Логопедический массаж в коррекционно-развивающей работе с детьми с двигательными нарушениями
статья по логопедии (старшая группа)

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический массаж в коррекционно-развивающей работе с детьми с двигательными нарушениями

 Дячук Людмила Сергеевна,

             логопед Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский реабилитационный центр»

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.
          При формировании речевого дыхания, голоса, лечение заикания, нормализации эмоционального состояния в комплексе с массажем могут использоваться релаксационные и логопедические упражнения.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой данного вида массажа, а именно, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также причины и пути развития речевых нарушений. Элементы массажа могут обсуждаться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

Физиологическое воздействие массажа.

Лицо человека в отличие от других частей тела богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает самочувствие и настроение человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям, благодаря чему существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают все ткани, органы и системы.
Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, являющееся периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние центральной нервной системы. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные, либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние центральной нервной системы.

Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо и кровообращение и таким образом улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц или наоборот повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных , координированных движений органов артикуляции.
Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.
Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. Например, при легком медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей.
Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Основные цели логопедического массажа:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
  • уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.)
  • стимуляция проприоцептивных ощущений
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
  • формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи и плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек и мягкого неба.
       Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение должно содержать указания на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача. Основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса. После проведения осмотра врач составляет комплекс массажных приемов, определяет их последовательность и дозировку.

В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:

  • дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа
  • точечный массаж
  • массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и .п.)

Логопедический массаж проводится циклами по десять - двадцать процедур по две три процедуры в неделю. Циклы могут повторяться с перерывом от двух недель до двух месяцев. Длительность одной процедуры зависит от степени поражения, возраста и других факторов. Обычно начальная длительность процедуры составляет пять-семь минут, конечная двадцать-двадцать пять минут. Во время массажа пациент не должен испытывать боли, однако возможно некоторое ощущение дискомфорта при массаже языка и мышц полости рта особенно у детей.

Приемы логопедического массажа.

  • Поглаживание
  • растирание
  • вибрация и поколачивание
  • плотное нажатие.

Поглаживание это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждую процедуру. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание. В логопедическом массаже применяются три вида поглаживания - поверхностное, глубокое обхватывающее и граблеобразное.

Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения. улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц.

Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.
     Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная вибрация повышает тонус мышц, а легкая - снижает. Поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Плотное нажатие - это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы и используется в местах выхода пучков нервных окончаний.

Помимо самого массажа при лечении обязательно должны использоваться и другие методы реабилитации, такие как логопедические игры, логопедические упражнения, дыхательная гимнастика и артикуляционная гимнастика, которые являются важным средством дополнительного воздействия. Например, артикуляционная гимнастика может быть пассивной или активной. Пассивная артикуляционная гимнастика состоит из движений, которые совершаются при помощи логопеда. Активная же артикуляционная гимнастика предполагает самостоятельное выполнение движений пациентом и направлена на выработку полноценных движений. Основной формой логопедической работы являются логопедические занятия. Они позволяют в занимательной и увлекательной форме, что особенно важно для маленьких пациентов, используя логопедические игры, более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...