – правильная речевая деятельность педагога;
  • хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей;
  • заучивание наизусть по ролям, сочинение загадок, сказок;
  • приём оценки ответа или действия и исправление;
  • показ способов действий.

   1. Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтические  шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.  Они нам помогают вводить  поставленные  звуки  в  речь. Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался  жанром скороговорки был

В. И. Даль. Он дает такое определение  «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

    Чистоговорки в основном используются для закрепления правильного произношения. На мой взгляд возможности чистоговорок более широки. Их можно использовать, если слышим, что дети допускают аграмматизмы.

Ют-ют – за кормом летают.

Ют – ют – птенцов воспитают.

- Ов-ов- летят со всех концов.

В стихотворных произведениях, как бы заложен механизм помощи грамматизации (грамматического оформления) в виде ударных окончаний.

   2. Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.  Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. 

   Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях

«Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Если в издании 1978г. дается следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в 1990г. внесена важная поправка:

«Скороговорка - специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». Это связано с тем, что новые тексты разрабатываются не для забавы, а для совершенствования речевого аппарата детей. В книге «Веселые скороговорки» (И. Г. Сухин) представлены разнообразные скороговорки: короткие, длинные, рифмованные, нерифмованные, сюжетные, бессюжетные, с повторами, без повторов, на определенные звуки и на дифференциацию звуков (Карл у Клары украл кораллы...).

                     Упражнения со скороговорками

      Перед началом работы со скороговорками, я сделала картотеку скороговорок, распределив их по трудности, потому что с детьми заучивая одну – две скороговорки в месяц. Их использовала для совершенствования дикции на   занятиях, применяя следующие приёмы:

 заучивание скороговорок. Новую скороговорку произносим наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаем ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: «послушайте и посмотрите внимательно, как произносится скороговорка, постарайтесь запомнить, учитесь говорить её очень отчетливо». Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её (если текст очень легкий, этот момент опускается). Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.

 повторение скороговорок «по заявкам» детей, роль ведущего поручать разным детям.

 повторение скороговорок частями, например, первый ребёнок: «Из-за леса, из-за гор…»; - «Едет дедушка Егор!». Скороговорку интересно повторяли по ролям – группами, например, первая группа: «Расскажите про покупки», вторая группа: «Про какие про покупки?», все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.

 повторять скороговорки в подгруппе

      Например, перед ребёнком поставлена задача: «вырази огорчение» («Проворонила ворона воронёнка»), «…удивление» («На горе Арарат растет крупный виноград»), «…просьбу, нежность или ласку» («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька»).

   3. Пословицы – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. 

  Известные пословицы:

  Дорога́ ложка к обеду.

  Рыбак рыбака видит издалека.

  Глаза боятся, а руки делают.

  Под лежачий камень вода не течёт и т.п.

   Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. 

   К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что «пословицы имеют большое значение при обучении родному языку, во первых, из-за своей формы, во – вторых, из-за своего содержания».

*    Упражнения с пословицами и поговорками:

 разбор пословицы или поговорки;

 четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;

 правильное понимание идеи произведения, значения пословицы;

 подбор соответствует его содержанию, идее определенной сказки (когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок);

 иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки, а также потешки, пестушки (умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове).

    В данной работе целесообразно использовать игры – соревнования «Кто больше скажет пословиц?», дидактическую игру "Продолжи пословицу" (педагог говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает); «Подбери пословицы к картинкам по смыслу» (о честности, храбрости, матери и т.д.).

     Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом.

     Здесь подобранны пословицы к рассказам и сказкам:

Сказка «Лиса и журавль» - пословица «Как аукнется, так и откликнется»;

при сочинении сказки «Как ежик выручил зайца» - пословица «Сам погибай, а товарища выручай»;

Сказка «У страха глаза велики» - пословицы «Страх силу отнимает»,

 «У страха глаза, как плошки, а не видят ни крошки».

     Можно устраивать для детей просмотры мультфильмов, к которым легко подобрать пословицы.

    Например, мультфильм «Мороз Иванович», в нём говорится о труде и трудолюбии: «Любишь кататься – люби и саночки возить»
«Цветик - семицветик» (пословицы о дружбе)
«Мама для мамонтенка» (о семье, о матери)
   В мультфильме «Стрекоза и муравей», мы наблюдаем, как готовятся к приходу зимы звери, насекомые. К мультфильму можно подобрать пословицы о труде: «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», учить детей объяснять их смысл.

   4. Потешки –  песенки - приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».  Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

Известные потешки:

     «Ладушки»

      «Сорока-белобока»

 Потешки для новичков

      Кто у нас хороший?

      Кто у нас пригожий?

      Ванечка - хороший,

      Ванечка - пригожий!

 * Потешки «на сон грядущий» 

 * Потешки при умывании 

 * Потешки при одевании на

  прогулку 

 *Потешки при наблюдении за окружающим

 * Пестушки, мирилочки, уговорушки 

     Потешки в работе с детьми с ТНР целесообразно использовать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

В различных произведениях фольклора обнаруживается большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи используются в качестве образца в обучении детей обращенной речи.

1. - Курочка - рябушечка, куда пошла?

-На речку.

2. - Пальчик - мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил...

   В потешках встречаются и количественные числительные; знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд.

 Например:

- Раз, два, три, четыре, пять -

Вышел зайчик погулять.

Раз, два, три - беги!

     Обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например, в полной и уменьшительно - ласкательной форме

 (котя - котенька - коток, петя - петенька - петушок и т. д.).

    Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым общениям. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например: серенькая кошечка, масляна головушка, белые гуси, коза рогатая, зайки белые, зайки серые.

   5. Считалки— небольшие стишки, форма жеребьёвки, с помощью которых определяют, кто водит в игре.     Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи. Считалки используем при выборе водящего перед игрой.

