Конспект развлечения "Скоро в школу мы пойдем"
план-конспект по логопедии

Елисеева Наталья Сергеевна

Развлечение «Скоро в школу мы пойдём» реализуется в разделе профессиональной коррекции нарушений развития речи детей в образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 12.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_razvlechenie.docx311.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12»

города Сорочинска Оренбургской области

СЦЕНАРИЙ ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ТЕМА: «СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЁМ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Разработчик:

Елисеева Наталья Сергеевна,

учитель-логопед МБДОУ № 12

 

Сорочинск

2022

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

7

3)

дальнейшая разработка темы;

11

III.

Список литературы

12

IV

Приложения

13


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть приятным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.

Вот почему формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и перед образовательным учреждением.

Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В результате многочисленных упражнений дети оказываются подготовленными к овладению чтением. 

Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолевать речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к школе.

Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки делается более успешным. Более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоте, чем их сверстники.

Занятие «Скоро в школу мы пойдём» реализуется в разделе профессиональной коррекции нарушений развития речи детей в образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 12.

  1. КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1) ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

Скоро в школу мы пойдём

2.

Доминирующая

образовательная область

Речевое развитие

2.

Виды деятельности детей

Игровая: присутствие сказочного героя и его задания, игра «Измени слово по образцу», игра «Шифровальщики», игра «Семейка слов», игра «Выложи схему слова» (с помощью камешков Марблс), игра «Скажи-Какой?»

Двигательная: передвижение по зонам, физминутка «В школу»

Познавательно-исследовательская: рассматривание чудо-дерева, на котором растут слова-родственники

Коммуникативная: свободное общение по теме занятия, обсуждение объектов

Чтение художественной литературы: отгадывание загадок, восприятие стихотворных форм

Продуктивная: собрать все школьные принадлежности в портфель

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: разъяснение значения слова

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к употреблению различных слов, упражнения для закрепления навыков звукового анализа, послогового чтения, упражнение в употреблении слов в правильной грамматической конструкции, просьба (дополнять ответы товарищей)

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные образы (предметные картинки, камешки Марблс, карточки для звукового анализа, карточки для чтения); проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Дидактические игры с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по теме «Школа»

Культурные практики составление звукового анализа слов, чтение по слогам, изменение глаголов по лицам, подбор прилагательных к существительному

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе занятия

Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека, называние родственных слов

Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, стихов, загадок

Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

5.

Цель

Обогащение и активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста по теме «Школа»

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Формировать навыки звукового анализа слов, послоговое чтение.

Закреплять навыки сформированности грамматических категорий языка.

Активизировать глагольную лексику, словарь признаков.

Адекватно и разнообразно использует слова, обозначающие предметы окружающего мира.

Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, выполнять звуковой анализ слов, изменять глаголы по лицам, читать по слогам, называть школьные принадлежности, подбирать прилагательные к существительному.

6.2

Развивать фонематическое восприятие, мышление, память, внимание, общую и мелкую моторику.

Осознанно контролирует звучание собственной и чужой речи.  

6.3

Воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость, умение слушать товарищей и не перебивать их.

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве)

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Послоговое чтение по карточкам

Способы преодоления

Индивидуальная помощь взрослого

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: презентация, чудо-дерево, предметные картинки (ручка, ластик, портфель, линейка, пенал, клей, счётные палочки, камешки Марблс, карточки для звукового анализа, карточки для чтения, загадки

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседа о школе, о школьных принадлежностях, об отношении к ним, о правилах поведения в школе. Рассматривание иллюстраций на тему «Школа».

Чтение стихов, рассказов, сказок про школу (И. Токмакова  «Аля, Кляксич и буква А», Оксана Стази «Страна Нечиталия», сборник стихов «О школе с улыбкой»)


2) ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

- Здравствуйте, ребята! Я приготовила вам подарки!

