Речевые карты
материал по логопедии

Дацкевич Татьяна Николаевна

Комплексная речевая карта для безречевых детей Глухоедовой.  Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста О.И. Крупенчук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная логопедическая карта  

составил к.п.н., учитель-логопед Ольга Сергеевна Глухоедова

Фамилия, имя, дата рождения                  Адрес, телефон                                                                                                                                       Родители                 Детское учреждение, которое посещал ребенок, с какого возраста           Анамнез

Раннее речевое развитие

Гуление                 Лепет                 Первые слова                   Первые фразы                    Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

Занимались ли с логопедом ранее (результаты занятий)          Условия воспитания (где, кем воспитывался до 3-х лет; речевое окружение ребенка - наличие у членов семьи дефектов речи, двуязычия)                 

Поведение         Игры и интересы          Жалобы родителей (их отношение к состоянию речи ребенка)_         

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении

губы                         зубы                         челюсти        _ прикус                         твердое небо                            мягкое небо                            язык                          

Состояние речевой моторики

Состояние мимической мускулатуры (по подражанию)    поднять брови вверх («удивиться»)         

нахмурить брови («рассердиться»)                  прищурить глаза         

надуть щеки           втянуть щеки         

Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок         

  1. Состояние артикуляционной моторики (выполнение упражнений по подражанию)

Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

«Заборчик» (губы растянуты в улыбку)         

«Дудочка» (губы трубочкой)         

«Заборчик» - «Дудочка» (чередовать)         

«Баранка» (округлить губы, как на звук «о»)         

«Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)         

«Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)         

«Лошадка» (поцокать языком)         

«Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)         

Параметры движений:

Тонус                         объем движений           способность к переключению от одного движения к другому          замены движений           добавочные и лишние движения (синкинезии)                  наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка                         

  1. Состояние дыхательной и голосовой функции (с трех лет)

тип неречевого и речевого дыхания                           объем речевого дыхания                   частота речевого дыхания                    продолжительность речевого выдоха          

  1. Характеристика голоса:

громкость                 тембр                 атака голоса                    модуляция голоса         

  1. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

темп                 ритм                 паузация                 употребление основных видов интонации          

  1. Исследование эмоционально – волевой сферы и поведения

Методика «Комната с  игрушками», «Разные игрушки», «Поиграем вместе».

Задание 1. Самостоятельность.

Инструкция: Ребенку не даются никакие инструкции.

Задание 2. Привлечение интереса.

Инструкция: «Посмотри сколько игрушек. Возьми, что нравиться».

Задание 3. Выбор предмета из предлагаемых.

Инструкция: «Посмотри, что тут стоит. Возьми.

Задание 4. Материал : настольные игрушки (юла, пирамидка, кубики).

Инструкция: «Посмотри. Возьми».

Задание 5. Материал: игрушки-предметы (мягкая игрушка кошка, кукла, самолет).

Инструкция: «Посмотри. Возьми».

Задание 6. Материал: Игрушки с двигательной активностью (мяч, машинка).

Инструкция: «Посмотри. Возьми».

Задание 7. «Строители» Материал: мозаика/кубики.

Инструкция: «Давай вместе построим дорожку (башню)»

Задание 8. Покатаем мяч./Подуем пузыри. Материал: мяч, мыльные пузыри.

Инструкция: «Посмотри это мяч. Давай играть. Кати».

Задание 9. Покормим куклу./Перевезем груз.

Материал: кукла, тарелка, ложка, машинка, деревянные брусочки.

Инструкция: «Посмотри, вот кукла. Давай покормим куклу».