Известные считалки:

«Вышел месяц из тумана» 

 «Ехала машина тёмным лесом» и др.

   6. Загадки – краткое образное определение предмета или явления в иносказательной, нарочно затемнённой форме. 

Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт:

 «Висит груша — нельзя скушать» (лампа).

Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например:

 «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).

   Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

которых в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.  С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление.  Загадки используем при ознакомлении с новой лексической темой в образовательной деятельности  и в    игре.    

   Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

*     Дидактические игры с загадками:

 загадывание загадок

 отгадывание загадок

 доказательство правильности отгадок

 сравнение загадок об одном и том

 сравнение загадок о разном

    При отгадывании загадок необходимо ставить перед детьми конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

    Чтобы вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов, в подгруппах можно проводить игры-соревнования: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?». Загадывая детям загадки, повторять их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопросов, например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?» Если ребёнок пропускает в своем доказательстве какой-либо признак или связь, задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: "Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая", ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это морковь, потому что растет в земле на грядке". Педагог  показывает несостоятельность доказательства: "Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис". Отгадывание загадок активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание.

   7. Фразеологи́зм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.

Часто грамматическое значение фразеологизмов не отвечает нормам современного языка, а является грамматическими архаизмами.

Примеры выражений:

«остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «валять дурака», «точка зрения», «без царя в голове», «душа в душу», «шито белыми нитками» и т.п.

  • Упражнения с крылатыми выражениями. Детям старшего дошкольного возраста, имеющим ОНР, трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т.п.), поэтому включаем в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при ситуации или при соответствующем объяснении:
  •    Например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п. Объясняем детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби), но, если объединить такие слова в одном выражении "Заруби на носу", то они будут иметь совсем другой смысл.    
  •     Например, такое выражение, «Повесить голову« (Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?).
  •     На примере басни Крылова «Ворона и лисица» можно познакомить детей с фразеологизмом «Слушать, развесив уши».

    Используя в работе данные методы и приёмы, постепенно дети сами начнут употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

   8.Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

   Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать. 

К.И. Чуковский писал о русской народной сказке, что цель сказочника, и в первую очередь народного - «воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».     

    Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи.  Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к желанию пересказывать ее, инсценировать и даже попробовать свои силы в сочинительстве сказок.

*    Упражнения со сказкой. Дети с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка:

 игра «Действия героя», Дети пополняли словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д.

 игра « придумай концовку сказки с хорошим концом: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому».

 упражнения «Нарисуй или слепи», например, нарисовать или слепить счастливого Колобка, ответить «почему он у тебя такой счастливый?».  

  игры «От каждого по словечку», (применяла сказки для составления достаточно длинного распространенного предложения). Например, «Педагог говорит: «колобок», 1ребенок: «колобок катится», 2.ребенок: «колобок катится по дорожке», 3.ребенок: «колобок катится по лесной дорожке». Также с детьми придумывала красивые прилагательные для характеристики героев сказок.

 упражнения: «Кто больше назовет зачинов?», «Кто больше назовет концовок сказок?», «Изобрази сказочного героя», «Скажи голосом сказочного героя». Можно предложить составить словесную картинку к эпизоду, который больше всего понравился, рассмешил. Добиваться, чтобы в рассказах детей отмечались детали: «А какого цвета были глаза у Машеньки?», «Как одета твоя Аленушка?». 

*    Игры – забавы, например, дидактическая игра "Узнай потешку" (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей, автоматизировать звуки речи.

*    Игры – драматизации, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

    Систематическая целенаправленная коррекционная работа с использованием малых форм фольклора по развитию речи и преодолению речевых нарушений у детей с ОНР вполне оправдывает себя. Детям понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и коррекции родной речи у детей, имеющих ОНР. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

    Работа по знакомству детей с устным народным творчеством является важной и своевременной. Она поможет не только обогатить внутренний мир ребёнка, раскроет его творческий потенциал, но и, что самое важное научит гордиться своей страной, её культурой, историей. А это, является самым важным для воспитания настоящего гражданина, патриота России.

   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. 

   Перечисленные приёмы работы с использованием произведений устного народного творчества, безусловно, помогают в работе над формированием речи детей с тяжёлыми нарушениями речи. Необходимо только чтобы эта работа велась целенаправленно и систематически.

 

Список литературы:

 

1.     

Аникин В.П. Русский фольклор. – М.: Худ. лит- ра. 1986.

2.     

Виноградов В.П. Русский фольклор / Д.С. Виноградов. – Иркутск, 1930. – 250с.

3.     

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения – М.: 1974, т.1.

4.     

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1985.

5.     

Загадки. Пословицы. Поговорки / Сост. К. и Д. Солертовские – М.: ООО «Гамма – С. А.», ООО «Гамма Пресс 2000», 2000.

6.     

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

7.     

Литвинова М. А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс. 2004.

8.     

Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) – М.: АРКТИ, 1999.

9.     

Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор. / Сост. М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 1995.

10. 

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

11. 

Веселые скороговорки для непослушных звуков. / Авт.-сост. Г.И. Сухин. – Ярославль: Академия развития, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора

Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста....

сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора

"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...

Семинар для педагогов « Использование русского народного фольклора в развитии речи детей»

Использование педагогами малых фольклорных форм позволяет расширить словарный  запас, активизировать познавательное и умственное развитие, формировать процесс звукопроизношения, способствовать ра...

«Фольклор как форма коррекционного воздействия в развитии речи детей с ОНР».

Развитие речи, формирование неотчужденного «родственного внимания» ребенка к окружающему миру, становление целостной картины мира детей с ОНР средствами этнокультуры. ...

Презентация «Использование русского народного фольклора, как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ТНР »

Русский народный фольклор - неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное не только воспитатель...