- Но, что здесь произошло? Всё разбросано. Где это должно быть? Кто мог пошутить над нами? (На экране картинка гнома Буквоежки)

1.2

Мотивация деятельности детей

На экране записка. Что он хочет? О каких предметах он говорит?

Читают записку.

Ре-бя-та!

Я го-тов-люсь ид-ти в шко-лу.

И то-же хо-чу мно-го по-дар-ков. Я вер-ну ва-ши пред-ме-ты, ког-да вы-пол-ни-те мо-и за-да- ни-я.

Бук-во-еж-ка.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Ребята, надо выполнить все задания Буквоежки, тогда он отдаст нам все предметы.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Разминка. 

Но нам нужен портфель. Без него нельзя отправляться в дорогу, некуда будет складывать подарки. Где же он? Смотрите, здесь нарисован портфель, значит у нас первое задание от Буквоежки.

Вот разминка – поспешай,

На вопросы предложением отвечай.

Ответишь на вопрос,

Портфель заберёшь.

Приложение 1. Вопросы для разминки.

Дети получают картинку-портфель

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

- Дидактическая игра «Измени слово по образцу» на умение изменять глаголы по лицам.

- А вот пенал и новое задание

Ты в пути не зевай,

Слова изменяй, пенал получай.

Встаньте в круг, продолжите по образцу:

Я иду, ты идешь, он идет, мы идем, вы идете, они идут.

Я еду, ты едешь, он едет, мы едем, вы едете, они едут.

Я лечу, ты летишь, он летит, мы летим, вы летите, они летят.

Я читаю, ….

Я пишу, …

Я считаю, …

- Зачем ученику пенал?

- Звуковой анализ слова «ШКОЛА»

Перед нами дом. Скажите, как называется

дом, где учатся дети - это ...

Звуки в ряд ты собери

И линейку получи.

Сколько в нем звуков? Назовите их по порядку.

Сколько гласных звуков в слове?

Назовите их. Который по счёту звук О (А)? Какое правило надо помнить? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Сколько согласных звуков в слове?

Назовите их. Который по счёту звук Ш (К, Л)?

- Объясните, для чего нужна линейка?

- Дидактическая игра «Шифровальщики»

Ты внимательно смотри,

Буквы все ты назови.

-Отгадайте, какие буквы зашифровал Буквоежка? Среди них он спрятал слово. Когда вы назовёте буквы, мы соберём слово.

- Буквоежка зашифровала и другие слова. Ребята, давайте разгадаем и прочитаем их.

- Физминутка «В школу»

Смотри - не отставай,

Все движенья повторяй.

- «Семейка» слов.

Ребята, мы подошли к дереву, оно без листьев. Это волшебное дерево, на нем растут волшебные листья. Какие это листья?  (Слова) Как можно назвать эти слова? (Слова-родственники)

А теперь же, не спеши

“Семейку” слов ты собери.

Семейку соберёшь – клей найдёшь!

- Дидактическая игра «Скажи - Какой?»

Ребята, Буквоежка собрался в школу, но он не знает, каким должен быть ученик. Подберите слова-признаки к слову ученик: какой ученик?

- Отгадывание загадок (на тему «Школа»).

Буквоежка подготовил самое трудное задание.

Это загадки. Мы справимся?

Дети получают картинки-пеналы и проходят за столы.

У детей карточки для звукового анализа. Из разноцветных камешков они выкладывают схему слова.

Дети получают картинки-линейки.

Приложение 2

Дети получают картинки-ручки.

Учёба – ученик, ученица, учитель, учительница, учебник, учительская (комната), ученический (дневник), учёный.

Дети получают клей.

- Вежливый, опрятный, аккуратный, воспитанный, здоровый, весёлый, пунктуальный, т.д.

Дети получают счетные палочки.

Приложение 3

Дети получают ластик.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети самостоятельно составляли схему слова ШКОЛА, читали слова на листочках дерева, изменяли слова по образцу.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

- Ребята, удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали?