контактность          

длительность сосредоточения внимания          

эмоциональный фон настроения          

реакция на поощрение и порицание          

  1. Исследование мотивации и диагностика игры

целенаправленность действий         

простые манипуляции с предметами                                  отсутствие интереса к игрушкам                          неадекватные действия с игрушкой            процессуальные игровые действия                  процессуальная игра с элементами замысла                    сюжетная игра                                         

  1. Исследование невербальных компонентов

наличие жестов                  использование моторной коммуникации          использование мимики           отсутствие невербальных средств         

  1. Обследование состояния общей моторики и мелкой моторики

Состояние общей моторики - (нормальная моторика, нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.)                      Исследование ручной моторики  - (дифференцированность движений и возможность денйствий с мелкими предметами, сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук, согласованность движений рук)

          Мелкая моторика – (ведущая рука – правая/левая; врожденные аномалии строения пальцев рук)                  

  1. Состояние когнитивных процессов

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

  1. Состояние слухового внимания, памяти и внимания

Задание 1. Определение направления источника звука

Материал: колокольчик, маракас, барабан.           Задание 2. Дифференциация звучащих игрушек.

Материал: ширма, маракас, колокольчик.

Инструкция: «Послушай, что играет? Покажи.           Задание 3. Умение различать высоту голоса.

Материал: игрушки две кошки(большая и маленькая), две собаки, ширма.

Инструкция: «Послушай, кто так говорит? Покажи.                    Задание 4. Восприятие ритмического рисунка.

Материал: бубен, ширма.

Инструкция: «Послушай, сделай так».                

  1. Исследование зрительного восприятия, памяти и внимания

а) предметный гнозис          б) восприятие цвета          

красный        синий        желтый        зеленый        черный        белый          

в) восприятие формы                          круг        квадрат        треугольник         

г) восприятие величины          

большой        маленький         

Материал: любой.

Задание 1. Восприятие величины (соотнесение).

Инструкция: «Дай такой»

Задание 2. «Показ величины по инструкции.

Инструкция: «Дай маленький (большой)».

Задание 3. Словесное обозначение цвета.

Инструкция: «Какой»?

  1. Исследование зрительной памяти и внимания (объем внимания, устойчивость внимания, концентрация, переключаемость)

Моторная память

Задание 1. Серия действий, игра «Робот»

Инструкция: «Сделай так»           Непроизвольное внимание

Задание 2. Исследование непроизвольного внимания «Чего не стало»

Материал: различные игрушки, картинки.

Инструкция: «Кто спрятался?»          

Задание 3. Исследование непроизвольного внимания «Что изменилось?»

Материал: различные игрушки, картинки.

Инструкция: «Сделай как было»._________________________________________________

Произвольное внимание и память 

Задание 4. Исследование произвольного внимания

Инструкция: «Поцеловать маму, взять домик, закрыть дверь».

Задание 4. Исследование произвольного внимания «Одинаковые картинки»

Материал: парные предметы/картинки

Инструкция: «Найди две одинаковые картинки или дай такую»        4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Пространственный гнозис

Задание 1. Ориентировка в пространстве (вверху, внизу, спереди, сзади) С 4 лет покажи что вверху, внизу.

Инструкция: «Покажи, где часы» Покажи, где….»          Конструктивный праксис

Задание 2. Конструктивный праксис (по образцу)

Материал: кубики/счетные палочки

Инструкция: «Сделай как я»                  Наглядно-образное мышление

Задание3. «Картинка»

Материал: разрезная картинка

Инструкция: «Сделай как я или сделай как тут»                  Конструирование по образцу

Задание 4. «Продолжи ряд»

Материал: одинаковые предметы/картинки (паровозик и машинка)(кубики, палочки)

Инструкция: «Сделай так»(сделай стульчик, кроватку)                 

  1. Исследование мышления

наглядно-действенное мышление         

  1. Состояние речевой деятельности

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

Понимание речи:

Задание 1. Узнавание названий окружающих предметов

Материал: игрушки (кубик, собачка, уточка)

Инструкция: «Покажи машинку (кубик, собачку, уточка)          

Задание 2. Узнавание названных предметов на картинном материале

Материал: предметные картинки

Инструкция: «Покажи, где мяч (пирамидка, кукла, дом, машинка, телефон)          

Задание 3. Соотнесение предмета с картинками___________________________________________

Материал: игрушки и картинки.

Инструкция: «Возьми, пирамидку поставь тут» мяч        , кукла         , машинка _______, телефон_____________ .         

Задание 4. Воспроизведение простых действий

Инструкция: «Похлопай (попрыгай, потопай, иди к маме, дай мне куклу; мяч дай мне, а кубик возьми себе, покатай машинку, покчай куклу)».          

Задание 5. Узнавание частей тела у себя/у куклы на картинке.

Инструкция: Покажи, где у тебя глазки________ нос_____  лоб_________   рот______  уши________ руки ______ ноги_______ голова __________         

Задание 6. Узнавание простых действий на иллюстрации 

Инструкция: Покажи, где Ляля идѐт_______ сидит________ ест________ спит _______ бежит______ едет________ плывѐт________летит_________

Задание 7. Понимание действий возвратных глаголов

Инструкция: Покажи, кто одевается________ причѐсывается__________ умывается________ катается_____________          

Задание 8. Понимание действий, близких по ситуации

Инструкция: Покажи кто умывается – вытирается _______________ рисует – пишет _________ прыгает – бежит___________

Задание 9. Понимание вопросов: что? кто? где? куда? на чем? чем? кому? с кем? и т.д. по картинке         

Задание 10. Понимание падежных конструкций с простыми предлогами  (на          в         под______ за____)

Задание 11. Понимание существительных по их назначению          

Инструкция: Покажи чем капаешь, чистишь, расчесываешь, стрижешь, (картинки: чашка ________        , сапожки_________, расчѐска__________, лопата_________, ножницы________)

VIII Исследование импрессивной и экспрессивной стороны речи

Использование понимания грамматических форм

Задание 1. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (с 3 лет)          Инструкция: Покажи, где дом – домик        , мяч – мячик___________, стол – столик_________

Задание 2. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных (с 2 лет) 

Инструкция: Покажи, где шар – шары          гриб – грибы        зонт – зонты           кукла – куклы        кошка – кошки__________________ матрѐшка – матрѐшки _______________.

Задание 3. Понимание единственного и множественного числа глагола                  Инструкция: Покажи, где идѐт, а где идут___________ плывѐт-плывут_______________ сидит-сидят___________,        спит-спят _____________.         

 Задание 4. Понимание глаголов, противоположных по значению

Инструкция: Покажи, где мальчик  входит, а где  выходит___________  улетает - прилетает            закрыл - открыл        одевает – снимает          

Задание 5. Понимание видовых глаголов (совершенного, несовершенного вида)         

Инструкция: Покажи, кто моет руки, а кто вымыла руки        , рисует- нарисовал        , снимает – снял ________________.

Задание 7. Понимание глаголов прошедшего времени единственного числа 2 лица

Инструкция: Покажи, где  упал, а где упала____________, резал – резала__________, рисовал – рисовала____________.           

IX. Исследование фонематической стороны речи

Различение речевых звуков         

«ав-ав”(собака)        «му» (корова)        «ме» (овечка)         

«мяу» (кошка)        “ко-ко”(курица)        «пи-пи» (мышка)         

Различение слов, близких по звучанию         

стол         папа         мышка         дочка          


стул         баба         мишка         точка          

X. Исследование фонетической стороны речи

Исследование наличия звукоимитаций и звукоподражаний         

ав-ав         мяу         

ко-ко         

иа-иа         пи-пи          

и-го-го         

би-би                 ту-ту         

пых-пых         

динь         та-та         

ду-ду         

ах         ой         

ай         

Произнесение гласных         

А        У        И        О        Я          

Е        Ю        Э        Ы           

Исследование способности произносить согласные звуки         

п

пь

т

Ть

ф

фь

б

бь

д

дь

в

вь

м

мь

н

нь

л

ль

изолиро

ванно

в словах

г

гь

к

Кь

х

хь

й

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

щ

ч

р

рь

изолиро

ванно

в словах

Предметный словарь                          кукла -        телефон -        голова -          

машина -        паровоз -        руки -          

пирамидка -        штаны -           матрешка -        платье -          


нос -           глаза -                  

Глагольный словарь         

играет -                танцует -          

рисует -        _        кормит -          

моет -                   поливает -          

Исследование сформированности слоговой структуры слова                          пила -        сапоги -        мяч -        диван -        тапки -          

сова -                кубики -                лук -                банан -        вилка -           муха -        машина -                гусь -                лимон -                мишка -                  

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дата заполнения:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...