 - Что нам помогло выполнить все задания? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить? Что изменилось от того, что мы узнали? 

- Вы всё собрали. Это и были мои подарки для вас. - Какие школьные принадлежности мы положили в портфель? Для чего они нужны?

- Буквоежка теперь она знает, каким должен быть ученик, для чего нужны школьные принадлежности.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Художественно-творческая деятельность

Выставка рисунков «Я – будущий первокласник»

В детском саду

1.2

Чтение художественной литературы

В. Полторацкий «Слово о словах»

В. Шефнер «Слова»

В детском саду

В семье

1.3

Игровая деятельность

Дидактические игры «Назови ласково», «Чего нет», «Что лишнее»

В детском саду и в семье

1.4

Двигательная деятельность

Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривание картинок «Школьные принадлежности»

В детском саду

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Создание альбома «Школьные принадлежности» из рисунков детей.

В детском саду

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козина И. В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2015. - 176с.

2. Кнушевицкая Н. А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2014. - 176с.

3. Павлова О. В. Познание предметного мира: комплексные занятия. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). - Волгоград: Учитель, 2012. - 142с.

4. Петрова Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2. - М. : Школьная Пресса, 2013. -96с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы для разминки

1.Дети ходят в школу, чтобы играть с игрушками.

2.Учитель – это человек, который учится.

3.Ученик – это ребёнок, который учится грамоте.

4.Отличник - это тот, кто получает “двойки”.

5.Пенал нужен для того, чтобы хранить карандаши и ручки.

6.Ранец нужен для того, чтобы носить в школу бутерброды.

7.Кого в школе больше учителей или учеников?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактическая игра «Шифровальщики»

C:\Users\ADMIN\Desktop\Без имени.png          https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/x/XrilEz5xBMUPtdv6jDYy02e3OCRw1LQWGSs8pk/slide-6.jpg

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/x/XrilEz5xBMUPtdv6jDYy02e3OCRw1LQWGSs8pk/slide-2.jpg           https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/x/XrilEz5xBMUPtdv6jDYy02e3OCRw1LQWGSs8pk/slide-7.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Загадки на тему «Школа»

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.

Школа

Ученикам велит садиться.
Затем вставать и расходиться.
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит.

Звонок

У меня внутри в порядке
В стопках книжки и тетрадки.

Школьный портфель

На её листочках
И цифры есть и буквы в строчку.
Листочки в клетку и в линейку,
Писать в ней ровно ты сумей-ка!

Тетрадь

Острым клювиком, как птичка,
Водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке
Должны быть строчки гладки.

Ручка

Я сама прямая.
Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, ребята,
Кто же я? - ...

Линейка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физкультуре Тема: «В школу я пойду - грамотным, здоровым быть хочу»

Разработка физкультурного занятия для детей подготовительной группы (в рамках проекта "Преемственность ДОУ и школы)...

Конспект НОД «Скоро в школу мы пойдем!»

Непосредственно-образовательная деятельность :" Познание":  с детьми подготовительной к школе группе....

Конспект логопедического занятия "Скоро в школу мы пойдем" в подготовительной группе

Открытое итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада (логопункт)...

Конспект образовательной деятельности на тему: "Скоро в школу мы пойдем"

Цель: формировать представление детей о школе  и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников....

Конспект ООД по ФЭМП "Скоро в школу мы пойдем"

Конспект ООД содержит материал по применению настольно-печатных игр в работе с дошкольниками во время ООД...

Конспект мероприятия с родителями и детьми 6-7 лет " Скоро в школу мы пойдем"

Поступление в школу очень важный момент в жизни ребенка ...Адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений ,во многом зависит от психологической готовности к обучению.Поэтому перед на...

Конспект открытого занятия по ФЭМП "Скоро в школу мы пойдем"

Данный материал поможет при подготовке детей к обучению в школе....